Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Город Образ жизни Клуб «Ресторатор» круглые столы Рынок готовой еды: в погоне за триллионом

Рынок готовой еды: в погоне за триллионом

Уже никого не шокируют слова «дарк китчен» и «даркстор». Рынок готовой еды в России растет чуть ли не быстрее всех и совсем скоро перепрыгнет отметку в 1 трлн рублей. Но одновременно то и дело появляются новости об очередных отравлениях потребителей. Почему это происходит и как сказывается на бизнесе, обсуждали участники клуба «Ресторатор», которых собрала «Фонтанка.ру».

Отечественный рынок готовой еды развивается гораздо быстрее, чем обычный ретейл. И уж тем более с ним не может сравниться традиционный ресторанный бизнес. Оценки экспертов и аналитиков разнятся, но в любом случае темпы роста составляют десятки процентов в год. По одним прогнозам, объем рынка по итогам 2024 года возрастет до 600 млрд рублей, по другим — превысит 1 трлн.

Однако благостную картину периодически портят сообщения о некачественной продукции, обнаруженной в той или иной сети. Самый большой резонанс получила трагическая история с «Кухней на районе», когда сотни людей отравились некачественным лобио, а двое человек скончались.

Участники заседания клуба «Ресторатор», которое прошло за большим столом в отеле Indigo, никак не могли обойти вниманием острую тему и эмоционально обсуждали причины и последствия произошедшего.

Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
1 из 10
Заседание клуба «Ресторатор»

«Готовая еда — тема модная. И это даже не вопрос к рынку готовой еды, а к тому, как распространяется информация. Не дай бог, но случись что-то подобное в ресторане, это не вызовет столько шума, потому что пострадает пять человек. Но если в больницу попадает 200–300 человек, то информация, естественно, начинает тиражироваться. Как уберечься от того, что произошло в истории с «Кухней на районе», не очень понятно. Просто физически невозможно проверить вообще все», — считает Антон Дулов, владелец сети Uppetit.

Владимир Окулов, генеральный директор «КИО кухня»

«Соглашусь с тезисом, что такие случаи — результат кризиса роста бизнеса и его трансформации. Когда только начинаешь, ты очень маленький, можешь контролировать все и вся и очень трепетно относишься к каждой пылинке. А потом начинаешь расти. И есть такой период, когда ты вроде еще небольшой, но уже не маленький. У тебя еще нет ресурсов, как у федеральных сетей, чтобы организовать очень серьезный аудит и тратить на это серьёзные деньги, но ты уже просто не успеваешь за всем следить. Плачевные эксцессы в основном происходят именно в этот период жизненного цикла бизнеса. Надо это понимать и делать все, что в наших силах, для контроля качества», — уверен Владимир Окулов, генеральный директор «КИО кухня».

О степени развития рынка говорил и Максим Яковлев, руководитель развертывания розничной сети GrowFood: «Любой бизнес — вообще штука рисковая, но в связанном с готовой едой эти риски принципиально выше. Проблем несколько. Рынок готовой еды достаточно молодой и в целом пока еще маленький. Если сравнивать потребление готовой еды на человека, то в России это 3 кг, а к примеру, в Великобритании — 25 кг. Ниже нас, по-моему, только Турция, у них 0,7 кг, но там готовая еда не нужна. Зачем, если есть шаурма и мангал. Молодой рынок очень сильно начали разгонять условные «самокаты» и «лавки», которые поняли, что это категория трафикообразующая».

Максим Яковлев, руководитель развертывания розничной сети GrowFood

Еще одна фундаментальная причина, с точки зрения Максима, лежит на законодательном уровне: «У нас долгое время действовал мораторий на проверки, и был уведомительный порядок по открытию производств. Как мы видим по кейсу «Кухни на районе», часть дарк китченов даже не отправляла уведомления. В итоге могли возникать ситуации, когда к тебе приходят сети и говорят: давай-давай-давай, у тебя есть возможность быстро запустить новое производство. Часть предпринимателей в этих условиях идет на какие-то управляемые, с их точки зрения, риски. Можно ли от этого защититься? Каждый такой кейс перетряхивает рынок и одновременно повышает фокус со стороны сетей и производителей, которые понимают: вместе с отравлением наступает уголовная ответственность, административная ответственность и возможность потерять бизнес. Поэтому все вопрос времени. В идеале надо учиться на чужих ошибках, но кто-то это делает на своих».

При этом участники заседания клуба «Ресторатор» в один голос заверили, что ситуация с «Кухней на районе» никак не сказалась на продажах готовой еды. Ни в демократичном, ни в премиальном сегментах бизнеса.

«Я предполагала, что продажи изменятся, но снижения не произошло: ни в этот день, ни в последующие. Наш LFL не изменился, и темпы роста товарооборота по кулинарии остались прежними», — заметила Светлана Юрасова, директор по коммерции и развитию кулинарного производства и пекарни сети «Лента».

Наталья Ибрагимова, управляющая кулинариями «Шаляпин»

«Никакого спада не произошло. Все осталось на прежнем уровне», — сказала Наталья Ибрагимова, управляющая кулинариями «Шаляпин».

Семь раз проверь

Участники заседания клуба «Ресторатор» много говорили о том, можно ли как-то застраховаться от новых эксцессов, подобных массовому отравлению в «Кухне на районе».

«Мы являемся поставщиками для производителей готовой еды. Работаем с 2008 года. И когда заходили с нашей продукцией в KFC, нам поставили жесткие условия, мы проходили тяжелейший аудит для получения международных сертификатов. А потом проходили его снова и снова, когда заходили в сети «Лента», «О'кей», Uppetit, «Вкусвилл» и т. д. Наши партнеры — не только ретейл, но и общепит: «Бургер Кинг», Rostic's, «Теремок», «Вкусно — и точка».
Как видим этот процесс мы? Аудит поставщика должен быть системой. У нас система есть, поэтому, когда произошли все эти события, мы не сильно испугались за себя — только за наших партнеров», — говорит Елена Степанова, руководитель отдела продаж «Грин Салат».

Светлана Юрасова, директор по коммерции и развитию кулинарного производства и пекарни сети «Лента»

«Наверное, в тот день мы все с вами вздрогнули. Я помню свое состояние — это было «не айс». Но я четко понимаю, что бизнес-процессы в крупной федеральной компании построены так, что они защищают тебя от подобных ситуаций. Процедуры в больших сетях практически одинаковы: помимо аудитов, у нас постоянно происходят лабораторные исследования по поставщикам, выборочные отборы продуктов и т. д. И любой товар, оказавшийся в зоне некачественного продукта, сразу попадает «на стоп». В этот день я для себя сделала вывод, что эти длинные и дорогие процедуры обеспечивают определенный заслон от подобных вещей», — рассказала Светлана Юрасова из «Ленты».

Как эта процедура проходит в крупных розничных сетях, объяснила Инесса Гладкова, главный технолог СП «О'кей»: «Прежде чем любое сырье или полуфабрикат появится на прилавке, директор по качеству организует аудит поставщика по внутреннему чек-листу. Далее проходят дегустации, результаты которых утверждаются генеральным директором в центральном офисе. И уже после этого команда технологов начинает работать с этим сырьем, полуфабрикатами или готовой продукцией. В итоге мы не видим для себя никаких рисков, потому что у нас очень сильный контроль».

Елена Зайцева, продакт-менеджер кулинарного пути «ВкусВилл» (в центре)

Аналогичная система есть и в других сетях. «Готовая еда во «Вкусвилле» занимает первое место в товарообороте: ее доля больше 16%. У нас работают свои дарк китчены, которые закрывают потребности по блюдам «из-под ножа» — то, что нельзя хранить по 4–5 суток. Яркий пример — салат из авокадо, который все так любят, в коробочку упаковать нельзя. Но в основном мы реализуем готовую еду от партнеров. И прежде чем заключить договор с тем или иным контрагентом, проводим трехступенчатую систему контроля. Перед первой поставкой независимые аудиторы выезжают на производство — и только если они дают добро, мы начинаем сотрудничать с компанией. Плюс плановые проверки, плюс рандомные, когда поставщик не знает, в какой момент наши представители приедут. Кроме того, наши технологи трижды в неделю контролируют продукцию с потока. А три жалобы на продукт от покупателей в течение дня — сигнал, чтобы остановить продажи. Даже если это жалобы не по годности, а просто по вкусовым качествам. Поэтому все держат руку на пульсе», — рассказала Елена Зайцева, продакт-менеджер кулинарного пути «ВкусВилл».

Анастасия Калинина, руководитель управления маркетинга торговой сети «Пятёрочка Северо-Запад»

«В «Пятёрочке» есть клуб тайных покупателей, он работает на все магазины X5. Через приложение «Пятёрочка» каждый желающий может вступить в этот клуб и проверять регулярно все магазины, в том числе и готовую еду. Федеральные сети, естественно, привлекают большое внимание контролирующих органов и покупателей. У нас очень похожая система по внедрению новых поставщиков, как и у коллег по рынку. В итоге, когда новые производители спрашивают, как можно попасть на полку «Пятёрочки», мы сразу предупреждаем, что их ждёт несколько месяцев очень жёсткого аудита и проверок», — рассказала Анастасия Калинина, руководитель управления маркетинга торговой сети «Пятёрочка» на Северо-Западе.

Вячеслав Бурманов, генеральный директор сервиса «Польза»

Различные системы контроля вводят и сервисы по доставке рационов питания. «Когда начались события, связанные с отравлениями, мы ввели дополнительную систему внутренних проверок. Еженедельно проводим внутренние тестирования, когда случайно выбранные наборы еды проверяются на «микробиологию». И раз в месяц делаем это во внешней лаборатории. Для нас было удивительно, что некоторые большие игроки, за которыми стоит крупнейший банк, не проводили аудит всех своих поставщиков. Мы решили провести дополнительные проверки и отправили технолога на некоторые предприятия, которые нам поставляют сырье», — рассказал Вячеслав Бурманов, генеральный директор сервиса «Польза».

Но, помимо аудита, важна еще и организация самих производственных линий.

Наталья Хаметова, директор по развитию компании «Алтэк»

«Мы занимаемся проектированием — в том числе дарк китченов и пищевых производств. На наших глазах происходит масштабирование бизнеса из маленькой точки продажи площадью 80 «квадратов» в фабрику в 10 тыс. кв. м — и это здорово. Для малого бизнеса контракт с ведущим федеральным ретейл-игроком — это возможность роста в минимальные сроки. Но она ведет к значительным финансовым и временным затратам. Поэтому когда появляется такая перспектива, собственник зачастую принимает решение масштабироваться на имеющейся площади, которая не предназначена для таких объемов, или не тратить время и деньги на поиски подходящего помещения в аренду, а брать то, что есть, — ведь хороших производственных площадок очень мало. И если прикрывать глаза на какие-то мелочи, происходят ошибки: нарушаются элементарные правила технологической расстановки оборудования, организации цехов, условий хранения продукции, упаковки. И если кто-то не надел халат или пренебрег температурным режимом в цехе упаковки или произошло пересечение грязного и чистого сырья — это не ерунда... У вас может быть классный поставщик продуктов, у вас может быть современное оборудование, но из-за таких «мелочей» в дальнейшем возникает риск пищевых отравлений», — говорит Наталья Хаметова, директор по развитию компании «Алтэк».

Дефицит людей и метров

Несмотря ни на что, отечественный рынок готовой еды продолжит быстро развиваться. В перспективе — до британского уровня. То есть потенциально объемы потребления могут вырасти в 8 раз. Участники дискуссии лишь разошлись в оценках: кто-то говорил о трех годах бурного роста, а кто-то — о пяти.

При этом бурное развитие одновременно порождает и различные проблемы.

«Сейчас рост категории «Готовая еда» сдерживает только отсутствие цивилизованных производственных площадок. Сейчас только 10% рынка занимают крупные предприятия, которые могут пройти аудит: «ленты», «океи», «вкусвиллы» и т. д. Остальные 90% — это индивидуальные предприниматели, которые тоже пока поставляют продукцию, в том числе и в федеральные сети. Мы сейчас пошли по России и представлены в 15 регионах — видим, что проблема с производствами жуткая. Вроде бы площадки есть, но когда начинаешь оценивать, проводить аудит и дегустации, становится грустно. В итоге сейчас сами строим несколько заводов. Трудно сказать, когда мы придем к уровню развития рынка, аналогичного британскому, потому что для открытия новой площадки требуется два года», — рассказал Максим Яковлев.

«Огромная проблема — ресурсы, в первую очередь людские. Мы строим огромные фабрики, но кто их будет обслуживать? Ничего утешительного сказать нельзя: кадровый голод будет усиливаться. Поэтому в Сибири мы сейчас рассматриваем проект полуавтоматизированного производства. Там будет минимальное количество людей», — заметила Светлана Юрасова.

«Как и все, мы стараемся отслеживать тренды и все более углубленно занимаемся технологиями, чтобы использовать полуфабрикаты высокой степени готовности. Это позволяет оптимизировать процессы приготовления, задействуя минимум людей. Ведь квалифицированного персонала на рынке крайне мало. Средний чек в наших кулинариях — от 300 до 400 рублей. Большинство продукции у нас уходит через традиционный прилавок, но мы увеличиваем долю упакованной еды», — говорит Алексей Лехман, менеджер развития категории кулинарии «О'кей».

Ольга Иванова, заместитель директора «Грин Салат»

«Грин Салат» в свое время участвовал в проекте «Производительность РФ». Тогда мы оптимизировали нарезку и упаковку салата «Айсберг». И очень хорошо для себя поняли, что оптимизация производства дает реальный эффект для роста выработки. Сейчас занимаемся этим уже самостоятельно. С одним и тем же количеством людей мы теперь можем делать больше заказов», — заметила Ольга Иванова, заместитель директора компании «Грин Салат».

Бери больше — кидай дальше

Буквально у всех участников рынка готовой еды большие инвестиционные планы.

Антон Дулов, владелец сети Uppetit

«Нас ждут три года максимальной динамики в процентах развития. Как на рынке доставки, где лет семь назад была самая большая точка хайпа. Так что сейчас главный принцип: бери больше — кидай дальше. Быстрее, быстрее, быстрее! Спрос дикий! Но скорость развития будет будет определять не специализированная розница, которая занимает маленький процент рынка, а большие ребята — федеральные сети: насколько быстро они смогут «насытить полку» и увеличить «глубину» ассортимента. Я не строю планов по захвату мира, меня больше интересует качество, чем цифры. Но если бы у меня был большой мешок денег за спиной, я бы, не думая, пошел покупать землю, чтобы построить в Питере производство на 5–6 тыс. кв. м. И я понимаю, что это будет востребовано при любом варианте развития событий. Средний чек за год вырос на 25% и сейчас равен 380 рублям. У нас 40 точек, мы хотим открыть в Питере точек 150–200. Из-за того, что я работаю в ценовых сегментах «средний» и «средний плюс», побаиваюсь, что нам не хватит мест для подобных проектов. Соответственно, нужен второй бренд, который будет работать на другой маржинальности, — лоукостер. Допустим, кулинария с fast-casual зоной», — рассказал о планах Антон Дулов из Uppetit.

Компания «КИО кухня» развивает сеть классических кулинарий. «Одно из правил нашей организации — не торопиться. И в развитии мы тоже исповедуем эту истину. В среднем открываем одну точку в месяц: сегодня, к примеру, начала работать 26-я. Нет никаких KPI, — мы просто ждем конкретных локаций, которые нам интересны для развития фирменной розницы. Всего в Петербурге можно открыть порядка 60 точек. Кроме того, занимаемся недвижимостью, поэтому одновременно и арендаторы, и арендодатели. У нас есть собственная производственная площадка на 1,5 тыс. кв. м, где есть возможность расширяться постепенно: недавно увеличили цех выпечки на 300 кв. м. Средний чек в наших кулинариях — от 250 до 300 рублей: он вырос в пределах инфляции, маховик которой раскручивается. На условную котлету с гарниром, булочкой и напитком у нас хватит тех самых 300 рублей. Так как мы открываемся в дорогих местах, то у нас нет возможности спонсировать посадочные места, уборку и т. д., и наши покупатели в основном приобретают еду «с собой», — говорит Владимир Окулов, глава сети «КИО кухня».

Свой шесток


Сервис «Смекалка» отличается от других игроков рынка тем, что производит только замороженную готовую еду. «Это готовое решение для завтрака, обеда, ужина — вплоть до барбекю и замороженных шашлыков. Наш сервис основан в 2018 году в Петербурге, и до 2022 года мы активно развивались. У нас было порядка 10 производств в Петербурге. Но в итоге мы трансформировались в одно большое — в Московской области. И сейчас вновь восстанавливаем присутствие в Петербурге, наращиваем аудиторию. А дальше начнем развивать и Москву. Там у нас магазин, который будем использовать как точку для масштабирования доставки. Будем открывать не дарк китчены, а дарксторы: у нас фокус на онлайн-доставку. Средний чек порядка 3 тыс. рублей, но нужно учитывать, что люди заказывают наши продукты не для того, чтобы съесть здесь и сейчас, а условно, на неделю. Для нас любые темпы прироста больше 10% в месяц — это хорошо», — считает Илья Филатов, коммерческий директор сервиса «Смекалка».

Александр Скворцов, бренд-шеф «Смекалка» в Петербурге (слева) и Илья Филатов, коммерческий директор«Смекалка»

Бренд-шеф «Смекалки» в Петербурге Александр Скворцов, который раньше много лет работал в ресторанах, свою задачу описал так: «Концепция сервиса очень простая. Условно, мы даем возможность человеку не просто отварить пельмени, а приготовить их в 5–10 вариациях. Допустим, те же пельмени обжарить на сковороде в сырном соусе. И сделать это максимально просто. Наша целевая аудитория — молодые мамы с детьми. Муж на работе, она занимается детьми, и мы даем возможность ей и самой поесть, и детей покормить. При этом совершенно не заморачиваясь и тратя на приготовление 5–7, максимум — 10 минут».

Антон Мухин, совладелец Bulki.com

«Я, на самом деле, вообще фанат рынка готовой еды, потому что время — деньги. Бабушки, к сожалению, умерли, а внучки не научатся готовить никогда. Я изначально ресторанный человек, и хлеб мы производим в первую очередь для ресторанов. Но также работаем с «Яндексом» или «Партией еды», которые делают сэндвичи на нашем хлебе. Сейчас уже продаем его не только в Петербурге, но и в Карелии, Москве, Мурманске, Архангельске и т. д. Поэтому будем расширять производство в четыре раза», — заявил Антон Мухин, совладелец Bulki.com.

У сервиса «Польза» — совсем другая специализация. «Мы для тех, кому нужно строгое диетическое питание. В основном к нам люди приходят, когда врач предложил им определенную диету. Для нас важно, чтобы, получив такую рекомендацию, человек с высокой долей вероятности нашел нас в интернете. И благодаря тому, что другие сервисы доставки борются за все более широкую аудиторию, на рынке освобождается место для нас. Если взять первую половину 2024 года, мы выросли по сравнению с 2023 годом по размеру выручки примерно на 60%. Понятно, что 15% из них съедает инфляция. Мы считаем, что сегмент строгой диетической еды может занимать 10–15% рынка готовых рационов. Конкуренция у нас небольшая. Изначально это была нишевая история, но аудитория очень лояльная, рост продаж продолжается, поэтому мы планируем расширение производства в 2024–2025 годах. Добавим еще один этаж, это порядка 100 кв. м. У нас достаточно взрослая аудитория — люди от 35 до 50 лет. Мы, в принципе, от этого выиграли в 2022–2023 годах: она менее мобильная и не может по каким-то причинам взять и уехать в другую страну. Средний чек у нас порядка 8 тыс. рублей: человек покупает сразу на неделю»,— рассказал Вячеслав Бурманов, генеральный директор сервиса «Польза».

«У нас есть планы по захвату мира, и мы этого не скрываем. Для того чтобы их реализовать, надо понимать, как мир изменится. А он изменится сильно. Сейчас на Земле 7 млрд, скоро будет 10 млрд. Темп жизни растет, поколения меняются — и навыков готовки все меньше и меньше. Мы с 2016 года развиваемся по подписочной модели. У нас два бренда: Grow Food — это такой смузи-бренд — и «Прием» — народная еда за 9900 рублей за месяц. У нас два собственных производства, сейчас строим третье — в Москве. Мы научились выстраивать очень качественную логистику, в итоге делим на этом рынке 1–2 место. Но мы поняли, что сам рынок подписки в России крайне мал: на сегодня его емкость оценивается в 18 млрд рублей. Поэтому с конца прошлого года пошли в «розницу» — поставляем нашу продукцию ряду сетей, у нас уже открыто несколько своих точек под разными брендами», — рассказал Максим Яковлев из Grow Food.

Планы у его компании по настоящему огромны. «К 2028 году дефицит производственных площадей составит порядка 700 тыс. кв. м. К этому времени мы планируем построить 100 тыс. кв. м. Мы хотим быть не просто компанией, которая занимается доставкой рационов или поставляет продукцию в розничные сети. Пример для нас — западные компании, типа Greencore, обороты которых достигают $2 млрд. В наших планах открыть к 2028 году 10 тыс. точек — в том числе в формате «шоп-ин-шоп», который масштабировать гораздо быстрее: по сути нужны только витрины и холодильник. Мы сейчас обкатали этот формат на дискаунтере «Магнита» — результаты отличные. Но чтобы у нас не «схлопывалась» экономика, параллельно будем продолжать доставку рационов: там маржа намного выше, чем в ретейле. Конкуренция на рынке готовой еды пока небольшая. Голубой океан, все только начинается! Будут сделки по слияниям и поглощениям — это есть и в нашей стратегии. Чтобы построить с нуля в хорошем темпе производство, нужно полтора-два года и инвестиции свыше 1 млрд рублей. Поэтому смотрим готовые проекты с хорошей командой», — поделился планами Максим Яковлев.

«За последние 4 года, то есть с начала пандемии, наша компания выросла в 2,5 раза. Потому что увеличился рынок готовой еды. Многие наши клиенты перешли от классической модели ресторана к гибридной, когда продают свою продукцию в том числе навынос. Как раз рост наших партнеров обеспечивает и наш рост», — заметила Елена Степанова из «Грин Салат».

Нам нужен ресторан

Если большинство сервисов стремится расширять бизнес в онлайне, то DelicatesClub, напротив, планирует открыть первый ресторан. «Мы начинали в 2018 году как поставщики морепродуктов в рестораны и уже потом стали заниматься розницей. Привозим устрицы, готовим роллы, поке, запеченного краба — все, что связано с морепродуктами. Изначально фокус был на дарк китчен и онлайн-доставку. Но люди стали говорить: мы хотим прийти и поесть. Запустили гастроужины, в августе открываем ресторан с аквариумом на Петровском острове, чтобы попробовать уже напрямую взаимодействовать с гостями. Люди хотят приходить в ресторан, которому они доверяют. Наш средний чек за год вырос на 20% и сейчас составляет 5 тыс. рублей», — рассказал Станислав Иванов, директор по развитию сервиса DelicatesClub.

Станислав Иванов, директор по развитию сервиса DelicatesClub

Ресторанное направление развивают и федеральные розничные сети. «В прошлом году мы открыли в одном из гипермаркетов первый ресторан «Лента Fresh». Это не кулинария, а кафе с открытой кухней, приготовлением блюд на месте и большой посадочной зоной. Средняя проходимость — 12% от всех посетителей магазина. Я сама рисовала концепт: мы вообще не отделяли ресторан от торгового зала. Средний чек — около 400 рублей. За эти деньги человек получает полноценный обед. В кулинарии средний чек где-то на 15–20% ниже. Также активно развиваем производство хлеба, в прошлом году запустили рустикальное направление. Благодаря тому, что изменили рецептуру и названия, продажи выросли на 85%. В целом, сегмент кулинарии показал рост около 20% — это лучше, чем основной ретейл. А в ближайшие три года планируем вырасти еще вдвое», — рассказала Светлана Юрасова.

Инесса Гладкова, главный технолог СП «О'кей»

«У «Окея» на базе гипермаркетов работают кафе, куда клиенты могут принести готовую продукцию или купить что-то в отделах кулинарии и пекарни. Полуфабрикаты мы поставляем в свежем виде, все готовится из-под ножа, потому что у нас отсутствует какая-либо фабрика. Развиваем направление блюд высокой кухни и блюд народов мира — и Азии, и Италии, и Франции, и Германии, и России, конечно. Плюс самые разные комбо-наборы. Когда, к примеру, за 199 рублей человек получает чашку кофе со свежим круассаном и кашу», — сообщила Инесса Гладкова, главный технолог СП «О'кей».

Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
Заседание клуба «Ресторатор»
1 из 9
Заседание клуба «Ресторатор»

«Возрастные особенности сильно влияют на рынок. Сейчас поколения Alfa и Z составляет 28% населения, к 2030 году это будет уже примерно 40%. И эти люди не любят, не хотят и не умеют готовить. Либо просто по-другому ценят свое время. Поэтому в магазин они приходят не за ингредиентами, а за едой. Мы тоже развиваем направление национальных кухонь, потому что у этого поколения есть фокус на интересные блюда, которые они обычно могут попробовать в Horeca. В целом за 2023 год «Пятёрочка Северо-Запад» в сегменте готовой еды приросла на 31% — в первую очередь за счёт увеличения числа уникальных клиентов. И темпы роста сохраняются. По нашему прогнозу, примерно в течение пяти ближайших лет ежегодный рост будет составлять около 30%. Естественно, есть вызовы. К сожалению, качественных поставщиков не так много и их мощности не всегда позволяют обеспечить присутствие товаров на полках более 22 тыс. магазинов. Поэтому вопрос развития сети фабрик-кухонь стоит остро. Сейчас на территории Северо-Запада в процессе стройка нескольких объектов. Важный момент в работе — логистическое плечо. В настоящее время мы оставляем в ассортименте только «короткосрок», и для нас это огромнейший вызов, поскольку доставка в Сыктывкар, Мурманск и Архангельск в связи с погодными условиями порой требует больше времени. При этом спрос на готовую еду в этих городах оказался очень хорошим. Помимо готовой еды, развиваем и хлебное направление. Сейчас в Петербурге уже 80% магазинов оснащены пекарнями, практически в каждом магазине присутствует зона кафе. Небольшая, так как «Пятерочка» — магазин у дома. Средний чек в нашей кулинарии около 200 рублей», — рассказала Анастасия Калинина из «Пятёрочки».

«Шаляпин» на рынке уже более 20 лет. Сейчас все говорят про здоровое питание. Мы тоже развиваем эту линейку, но, как показывает жизнь, оливье, борщ и домашние котлеты остаются «впереди планеты всей». Спрос рождает предложение. Наши гости давно просили и требовали кулинарию в Репино, и мы ее открыли. И будем открывать еще несколько небольших кулинарий в городе. Наш средний чек при покупке в зале около 3 тыс. рублей, а на доставку — около 5 тыс.», — рассказала Наталья Ибрагимова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
43
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях