Уже этой осенью случится окончательный перелом на российском рынке автомобильных шин, говорят эксперты. Пытавшиеся было наскоком захватить его китайские производители входят в высокий сезон с впервые сократившимся объемом импорта — им здесь официально не рады ни ретейлеры, ни водители. Опустевшую после ухода европейских и японских брендов нишу заняли стремительно развернувшиеся российские производители. Они вытесняют китайцев из средних и высоких сегментов, оставляя лишь самые дешевые позиции, за которые китайцам еще предстоит побороться с белорусами.
Как признаются продавцы резины в Петербурге, экспансия китайских шиноделов осталась в прошлом — в числе рекомендуемых к покупке по соотношению «цена-качество» лидируют покрышки отечественных производителей. Зарубежные колеса, например, Michelin или Yokohama — тоже есть, причем как в наличии, так и под заказ.
И что особенно приятно, — резина перестала дорожать. По данным Росстата, еще в недалеком январе 2022 года среднестатистическая покрышка в Петербурге обходилась в 4,5 тысячи рублей. Взлетевшая в цене в полтора раза уже в феврале того же года, резина сегодня перестала дорожать — с марта 2024 года она застопорилась в цене и все лето обходилась в 6,1 тысячи рублей.
В ближнесрочной перспективе, если не случится еще каких-либо глобальных потрясений, цена останется на том же уровне, говорят продавцы. Мало того, что китайские шиноделы оказались не очень сильными в летней резине, почти ничего путного азиатский импорт не может предложить и в зиму.
Как следует из данных Росстата, за первую половину этого года шинные предприятия России произвели 25,2 миллиона шин, покрышек и резиновых камер, это на 14 % больше, чем за тот же период прошлого года.
— После того, как Nokian Tyres ушли, экспортные объемы мы потеряли, резко снизилась загрузка — в прошлом году мощности завода во Всеволожске были загружены на одну треть. В 2024 году загрузка составляет 50 %, и на российский рынок мы поставим рекордный объем шин, — рассказал в понедельник глава шинного дивизиона «Татнефть» Андрей Пантюхов.
Мощности завода Ikon Tyres во Всеволожске (бывший Nokian Tyres, а теперь шинный бизнес «Татнефти»), поделился Андрей Пантюхов, составляют 17 миллионов шин в год. При анонсированной загрузке можно говорить о том, что только от всеволожского завода домашний рынок пополнится 8,5 миллиона штук покрышек — ⅔ произведенной продукции, которые раньше шли на экспорт, остаются внутри, ограничений по квотам на российский рынок больше нет, и можно наращивать долю, отметил Пантюхов.
По его словам, в сегментах А и B (премиум и среднеценовой), где еще совсем недавно доминировала резина Continental, Bridgestone и Yokohama, доля шин Ikon Tyres в России сегодня составляет 32 %.
— Изменилась структура рынка и в бюджетном сегменте. Если до 2022 года на С-сегмент приходилось 50 % всего рынка, то по итогам 2023 доля составила ⅔. Это вызвано уходом западных и международных брендов, которые работали в А и В сегментах, — отметил Пантюхов.
В ответ на потребности рынка бюджетную резину начали выпускать, помимо завода во Всеволожске, еще на двух заводах шинного дивизиона «Татнефти» — Birinchi в городе Ангрен в Узбекистане (100 % принадлежит «Татнефти») и на производственной площадке в городе Сарань в Казахстане (51 % владеет «Татнефть», 49 % — у казахстанской автомобильной компании «Аллюр», которая занимается производством и реализацией автомобилей на территории РК. Обе площадки способны выпускать в год, по словам Пантюхова, по 3 млн шин — для легковых автомобилей, внедорожников, микроавтобусов, легкого коммерческого транспорта, автобусов и грузовых авто.
Вторым игроком шинного рынка по объемам после «Татнефти» эксперты называют шинный кластер «Кордиант», в периметр которого входит пять производственных площадок, среди которых заводы АО «Кордиант» в Омске и Ярославле и площадки, выкупленные у иностранных собственников: Continental в Калуге и Bridgestone в Ульяновске (сейчас заводы Gislaved). Холдинг S8 Capital приобрел осенью прошлого года и в ноябре 2024-го анонсировал его перезапуск под новым названием Gislaved. Как писал «Коммерсантъ», завод способен выпускать ежегодно 2,4 миллиона шин премиального и массового сегмента для легковушек, кроссоверов и внедорожников.
Под брендом Gislaved с апреля 2024 года работает экс-завод Continental в Калуге. Три площадки в Омске и Ярославле российского бизнеса Cordiant с осени прошлого года также находятся под управлением холдинга S8 Capital.
За последние годы доля китайского импорта покрышек на российском рынке росла стремительно — более чем в три раза, отмечает Пантюхов: с 11 % по итогам 2019 года до 37 % за 2023 год. Или с 7 млн штук по итогам 1 полугодия 2021 года до 12,9 за 6 мес. 2024-го в общем зачете.
В части легковых покрышек китайский импорт за три года вырос вчетверо.
Автобусный и грузовой импорт шин прирастает пока не так грандиозно.
Секрет буйного роста объясняют не только существенным изменением российского автопарка, но и специфической размерностью покрышек у многих внедорожников и кроссоверов из Поднебесной — например, 245/45 R20, которые используют Changan, Chery, Exceed, GAC и еще несколько китайских брендов. Хотя, как говорит Сергей Мишин, который 25 лет занимался экспертизой шин, загвоздка по большей части решаемая.
— Я тоже столкнулся с этой проблемой, что у китайских автомобилей бывают необычные размеры и размер в размер не получается найти. Но, как правило, автомобиль сертифицируется в нескольких размерах, и можно чуть-чуть сыграть — больше-меньше и подобрать что-то себе, — подсказывает Сергей Мишин.
Отметили эту размерную особенность и российские производители и уже ввели в свою продуктовую линейку.
Среди обилия китайского предложения неплохо себя зарекомендовали, отмечает эксперт, бренды Triangle и Sailun. Но — это, как говорится, на безрыбье и только на лето. С резиной на зиму в Поднебесной все намного печальнее — гегемонами, как в автопроме, китайцам стать не удалось.
— Гегемонами в автопроме китайцы стали благодаря ситуации, а не в борьбе с кем-то. Шины слабенькие, хотя давно известны в России, хороших зимних шин у них мало. У них зима другая совершенно — более мягкая, влажная, — говорит Сергей Мишин.
Найти европейскую или японскую резину по-прежнему можно, отмечает Сергей Мишин. — Те, кто не хочет от этой привычки отказываться, покупают шины на заказ. Правда, влетает она в копеечку: цены на зимние покрышки 215/60/R16 от Bridgestone и Michelin на маркетплейсах стартуют от 10 тысяч рублей за штуку, Yokohama — от 8 тыс., Pirelli — от 7 тыс. Найти Nokian Tyres тоже можно — одна штука обойдется от 11 тысяч рублей.
Продукция Ikon Tyres той же размерности обойдется не дешевле: шипованный среднеценовой Nordman стоит от 9 тысяч рублей за штуку, премиальный Autograph — от 11. Китайский Triangle заметно отстает — за колесо придется выложить от 7 тысяч рублей. Причем если сильно хочется именно китайскую резину, то придется поискать — у двоих из четырех популярных в Петербурге продавцов колес в наличии ее просто не оказалось.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.