Рядом со зданием ТК «Европа» на Петроградской стороне c недавних пор можно увидеть литого брата-близнеца Доменико Трезини с Васильевского острова. «Фонтанка» поговорила с собственником торгового комплекса и узнала, каково будущее новой скульптуры и самого здания. Несколько лет оно простаивает закрытым и привлекает внимание необычной архитектурой — самым обсуждаемым пока был образ римского императора, в котором некоторые увидели Владимира Путина.
Известная всем петербуржцам фигура Доменико Трезини была установлена в феврале 2014 года на одноименной площади, расположенной вдоль Университетской набережной. Проектирование, изготовление и установку памятника организовал Фонд Жорно на собственные средства. Саму идею поставить фигуру Трезини утвердил еще губернатор Владимир Яковлев в 1999 году, однако долгое время для проекта не удавалось найти деньги. Над внешним обликом бронзовой фигуры, которую мы видим сейчас, работали скульптор Павел Игнатьев и архитектор Павел Багрянцев. Истинная внешность Трезини неизвестна, поэтому его образ — по сути фантазия в стилистике XVIII века.
Как рассказывает Юрий Жорно, практически одновременно с тем самым бронзовым Доменико Трезини был отлит и его «брат-близнец». То есть это второй оригинал, отлитый в ту же форму. Скульптура всё это время хранилась на складе. Поначалу она была предназначена в дар швейцарскому городу Лугано к 350-летию Трезини.
«В открытии памятника на Васильевском участвовали дипломаты Швейцарии и Италии. После церемонии ко мне подошли швейцарские итальянцы. Дело в том, что Трезини родом из итальяноязычного кантона. Они сказали, что им очень понравился памятник, и вообще, было бы здорово, если бы в их городе был такой. Я предложил им такую же скульптуру в подарок, в знак дружбы между Россией и Швейцарией», — рассказывает Жорно.
Однако реализовать задумку, как считает предприниматель, не удалось из-за того, что отношения Швейцарии и России после присоединения Крыма становились всё сложней. Переговоры и попытки найти место для петербургского Трезини в Лугано продолжались до 2019 года. Жорно обращался по этому поводу к Валентине Матвиенко, она перенаправила его обращение в посольство России в Швейцарии, после чего предприниматель вёл переговоры с дипломатами. Он даже приезжал в Лугано и осматривал возможное место установки — но правительство Швейцарии отказалось принять скульптуру.
«Швейцарцы ответили в том духе, что для скульптуры такого размера в Лугано нет места, её некуда поставить, поэтому они будут сами заниматься подходящими проектами. Я своими глазами видел, что в городе места полно», — говорит Жорно.
Сейчас он решил установить второго Трезини рядом с «Европой» в качестве инсталляции, чтобы привлечь к скульптуре внимание. Один из возможных вариантов её судьбы — продажа коллекционерам.
«Эта инсталляция не имеет статуса памятника, мы установили её на своей территории. Я обратился к государственным ведомствам с просьбой разрешить временную инсталляцию. Вообще, она могла бы украсить и Петропавловскую крепость. Как раз голова Трезини поднята вверх, он словно смотрит на неё по задумке автора», — поделился предприниматель.
Жорно отмечает, что и при установке первого памятника Трезини пришлось преодолеть много трудностей, поскольку это противоречило городскому закону о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия (№ 820–7). Но выручило то, что распоряжение о создании памятника было подписано на несколько лет раньше, чем приняли такой закон.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) сообщил «Фонтанке», что в июле ему поступило обращение от Юрия Жорно с вопросом об установке скульптуры Доменико Трезини рядом с ТК «Европа» на Малом проспекте Петроградской стороны. Сам предприниматель уточняет, что речь шла об островке безопасности через дорогу от ТК: по его замыслу, Трезини должен был смотреть на здание. В КГИОП предложение перенаправили другие ведомства. Комитет идею не оценил.
«Согласно Закону 820–7 режимами данной территории запрещается размещение произведений монументального искусства в границах композиционно завершенных пространств, за исключением восстановления утраченных, а также произведений монументального искусства, перечень которых устанавливается законом Санкт-Петербурга», — сообщают в КГИОП.
Как отмечает пресс-служба комитета, непосредственным согласованием установки подобных скульптур занимается комитет по градостроительству и архитектуре (КГА). Там «Фонтанке» сообщили, что в ведомство никто не обращался за разрешением для скульптуры Трезини рядом с ТК «Европа». Если речь о благоустройстве островка безопасности, то это затрагивает объект транспортной инфраструктуры и находится в компетенции других ведомств.
Между тем и будущее самого здания торгового комплекса пока не определено, дата его открытия неизвестна. Он введен в эксплуатацию в 2021 году, но до сих пор стоит огороженным и закрытым.
«Он рассчитан на бренды первых линий. Там настолько красивые интерьеры и настолько красиво само здание, что запускать масс-маркет не хочется. А бренды, на которые мы ориентировались, сейчас не работают в России из-за санкций. Мы ждём изменения политико-экономической обстановки, нормализации. Если этого не произойдет, я буду переформатировать концепцию здания», — говорит Жорно.
Сейчас, пользуясь этим периодом ожидания, владелец продолжает совершенствовать интерьеры.
При участии Фонда Жорно в Петербурге установлены памятники Виктору Цою, Анне Ахматовой, Николаю Рериху, создана мемориальная аллея памяти в Московском парке Победы.
Юрий Жорно рассказывает, что у него гораздо больше идей, просто чиновники не разрешают их реализовать. В частности, у фонда уже есть проект памятника этнографу Юрию Кнорозову, который, как уверен предприниматель, достойнее недавно установленной мемориальной доски. Есть также идея создать сад зодиакальных скульптур со светодиодными изображениями созвездий в плоскости земли. Как вариант — в Александровском парке, напротив планетария. А ещё — концепция фигуры Ассоль на Южной дороге Крестовского острова, как символ праздника «Алые паруса».
«С моей стороны поступали неоднократные предложения правительству города раз в два года или год создавать и передавать в дар городу: это может быть памятник, памятный знак или интересный объект благоустройства. Я писал в разные городские и федеральные ведомства, депутатам. Но никакой поддержки не нашел», — отмечает Жорно.
По данным системы СПАРК, предприниматель — директор и совладелец компаний в сфере недвижимости. Жорно известен как владелец коммерческой недвижимости у станций метро «Звездная» и «Парк Победы». Фонд Жорно спонсировал общества «Жители блокадного Ленинграда», «Союз воспитанников детей блокадного Ленинграда», «Ветераны войны и труда», литературную премию Аркадия и Бориса Стругацких.