Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Олимпийская сказка, прощай»: любовь, интриги и политика в новом сериале «Игры»

«Олимпийская сказка, прощай»: любовь, интриги и политика в новом сериале «Игры»

8 493

На «Кинопоиске» стартовал сериал «Игры» — про то, как Советский Союз готовился к Олимпийским играм в Москве 1980 года. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел первые две вышедшие серии, окунулся в ностальгический флер и прикинул, удалось ли создателям выступить на золотую медаль.

Создателям «Игр» режиссеру Евгению Стычкину и продюсеру Александре Ремизовой не впервой погружаться в советское ретро: пару лет назад у них выходил «Нулевой пациент» — о первой вспышке ВИЧ в Калмыкии, в Элисте в 1988 году, — между прочим, признанный одним из лучших сериалов за последнее время. Теперь они отправляются еще на восемь лет назад в Москву.

Вся картинка залита оранжевым фильтром, чтобы напоминать старую некачественную пленку — и правда, документальные кадры переходят в игровые почти незаметно. Но дело не только в фильтре. Вокруг — плащи, шляпы-пирожки, болоньевые куртки… На носах — роговые очки, на головах — характерные стрижки, кабинеты обиты деревянными панелями. В кино идут «Пираты XX века».

Над материальным миром авторы поработали на загляденье: будто и впрямь оказался в той Москве. За кадром Магомаев радостно трубит про «лучший город Земли». Впрочем, под оптимистичную мелодию милиционеры крутят руки молодому пижону в клешах и кожаной куртке: сразу становится ясно, что авторы не собирались исключительно обмазывать зрителя сентиментальными грезами. Пижон — это Игорь Зорин (Григорий Верник, сын Игоря Верника, ранее уже обративший на себя внимание ролями в «Содержанках» и «Мамах чемпионов»). Папа Игоря (Алексей Серебряков) — вполне себе успешный советский начальник, так что имеет возможность сына и от армии отмазать, и из отделения милиции вытащить. Актуально, потому что Игорь, подобно столь многим персонажам кино 80-х, Курьеру Шахназарова и Бананану Соловьева, не может найти себе места, томится, дурачится: залил памятник Ленина валерьянкой, чем, по милицейскому протоколу, «способствовал массовому собранию неорганизованных групп кошек, которые беспорядочно облизывали тело вождя».

Все же папа находит возможным пристроить сына ни много ни мало в оргкомитет будущей Олимпиады. Подготовка идет вовсю. Но, как обычно, левая рука не знает, что делает правая, — и вот поле будущего стадиона залито дождем и превратилось в жидкую грязь, средств категорически не хватает, а из 97 олимпийских объектов к сдаче готовы только 44. Для одних товарищей это повод поднапрячься, для других — попытаться свернуть всю историю, а для кого-то — и вовсе половить рыбку в мутной воде большого денежного проекта.

1 из 7

Название «Игры», само собой, относится не только к спортивным состязаниям, но и к извечным интригам рода людского. Олимпийские игры, вроде бы символ мира и товарищеского духа, здесь — тоже ширма, за которой идут игры политические. На протяжении двух показанных уже эпизодов постоянным фоном идет афганская тема, истребители, носящиеся над горами, тревожные взгляды местных… Большие, взрослые игры чаще бывают подспудными, подковерными — и вообще кажется, что шоураннеры лейтмотивом сериала сделали вот это самое несоответствие, контраст между безмятежной витриной и тем, что клубится внутри. Да и внутри у людей.

Противоположность Игорю — его новая молодая начальница Ирина (Мария Карпова), застегнутая на все пуговицы, верящая в мир, труд, май. Молодой разгильдяй и бунтарь, которого к ней прикрепили насильно, ее искренне бесит, у них получается что-то вроде помолодевшего дуэта Новосельцева и Калугиной; кажется, их обрекли на романтическую арку, и к концу сериала мнение Ирины еще сильно изменится.

За ее спиной свои делишки обделывает ушлый комсомольский вожак Тимошкин (Вячеслав Чепурченко): этот явно далеко пойдет и в Перестройку, и после. Начальник Ирины и глава оргкомитета Олимпийских игр Виктор Ходаков (Игорь Костолевский) — наоборот, руководитель старой формации, суровый, аскетичный и честный. Правда, эти качества недорого стоят, когда на самом верху — уже сильно сдавший генсек, дорогой Леонид Ильич Брежнев. Ему больше нравится гонять на охоту под водочку, чем решать государственные дела: что ему компетентные товарищи подскажут, так и будет.

Юрий Стоянов, которому отдали эту роль, несомненно, крадет любую сцену, где появляется. Правда, в его изображении генсек становится совсем уж карикатурным Брежневым, которого он столько раз играл в «Городке»; от этого «Игры», начавшие вполне серьезно, приобретают неожиданную игривость. Есть еще пара линий спортсменов, которых играют настоящая олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова и тоже вполне спортивный Станислав Демушин, но про них пока мало что можно сказать. Мелькает почти такое же забавное, как у Стоянова, камео Леонида Каневского в роли тренера, слышен характерный баритон Сергея Чонишвили в качестве отца Ирины.

Сам Евгений Стычкин играет в кадре английского журналиста Энтони: у него тут какие-то интриги с участием алчных иностранных компаний, которые взамен на помощь Олимпиаде желают освоения сахалинского шельфа. Так что ко второму эпизоду сериал не определился, куда пойти: сделаться производственной драмой, язвительной сатирой, слащавым панегириком прошлому или еще чем-то. Что точно будет — и война, и, конечно, смерть Высоцкого, и бойкот США, и — в конце — полет олимпийского мишки, которого тоже уже выбрали в довольно яркой сцене. Хочется посмотреть, как все это удастся создателям.

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях