Один из вестибюлей станции метро «Дунайская» закрывают 10 августа на ремонт. Торжественную церемонию открытия провели меньше пяти лет назад, но протечки и заливы случались с первого же дня работы этой станции. Почему с «Дунайской» всё пошло наперекосяк — и какой ремонт нужен вестибюлю? Об этом «Фонтанке» рассказал проектировщик станции.
В сообщении «Петербургского метрополитена», которое появилось на его сайте вечером 7 августа, коротко сказано: «В связи с проведением ремонтных работ по гарантийным обязательствам изменяется режим работы вестибюля 2 станции «Дунайская». С 10.08.2024 года вестибюль 2 будет закрыт для входа и выхода до окончания работ. Пользуйтесь вестибюлем 1».
За строительство «Дунайской» отвечал еще старый «Метрострой», процедура банкротства которого начала набирать обороты после чемпионата мира по футболу-2018. Именно к этому событию хотели открыть три станции метро (среди них «Дунайская»), но не смогли, и сделали это осенью 2019—го, после выборов губернатора Петербурга. В 2021 году «Метрострой» признали банкротом, и с его долгами разбираются до сих пор. На смену ему пришел «Метрострой Северной столицы». Кто именно будет выполнять гарантийные обязательства — «Фонтанке» сообщить не смогли ни в Смольном, ни в МСС.
Пресс-служба «Петербургского метрополитена» рассказывает, что ремонт будет связан с протечками.
«Работы будут проводиться в связи с известными историями. Сейчас планируется привести вестибюль в надлежащий вид, чтобы было эстетично и надёжно», — пояснили «Фонтанке» в метрополитене.
За проектирование вестибюлей «Дунайской», как и за станцию в целом, отвечали архитекторы «Ленметрогипротранса» Николай Ромашкин-Тиманов и Ульяна Сергеева. «Фонтанке» удалось пообщаться с Ромашкиным-Тимановым. Он участвовал в проектировании многих станций петербургского метро, среди них — «Звенигородская», «Адмиралтейская», «Лиговский проспект», «Комендантский проспект», «Международная» и другие.
Архитектор подчеркивает, что авторский надзор проектировщиков за станцией завершился с перерезанием ленточки, в день церемонии открытия.
«Это очень хорошо, что принято решение заниматься ремонтом станции, это дело нужное. Да, прошло всего несколько лет, но она давно требует ремонта. Я считаю, что дело в стройке, в том, как и в какой период ее строили. Наспех, в период пертурбации, когда начинал банкротиться старый «Метрострой» и еще не появился новый. Были сложности с бесконечными субподрядчиками, с финансовыми потоками, которые тоже запутались, попросту говоря», — говорит Ромашкин-Тиманов.
Спроектирована «Дунайская» стандартно, похожим образом устроены «Беговая» и «Зенит» — и там таких проблем нет, отмечает архитектор. Это станция мелкого заложения — таких много в Москве. В Петербурге этот формат используют для станций, близких к завершению ветки.
Какой ремонт необходим вестибюлю «Дунайской»? Проектировщик перечислил конкретные пункты.
«Учитывая проблемы с гидроизоляцией, совершенно точно нужно инъецирование. Я, конечно, не знаю, каков реальный план работ. Но можно ввести специальные растворы изнутри за коробку — и это предотвратит протекание воды. Требуется ремонт потолков. Они сделаны криво, косо и впопыхах. И мы надеемся, что в венткамерах появятся вентиляторы. Они были предусмотрены проектом», — говорит Ромашкин-Тиманов.
Архитектор выразил надежду, что в результате ремонта «Дунайскую» приведут в порядок.
Ранее «Метрострой» среди возможных причин протечек называл то, что «Дунайская» была первой станцией в Петербурге, которую построили методом «топ-даун», то есть сверху вниз. Это означает, что строители возвели стены прямо в грунте по периметру котлована на всю глубину заложения станции. Протечки могут возникать на месте технологических разрывов «стены в грунте».
В 2019 году одновременно с «Дунайской» были открыты «Проспект Славы» и «Шушары». Практически сразу горожане стали сообщать о протечках и на «Проспекте Славы». А станция «Шушары» стала мемом, поскольку основная часть одноименного жилого района отделена от нее промзоной и полями.
В коллекции известных историй с неполадками на новых станциях метро — «Спортивная-2», у которой первое время после открытия в 2015 году были проблемы с остановкой траволаторов и эскалаторов. Это объясняли чувствительностью датчиков и долго не могли найти подрядчика, который обслуживал бы неспокойное оборудование.
Сразу возникли вопросы к станции «Новокрестовская» (сейчас «Зенит»), открытой в 2018 году: пассажиры жаловались на многочисленные недоделки, протечки, отваливающуюся плитку. Вице-губернатор Игорь Албин заявлял, что на ней и «Беговой» в совокупности выявили тысячу дефектов. Количество нарушений именно на «Новокрестовской» оценивали в 700. В 2020 году ее закрыли, провели ремонт и открыли под новым названием в июне 2021-го. Поначалу она работала только по выходным, праздничным дням и в дни мероприятий на стадионе, только в феврале 2022 года ее открыли в ежедневном режиме.
Открытая совсем недавно после ремонта «Чернышевская» в первые дни неприятно удивила остановками эскалаторов. Читатели «Фонтанки» сообщали также о том, что на них якобы капала некая жидкость со свода над эскалатором, ведущим наверх. Однако спустя десять дней после открытия какие-либо жалобы на нее поступать перестали, станция работает штатно. Вопросом для дискуссий остался ее новый дизайн.