Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Я просто знаю, что смерть неизбежна». История Маргариты, которая спасает могильные плиты

«Я просто знаю, что смерть неизбежна». История Маргариты, которая спасает могильные плиты

15 441

Фрагменты дореволюционных надгробий в Петербурге порой находят в самых неожиданных местах. В августе у Мариинского театра горожане обратили внимание на половину надгробия, которую до демонтажа использовали то ли как бордюрный камень, то ли как поребрик. А в марте у мусорных контейнеров на Петроградской стороне были найдены два старых финских надгробия. Подобные находки старается исследовать и сохранить автор проекта whatiscemetery Маргарита Николаева. «Фонтанка» поговорила с ней о том, зачем это нужно в городе, который буквально стоит на костях.

Маргарита переехала в Петербург из Самарской области восемь лет назад, поступив в СПбГУ. По образованию она специалист в области международных отношений и экскурсовод. Некоторое время работала на Пискаревском кладбище, а сейчас занимается организацией культурных мероприятий.

Проект whatiscemetery («что такое кладбище») девушка запустила три года назад, в феврале 2021. На одноименном сайте и в своем телеграм-канале ars moriendi («искусство умирать») она делится личными открытиями, которые касаются исторических кладбищ Петербурга и не только. Раньше Маргарита вместе с единомышленниками организовывала субботники на Смоленском лютеранском кладбище, а сейчас время от времени проводит тематические экскурсии. Скоро выйдет в свет ее книга «Некрополи Санкт-Петербурга» об истории утраченных и сохранившихся кладбищ: от допетровских времен до современности, с акцентом на дореволюционной культуре.

Иногда подписчики присылают девушке фотографии найденных в городе исторических надгробий — и она помогает их сохранить. Их по согласованию отвозят в мемориальную зону Митрофаньевского кладбища. За всё время существования проекта Whatiscemetery туда перевезли шесть исторических надгробий. Какого-либо охранного статуса найденные надгробия не имеют, поэтому ни одно из государственных ведомств заниматься им не может. Инициатива существует, пока в этом заинтересованы горожане.

— С чего начался ваш интерес к старым захоронениям, к надгробиям, к этой теме в целом?

— Мы гуляли с другом по петербургским кладбищам и задавались вопросом: почему новые захоронения столь значительно отличаются от старых? По форме памятников, текстов на них и в остальном. Я делилась с другом своими мыслями, а он подначивал меня рассказывать об этом на более широкую аудиторию. Поэтому я создала телеграм-блог и постепенно это всё разрослось. А почему мы в принципе стали гулять по кладбищам — я уже не помню.

— В каких необычных, на первый взгляд, местах в Петербурге удавалось находить исторические надгробия?

— Лично я их не находила, к сожалению. Люди находят и присылают мне информацию об этом. Самым необычным местом был подвал советской пятиэтажки в Московском районе, на Кузнецовской улице. Там нашли надгробие ребенка, мальчика Порфирия. Можно предположить, что могильная плита оказалась в подвале в результате того, что ее использовали при строительстве.

Надгробие Порфирия Кельнера, найденное в подвале.

Ещё мне понравилось надгробие, которое очень красиво стояло в поле недалеко от метро «Кировский завод», рядом с трамвайным кольцом. Полуколонна, которая была размещена, словно столбик. Это оказалось надгробие Элизабет Нейман, которая умерла в 19 лет в XVIII веке. Кто-то маркером обвёл буквы на нём. Где оно было установлено изначально — неизвестно. Мы вместе со знакомыми закатили эту колонну в машину и увезли на Митрофаньевское кладбище.

Надгробие Элизабет Нейман, найденное недалеко от метро «Кировский завод».
Надгробие Элизабет Нейман, найденное недалеко от метро «Кировский завод».
1 из 2
Надгробие Элизабет Нейман, найденное недалеко от метро «Кировский завод».

Самая любимая моя находка — это два надгробия с помойки, которые оказались вообще не из Петербурга, а из местности Сяккиярви под Выборгом. На одном из них — два имени, как выяснилось, двух сестер. Anna Seppä (24 года) и Ida Tommiska (25 лет), на еще одном надгробии — имя Vilhelmiina Hovi (22 года). Все они умерли в начале XX века. Работа с финскими архивами помогла узнать истории этих девушек. Анну убил муж Мартти. Он пытался выдать ее смерть за самоубийство, но следствие быстро выявило признаки насильственной гибели, мужчину арестовали. В Финляндии это стало громким уголовным делом, о нем писали в том числе столичные газеты: в том духе, что убийца должен быть наказан. Неизвестно, сколько Мартти отсидел, но потом он вновь женился, и у него родился еще один ребенок (от Анны у него было двое детей). Вместе с убитой девушкой была похоронена ее младшая сестра Ида, которая умерла тремя годами позднее, в свой день рождения. Третья девушка, Вильгельмина, жила в той же местности, что и сестры, она была из многодетной семьи. В этом случае можно предположить, что кладбище в Сяккиярви было разрушено после окончания Зимней войны и надгробия использовали в качестве стройматериалов — так они и оказались в Петербурге.

Мой знакомый рассказывал, что видел два памятника, очень похожие на эти, на одном коротком видео в соцсетях, где девушка сказала: «Что можно найти в петербургской коммуналке? Надгробия!» Правда, кажется, оно уже удалено, он не нашел его снова.

Одно из надгробий подпирало забор на Лиговском проспекте, недалеко от сада Сан-Галли. Его случайно заметил какой-то парень, через своих знакомых вышел на меня. Надгробие оказалось дочери товарища министра внутренних дел Российской империи Константина Рыдзевского, Елизаветы. Она умерла в младенчестве, в конце XIX века.

Надгробие Елизаветы Рыдзевской, найденное у забора на Лиговском.
Надгробие Елизаветы Рыдзевской, найденное у забора на Лиговском.
1 из 2
Надгробие Елизаветы Рыдзевской, найденное у забора на Лиговском.

На Воронежской улице, тоже недалеко от Лиговского проспекта, нашли несколько надгробий, которые, по словам рабочих, придавливали трубы в земле как дополнительный пресс. Их обнаружили сотрудники «Россетей». Там были два цельных надгробия XIX века — девочки-младенца с надписью на французском языке, и 74-летней жены петербургского купца. Рядом — фрагменты еще нескольких безымянных надгробий. Можно предположить, что раньше они были установлены на Волковском кладбище. Мы их перевезли на Митрофаньевское.

Надгробие Марии Ершовой, которым придавливали трубы.

— Почему вы собираете находки именно на Митрофаньевском кладбище?

— Когда я столкнулась с необходимостью сохранить первое надгробие, я написала во всевозможные инстанции. Прежде всего, это комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) и Музей городской скульптуры. Все отвечали, что не могут заняться сохранением такого объекта. Это понятно: им бы культурное наследие сохранить, которое тоже находится в трудном положении. В итоге я вышла на Санкт-Петербургский Митрофаньевский союз, написала им, и они ответили: «Да, конечно, привозите к нам». И помогли с транспортировкой. Сейчас я просто держу их в курсе, что привожу новый памятник.

Вообще это кладбище было основано как холерное в 1831 году. Потом постепенно оно стало обычным городским кладбищем, многие другие в городе уже были переполнены. В 1930-е его закрыли, а потом начали разрушать: надгробия увозили на стройматериалы, на повторное использование, что-то просто уничтожали. Уже в 1950-е на этом месте была большая барахолка, но некоторые могилы еще сохранялись. В 2000-е появился проект «Измайловская перспектива», который предполагал застройку в том числе территории кладбища. Инициативные горожане, среди которых потомки похороненных здесь людей, создали Митрофаньевский союз и начали настаивать на том, чтобы на месте кладбища был организован парк и воссозданы разрушенные религиозные объекты (храм, часовня). Они указывали на то, что, согласно ФЗ «О погребении и похоронном деле», строить на захоронениях нельзя. В какой-то момент на этом месте планировали построить АЗС, отрицая, что от могил что-то осталось. Тогда активисты уже чуть ли не начали там жить палаточным лагерем. В итоге их поддержал губернатор Георгий Полтавченко: приехал к ним и принял участие в молебне, после чего стройку свернули. Спустя несколько лет, в 2014 году, участок получил статус регионального объекта культурного наследия. Это лишь малая часть кладбища, которое здесь было раньше.

— Вы упоминаете в своём блоге, что в Петербурге немало утраченных, исчезнувших или разрушенных кладбищ. Как можно оценить их количество?

— Чем дольше я работаю с этой темой, тем больше убеждаюсь, что конкретную цифру назвать вряд ли возможно. Зависит от угла зрения. В Петербурге не сохранилось ни одного действующего кладбища, которое было основано в самом начале XVIII века. Они были закрыты в ту же эпоху: из-за удаленности, переполненности и по другим причинам. И эти территории еще тогда начинали использовать по-другому. В советское время бывало так, что разрушалась церковь рядом со старым, давно закрытым, кладбищем, а вместе с ней — и последние захоронения. Некоторое количество некрополей закрыли именно в СССР. И тут снова встает вопрос: как считать? Разрушались кладбища в том числе в тех районах, которые вошли в состав города не сразу, где раньше были сёла. Считать ли их петербургскими? Это, например, Благовещенское кладбище в Новой Деревне и много других. Утрачены в том числе захоронения при воинских церквях вместе с самими церквями.

Еще до революции под застройку передали Вознесенское кладбище, где сейчас Вознесенский проспект. На месте захоронений в XIX веке были построены жилые дома. Церковь, где раньше отпевали людей, снесли в советские годы.

В некоторых городах сейчас нет дореволюционных кладбищ, но и там находят дореволюционные надгробия, их фрагменты и то, что я называю перебивками — старый памятник, который в советское время использовали повторно, для другого человека, изменив данные на нем.

— То есть часто кладбище фактически исчезало? Есть в этом смысле разница между тем, что было в советское время и до революции?

— В советские годы на месте уничтоженного кладбища зачастую не появлялось ничего. Самый, пожалуй, известный пример — это Митрофаньевское кладбище, где на месте разрушенных участков остался пустырь. Сейчас он частично застроен.

На месте метро «Ломоносовская» и вокруг было кладбище при Фарфоровской слободе, сейчас там сад. Выборгское римско-католическое кладбище — теперь пустырь с редкими деревьями. Тентелевское кладбище — сейчас там склады.

В СССР планировали на месте кладбищ уничтожаемых создавать парки или инициировать невероятное городское строительство, но удавалось это далеко не всегда. Где-то кладбища уходили под застройку целиком — например, несколько в Приморском районе, на их месте сейчас где школа, где сквер. На месте самых крупных кладбищ до сих пор пустыри, потому что территорию не смогли использовать. Может быть, к лучшему.

— Насколько частая это история — когда фрагменты памятников использовали в хозяйственных целях, например, как поребрик или бордюр?

— Статистики на этот счет я не встречала. Но на основании документов, воспоминаний, опыта могу предположить, что это нередкая история. Такой вывод можно сделать в том числе на основе новостей — например, в 2010-х во время реконструкции Большой Конюшенной нашли надгробные плиты, из которых был выложен бордюр.

В личном разговоре мне сообщали, что Московский проспект тоже частично выложен бортовым камнем из надгробий. Правда, в этом случае документальных подтверждений у меня нет, так что это может быть и городской легендой. Но и подобные легенды появляются не просто так, а из-за масштаба трагедии, которая действительно имела место. Есть мнение и по поводу станции метро «Автово», что при ее строительстве использовали надгробные плиты — но это маловероятно, на мой взгляд, воспринимаю это как легенду.

Я сталкиваюсь с подобными находками нечасто — например, бордюрный камень, обнаруженный в августе, был первым попавшимся мне надгробием в таком качестве. Но, конечно же, это не значит, что он такой один.

Фрагмент надгробия XIX века, который использовали в качестве бордюрного камня.
Фрагмент надгробия XIX века, который использовали в качестве бордюрного камня.
1 из 2
Фрагмент надгробия XIX века, который использовали в качестве бордюрного камня.

Надгробия могли использовать частями, а то и перемалывать в крошку для строительства, и следы этого сейчас невозможно установить.

До революции надгробия тоже использовали утилитарно. Этому есть свидетельства в виде текстов. Например, в архивном деле РГИА о Малоохтинском старообрядческом кладбище есть данные о том, что в период гонений на старообрядцев его расхищали, из надгробных плит прокладывали дорожки. Вместе с тем могилы поливали помоями, кресты сжигали. Про Волковское кладбище тоже есть информация, что надгробные плиты с него использовали для строительства дорожек.

В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии», где собраны исторические справки от церковных служителей, есть данные о том, что происходило на Смоленском лютеранском кладбище. Об этом написал православный священник, который считал этот порядок неправильным. Он рассказывал, что лютеране поступали так: если вышел срок оплаты за место, где стояло надгробие, и семья аренду не продлевала, участок продавали другим людям, а памятник демонтировали и продавали.

А вот свидетельства перебивки памятников, повторного их использования как надгробий для других людей мне известны только советские. Невооруженным глазом видно, если на дореволюционный памятник прикрепили советскую фотографию и нанесли новые данные.

— Почему для вас важно сохранять старые надгробия, ухаживать за ними? Я знаю, что вы занимались в том числе их помывкой, очисткой.

— Потому что, думаю, отношение к мёртвым, к могилам определяет живых. То, как мы относимся к местам погребения, характеризует нас как общество. Если посмотреть на наши кладбища сейчас, то они говорят о нас плохо.

А если не пускаться в глубокие рассуждения, то попросту не должно надгробие валяться на помойке. Это некрасиво, на нем имя чьего-то родственника. Я бы не хотела, чтобы надгробия моих родственников валялись на помойке.

Плюс, я считаю, что разрушение кладбищ в советские годы было большой ошибкой, которую не принято обсуждать, как и многое другое, происходившее в тот период. Важно признать, что это было неправильно и поступать так нельзя. Сейчас, перемещая надгробия с помойки или из-под забора в более приемлемое место, мы делаем небольшую работу над ошибками.

— Вы верующий человек?

— Нет.

— Много ли людей объединяются вокруг ваших инициатив, помогают вам с перевозкой надгробий? Можно ли сказать, что есть некое сообщество людей с теми же интересами и ценностями, что у вас?

— Недавно подписчики поддержали деньгами мою идею перевезти очередное надгробие. Но я в любом случае это бы сделала. А для них это возможность быть сопричастными, тоже сделать что-то для сохранения памяти.

Не могу сказать, что есть некое сообщество некрополистов. Я встречала профессионалов в этой сфере, но обычно это пожилые люди, которые не воспринимают, таких, как я. А с мистиками, которые интересуются кладбищами по своим причинам, мы не близки.

Я больше общаюсь с градозащитниками, активистами, каждый из которых погружен в свою сферу: промышленная архитектура, архитектурные детали или вот кладбища. Каждый из нас готов в нужный момент поддержать другого и чем-то помочь.

Есть люди в других городах России, которые тоже глубоко погружены в историю кладбищ и надгробий, занимаются своими проектами, с ними мы на связи.

— Вы работаете с темой, которая напрямую связана со смертью. Часто ли вы думаете об этом? Какие чувства, мысли у вас это вызывает?

— Достаточно часто думаю, но не ежедневно. Думать об этом постоянно было бы очень тяжело. В детстве это был страх: я не понимала, как такое в принципе может быть, что я могу умереть. У меня рядом с домом росла огромная берёза. Я тогда прочитала, что берёза — это «дерево смерти». Действительно его раньше часто сажали на кладбищах. В какой-то момент я осознала, что я умру, а берёза так и будет расти. Это была мучительная мысль, но со временем меня отпустило.

Сейчас я просто знаю, что смерть неизбежна. Конечно, некоторый страх перед этим всегда будет оставаться. Я стараюсь ничего не откладывать на потом: говорить то, что я хочу сказать, ведь в будущем может уже не быть такой возможности, точно так же поступаю и в остальных, в том числе самых повседневных вещах. Каждый день может стать последним. Поэтому всё очень ценно.

— Напрашивается очевидный вопрос, сомнительный с точки зрения этики.

— Какой памятник я хотела бы себе? Я не хочу себе памятника, я хочу раствориться в лесу, чтобы меня никогда не было, правда, это очень сложно. Но это было бы красиво.

Хотя недавно в Москве я увидела очень красивое надгробие. Это была керамическая доска, по цветам похоже на гжель. Синие надписи на белой хрупкой доске, с небольшим завитком, как на посуде. Вокруг зеленая трава, свет — и я подумала, что это красиво. В случае необходимости я бы, возможно, поставила нечто подобное для другого человека.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE24
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях