В KGallery до 1 сентября работает выставка «Случайный тираж»: наследие ленинградской экспериментальной литографской мастерской показывают рядом с работами современных графиков. Благодаря американо-британскому арт-дилеру Эрику Эсторику работы Анатолия Каплана, Веры Матюх и других показывали в Лондоне и Нью-Йорке буквально из-под железного занавеса, а в «Астории» он ухитрился организовать художникам абсолютно буржуазный банкет. «Фонтанка» обсудила с сокуратором «Случайного тиража» Александрой Генераловой истории, которые стоят за избранными листами.
В 1960 году британский арт-дилер американского происхождения Эрик Эсторик впервые побывал в ленинградской экспериментальной литографской мастерской. Историк искусства и коллекционер Николай Кононихин в книге, посвящённой ленинградской литографии, пишет, что Эсторика потрясло увиденное — он купил порядка двухсот литографий и заказал печать альбомов Анатолия Каплана, а на следующий год устроил выставки в Лондоне и Нью-Йорке. Стоял жаркий май 1961 года, лондонские газеты писали о полёте Юрия Гагарина в космос, встрече Кеннеди с Хрущёвым и... о ленинградской литографии. Сейчас в KGallery можно увидеть как раз работы художников экспериментальной мастерской. Цветная литография Веры Матюх (1910–2003) «На маникюр» была на той самой выставке.
«В каталоге лондонской выставки немного репродукций, но изображение этой работы есть, поэтому мы уверены, что она там была, — говорит сокуратор "Случайного тиража" Александра Генералова. — У Веры Матюх поразительная биография: она родилась в 1910 году в семье немки и русского революционера в Германии, и в 1923 году родители забрали её в Советский Союз, причём русский язык она не знала. Поселилась семья в Харькове, который тогда был столицей Украинской ССР. Там Матюх училась в Художественном институте, в том числе у авангардиста Василия Ермилова. В 1931 году она с семьёй переехала в Ленинград и с тех пор работала здесь».
По словам сокуратора, Вера Матюх была очень энергичной женщиной, всегда много работала и любила спорт.
«Например, модные сейчас теннис и танцы — это была её главная страсть, — делится Александра Генералова. — Широкому кругу она была знакома по иллюстрациям книг, в том числе детских, а её муж Евгений Порай-Кошиц был известным физико-химиком, поэтому у них была по тем временам обеспеченная жизнь с отдельной квартирой в центре и дачей в Комарово. "Оттепельные" вещи Матюх, которые вы видите на выставке, — самые лиричные и понятные по визуальному языку и сюжетам из всего её наследия. Она любила тему движения, танца, в её графике много молодых героев. Матюх работала как литограф — а это физически сложная работа — практически до самой смерти. Те, кто с ней общался, вспоминают, что на ее руках всегда была краска. Вера Федоровна прожила 93 года, и ее стиль постоянно менялся: Матюх в 1960-е и Матюх в 1990-е — как будто две разные художницы».
В Лондоне ленинградскую литографию приняли очень хорошо. Помимо Матюх в галерее Эсторика показывали работы Михаила Скуляри, Анатолия Каплана, Александра Ведерникова, Григория Израилевича, Бориса Ермолаева и других художников экспериментальной литографской мастерской.
«Работы, которые там показали, — это как оттепельное кино, но в графике», — поясняет куратор.
Вещи, и правда, в основном лирические, спокойные и свежие: приятные сочетания цветов, никакой стероидной радости, лаконичные формы.
На фоне лёгких «матиссовских» работ выделяется экспрессия Григория Израилевича: после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году он «в стол» создал серию «Чешские события».
«Абстракция нетипична даже для относительно свободной и экспериментальной ленинградской мастерской, — обращает внимание сокуратор. — Такой была реакция художника на происходившее в Чехословакии, сохранились его воспоминания о процессе работы над серией. Израилевич передал свои эмоции через экспрессивные мазки и пятна. Для молодых художников абстракция — чуть ли не самый популярный способ выражать себя в литографии, поэтому рядом с листом из серии Израилевича 1968 года мы показываем современную графику».
В нескольких шагах от гравюры Матюх «На маникюр» — знаменитый «Портрет Гоголя» Герты Неменовой. Из всей мастерской Неменова единственная в молодости училась в Париже и — кураторы приводят цитату Александра Боровского — сохранила «богемность и мальчишество». За основу портрета Гоголя художница взяла его посмертную маску — этот образ стал узнаваемым и в СССР, и за рубежом.
Выставка лишена флёра эксклюзивного знаточества, основанного на личном знакомстве с художниками, то есть делающего понимание предмета как бы не вполне доступным для «обычных» людей. Кураторы помещают ленинградскую графику в контекст, близкий поколению миллениалов. И тут она оказывается крайне актуальной.
«Ленинградская экспериментальная литографская мастерская в послевоенные годы работала с небольшими тиражами, которые художники делали, условно говоря, для себя, — говорит куратор. — А помимо художественных поисков авторы делали эстампы с вполне массовыми тиражами в пятьсот экземпляров. Это были городские и деревенские виды, натюрморты, сюжеты из советской истории. Они стоили недорого, часто уже были обрамлены в простую рамку — купил и повесил на стену. Конечно, большинство обладателей таких работ не знали, что у них в гостиной висит отпечаток большого художника. До сих пор можно найти на сайтах коллекционеров такие литографии и линогравюры по цене в пару тысяч рублей».
Александр Ведерников, родившись ещё в XIX веке на Волге, учился в ленинградском ВХУТЕИНе, а затем преподавал в Инженерно-строительном институте. Там же учился Семён Белый (отец художника Петра Белого) — его работы вы тоже увидите в KGallery.
Ведерников создал много пейзажей с видом на Ленинград из комнаты коммунальной квартиры, когда жил в доме на Васильевском острове. Сегодня в этом здании на набережной Малой Невы, за Тучковым мостом, — гостиница. А Александр Ведерников, как и многие другие художники в 1970-е, переехал из коммуналки на окраину города, в район Ульянка, и темой его пейзажей стали новостройки.
«Спальникам» посвящена и работа Виктора Вальцефера «Новый район. Новый дом», которая показывает «новую жизнь» без брызжущего оптимизма «Свадьбы на завтрашней улице» Юрия Пименова. Рядом — купчинский вид Александры Гарт. Если художники 1960-х переезжали в новые районы из коммуналок в центре, то для современной художницы «спальник» — родной дом.
В честь выставок за рубежом Эрик Эсторик организовал для ленинградских графиков банкет в «Астории» (мужчины в костюмах, дамы в вечерних платьях), на котором к тому же присутствовала британская балетная труппа, и затем поместил эти фотографии в каталоге лондонской выставки, как бы показывая западному зрителю «быт» советского художника (что, конечно, выдаёт продюсерский талант и авантюрную нотку в личности Эсторика). Через Эсторика работы ленинградских графиков оказались в крупных зарубежных коллекциях, которые, как с иронией говорит куратор, «берут художников в будущее». Зайдя сегодня на сайт МоМА (Нью-Йоркского музея современного искусства), можно найти там работы из ленинградской мастерской.
«Печатная графика была неким убежищем для художников — власть обращала на них меньше внимания, — объясняет Генералова. — При этом можно было работать: материалы оплачивали, помещение мастерской было. Когда всё развалилось в 1990-е, многие были не готовы к тому, что теперь всё нужно покупать самим и жить по законам рынка».
Перед самой пандемией, в 2019 году, в той же галерее Эрика Эсторика состоялся ремейк выставки 1961 года — и она, замечает куратор, вновь собрала хорошие отзывы.
«Случайный тираж» — выставка, придуманная молодыми кураторами, — похожа на цепочку ассоциаций или папку с «сохранёнками». Здесь нет принципиального разделения на XX и XXI век, нет ощущения «советской цивилизации», как на выставке Ильи и Эмилии Кабаковых. Непрерывность художественных процессов важнее.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».