Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Черный ворон, я не твой. Почему культовый фильм 90-х не перезапустился

Черный ворон, я не твой. Почему культовый фильм 90-х не перезапустился

26 975

На экраны 22 августа вышел «Ворон» — перезапуск франшизы, тридцать лет назад начатой Алексом Пройасом. Обозреватель «Фонтанки» заглянул в черноту фильма и рассказывает, можно ли там хоть что-то разглядеть.

Сюжет, незатейливый, как слово «кар», известен неплохо всем, кто носил кожу, слушал The Cure — ну или просто был молодым в 90-е. Влюблённую парочку убивают бандиты; парень, Эрик Дрейвен, при помощи магического ворона восстаёт из мёртвых и отправляется мстить. Фильм Алекса Пройаса стал культовым — не только потому, что удачно совместил наивность комикса со стильным мрачняком, но и благодаря возникшей вокруг него легенде. Фильм преследовали беды, а под конец из-за трагической случайности погиб исполнитель главной роли — Брэндон Ли. Конечно, после этого «Ворон» не мог не стать явлением, породил череду бездарных сиквелов и духовных наследников — от «Матрицы» до «Города грехов».

Забавно, что ребут Руперта Сандерса точно так же настигло проклятие «Ворона», и фильм угодил в производственный ад — подобно мстительному духу главного героя. Его затеяли ещё в 2008-м, и с тех пор он сменил порядком режиссёров, претендентов на главную роль и даже студий. На роль Дрейвена претендовали пол-Голливуда: Ченнинг Татум, Люк Эванс, Райан Гослинг, Джеймс МакЭвой, Марк Уолберг, Брэдли Купер, Том Хиддлстон, даже Джейсон Момоа, хотя куда уж дальше от бледного готического мстителя, чем Момоа. В итоге сыграть его взялся Билл Скарсгард, которому как раз не привыкать изображать готического героя.

Он и «Оно», и маркиз де Грамон в «Джоне Уике», и граф Орлок в будущем «Носферату». Правда, слегка детское его лицо всегда вызывает какое-то легкое чувство несоответствия. Правда, и герой его не похож на Ворона Брэндона Ли: какой-то, с позволения сказать, татуированный кидалт. У парня проблемы с наркотиками, и он оказывается в очень уютном исправительном центре, где все носят розовые джемперы; ясное дело, мужского и женского отделения здесь нет, и Эрик знакомится с девушкой Шелли, которую играет авангардная хип-хоперша FKA Twigs. Она тоже не такая, как все, так что оба сбегают из колонии и живут по полной: целуются в озере, бегают на рейвы и обмениваются цитатами из пабликов вроде «если тебе будет трудно меня любить, люби меня ещё сильнее». Идиллия заканчивается с приходом негодяев: оказывается, Шелли в прошлом связалась с нехорошими людьми, среди которых самый главный — респектабельный седовласый меломан, которого играет Дэнни Хьюстон. Естественно, для рейверов поклонник оперы — самое страшное, что может быть. В старом фильме вместо него злодеем был шикарный и мрачный Майкл Уинкотт с длиннющими волосами — с таким, конечно, тягаться сложно.

До этого момента проходит, кажется, добрая треть двухчасового фильма. Где у Пройаса в 1994-м «Ворон» сразу взмывал в темные готические небеса, там Сандерс пытается играть сразу на множестве полей, и в очень странной неровной манере. Вся любовная линия — это какой-то сплошной большой привет из «Сумерек», со всей их открыточной слащавостью. Усугубляется это тем, что, к сожалению, между Скарсгардом и Twigs — абсолютный ноль химии. Когда Эрик наконец делает то, чего зритель уж заждался, то есть наносит свой макияж и отправляется мстить, подростковая мелодрама вдруг превращается в неожиданно откровенный слэшер. Навылет простреливаются черепа, кишки вываливаются из животов, челюсти отрубаются катаной. Фильм тут отчётливо пытается прикинуться «Джоном Уиком», но ему явно не хватает элегантности, а вот ненужной в готической сказке жестокости здесь — через край. Отдельная статья — прекрасно накачанное тело Скарсгарда, которое он то и дело невзначай демонстрирует с таким упоением, что кажется, это было прописано отдельной статьёй в контракте.

Временами ещё Эрик вываливается в лимб, который, как все уже отметили, похож на зону Тарковского с ржавыми конструкциями, лужами и заросшими рельсами. Из Андрея Арсеньевича же и полторы сцены с белой лошадью. К чему этот флирт с авторским кинематографом — тоже не вполне понятно. Сандерс в интервью настаивает, что его фильм — тоже независимое кино. Но, учитывая, что картина собрана сплошь из клише, и главное, собрана не слишком увлекательно, такая претензия еще более невероятна, чем история про волшебного ворона. До этого в портфолио режиссёра была и готическая сказка «Белоснежка и охотник», и ремейк аниме «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йохансон — и оба какие-то недожатые, недопечённые. Такая же судьба постигла и «Ворона». Из лимба посредственности, как ни жаль, на таких крыльях не взлететь.

Матвей Пирогов, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях