Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня «Это будет сенсация»: в Музее Академии художеств реставрируют картину Луки Джордано, которую никто не видел больше ста лет

«Это будет сенсация»: в Музее Академии художеств реставрируют картину Луки Джордано, которую никто не видел больше ста лет

17 349
«Это будет сенсация»: в Музее Академии художеств реставрируют картину Луки Джордано, которую никто не видел больше ста лет | Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»«Это будет сенсация»: в Музее Академии художеств реставрируют картину Луки Джордано, которую никто не видел больше ста лет | Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник:

Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.

С автопортрета Луки Джордано (1634 — 1705), который хранится в галерее Уффици во Флоренции, смотрит мужчина с тёмными кудрями, выразительными бровями и скулами. Лука Джордано — переменчивый и восприимчивый герой эпохи барокко, он писал то как заправский караваджист, то приближался к воздушному рококо. Его отец, не очень успешный художник Антонио Джордано, решил вырастить художником сына, и Лука с детства много и быстро работал. Со временем скорость Джордано стала мемом, он даже получил прозвище «Fa presto» («быстрый»).

автопортрет Луки Джордано из галереи Уффициавтопортрет Луки Джордано из галереи Уффици
автопортрет Луки Джордано из галереи Уффици

Лука Fa presto работал в родном Неаполе, во Флоренции, десять лет (в 1692-1702 годах) — в Испании по приглашению последнего испанского короля из династии Габсбургов Карла II. В его живописи прослеживается влияние Караваджо, римской и венецианской школы. Со временем живопись Джордано стала тяготеть к рококо — стилю грядущего XVIII столетия, работами неаполитанца восхищался мастер направления Жан-Оноре Фрагонар (1732 — 1806).

Картина с богатой историей

Учитывая скорость и востребованность, наследие Луки Джордано обширно; много его работ и в России. «Избиение младенцев», которое сейчас реставрируют в Музее Академии, ещё в 1763 году приобретала для Эрмитажа Екатерина II. Но главная драма этой картины произошла в XX веке: в Музее Академии она оказалась по сути «вместо» других работ художника.

Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
1 из 14
Источник:

Научный сотрудник, хранитель фонда живописи Музея Академии художеств Вероника Богдан напоминает, что коллекцию западноевропейской живописи в Академии собирали с самого основания, с 1758 года.

«Это было необходимо для того, чтобы у учеников были образцы, которые можно было бы изучать и копировать, — поясняет она. — У нас собралась очень богатая коллекция, в которую входили в том числе работы Луки Джордано, но не те, которые есть у нас сейчас. Дело в том, что после революции наш музей закрыли, а его коллекцию разделили между Русским музеем, Эрмитажем и другими музеями. Лучшие вещи ушли, конечно, в Эрмитаж, там им присвоили новые инвентарные номера».

Из Эрмитажа вещи Музея Академии советское правительство частично продало за границу, а когда в начале 1930-х музей решили восстановить, никто не горел желанием возвращать в Академию предметы из её некогда богатейшего собрания. Когда процесс всё же пошёл, то это были вещи, которые не имели отношения к Музею Академии и зачастую в плохом состоянии.

«Эрмитаж передал сначала копии работ, которые у них хранились и никак не были связаны с Музеем Академии, — продолжает хранитель. — Затем начали передавать оригиналы, но опять же не те, которые они получили из Академии. В их числе была и эта картина, у которой очень богатая история. При расчистке профилактических заклеек реставраторы нашли на поверхности инвентарный номер, который означал, что некогда картина находилась в коллекции графа Генриха фон Брюля (1700 — 1763), который был первым министром короля Польши и курфюрста Саксонии Августа III. Это был могущественный человек, он собрал богатую художественную коллекцию, которую после его смерти целиком купила Екатерина II. В 1769 году коллекция фон Брюля приехала в Петербург, но так как Эрмитаж продолжал пополняться, то часть работ, оставаясь в составе эрмитажной коллекции, служили в том числе украшением интерьеров в пригородных императорских дворцах. Поэтому «Избиение младенцев» Луки Джордано перед революцией 1917 года находилось в Гатчинском дворце. Видимо, в годы революции и Гражданской войны её сняли и накатали на вал».

В Музей Академии «Избиение младенцев» попало в 1935 году в очень плохом состоянии: картина с прорывами и изломами была накатана на вал. Хранитель уточняет, что, по воспоминаниям современников, уже в Гатчине живопись выглядела очень тёмной.

«В начале 50-х у музея появилась реставрационная мастерская, валы начали разматывать, картины стали натягивать на подрамники, и тогда появились профилактические заклейки из специальной бумаги, благодаря которым отслоившиеся участки живописи оставались на своих местах, они продержались на картине до недавнего времени, — продолжает Вероника Богдан. — Сейчас наши реставраторы не побоялись взяться за сложнейшую работу по реставрации картины, и жаль, что нет широких контактов с итальянцами — я уверена, что в другой ситуации они бы оценили наше открытие и обязательно приехали бы ознакомиться с картиной. Это великолепная по качеству работа, которую последние сто лет практически никто не видел».

Когда музей в апреле 2024 года опубликовал фото картины до реставрации, она, действительно, выглядела непривлекательно: очень тёмная, вся в махрящихся заклейках. Сейчас живопись посвежела: видны авторские цвета, светотень.

Лучше, чем в Прадо

О том, почему за картину взялись только в 2022 году и как именно её приводят в порядок, «Фонтанке» рассказали реставраторы масляной живописи первой категории Ольга Харитонова и Павел Александров, которые уже полтора года работают с полотном в Академии.

По словам реставраторов, у музея долго не было места, чтобы заняться таким масштабным полотном: ни вертикальной, ни горизонтальной поверхности. После ремонта и переоборудования помещений пару лет назад в мастерской появилось и свободное место, и специально разработанный реставрационный стол — ведь значительная часть работы с картиной идёт именно на нём.

Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник:

«В том состоянии, в котором картину оставили семьдесят лет назад, она могла оставаться ещё долго, однако её запросили на большую выставку работ Луки Джордано и его учеников, которая откроется в ГМИИ им. Пушкина в 2025 году, — рассказывает Ольга Харитонова. — Поэтому мы уже полтора года приводим полотно в порядок: здесь требуется и техническая реставрация, и художественная, это сложный и долгий процесс. К нам в мастерскую приезжала куратор выставки в ГМИИ, главный научный сотрудник музея Виктория Маркова. Она сказала, что это будет сенсация: по её словам, наша вещь лучше работы Джордано на аналогичный сюжет, которая хранится в музее Прадо в Мадриде. Наша картина к тому же нигде не «засвечена», её никто не видел, вероятно, больше ста лет».

Последнюю косметическую реставрацию «Избиения младенцев» проводили в Эрмитаже в 1850-е. Раскатав полотно через век после нее, в 1950-х, специалисты Музея Академии посмотрели на его жуткое состояние, сделали заклейки и отправили в фонд — уже, конечно, на подрамнике, а не на валу.

«Местами заклейки выглядели как папье-маше из-за многослойности, — говорит Ольга Харитонова. — Смотрелось жутко, но свою функцию эта бумага выполняла. И нынешнюю реставрацию мы начали с того, что небольшими участками, постепенно снимали эту бумагу. Между листками лежали отслоившиеся фрагменты красочного слоя. Только когда мы укрепили всю живопись на холсте, смогли поднять картину вертикально и работать с ней так, как работаем сейчас. Картина в основном уже раскрыта от старых слоёв пожелтевшего лака, видно оригинальные цвета, которые много лет скрывал лаковый «загар». Нам ещё предстоит передублировать картину на новый холст — его вы также видите в мастерской».

«Избиение младенцев» (ок. 1663) из музея Прадо«Избиение младенцев» (ок. 1663) из музея Прадо
«Избиение младенцев» (ок. 1663) из музея Прадо

Дублирование — это подведение нового холста под окислившийся старый. Подрамник с натянутым большим новым холстом стоит в мастерской, переносить на него авторский здесь будут в сентябре. «Избиение младенцев» уже дублировали, как полагает Ольга Харитонова, около ста пятидесяти лет назад, но процедура прошла не очень удачно.

«Тогда, вероятно, недостаточно «растянули», расправили оригинальное полотно, из-за этого на холсте образовались складки, которые вы видите в верхней части картины, — реставратор указывает на пострадавшие участки. — Таким образом живопись как бы висела над складкой длиной полтора метра, а ведь авторскому холсту больше трёхсот пятидесяти лет, он уже очень хрупкий. Чтобы «положить» живопись, мы применили нашу уникальную разработку: нужно было растянуть холст и при этом не порвать, с этой задачей мы справились».

Затем с картины послойно снимали старый лак и поздние записи, следы предыдущих фантазийных реставраций. В современном виде реставрация появилась не так давно — раньше было принято поновлять не только участки, где были утраты, но и записывать авторский слой, меняя общий вид картины. Ещё одна сложность в работе с картиной — пустоты между авторским холстом и старым дублирующим. Реставраторы будут аккуратно, с помощью скальпеля отслаивать «родной» холст, затем его расправят, «растянут» с помощью специальной бумаги и наклеят на новый дублирующий.

«Лука Джордано был человек темпераментный»

То, что Лука Джордано работал очень быстро, — одновременно и плюс, и минус для реставраторов.

«Скорость работы Луки Джордано нам в целом на руку, потому что получается единый цельный красочный слой, без поздних переписок, которые могут отслаиваться, — продолжает Ольга. — Хотя иногда такая манера мастера всё же вредит. Например, в нашей картине художник не везде ровно положил грунт: в нижней правой части картины есть участок, где явно видно небрежность, неровность».

Павел Александров добавляет, что живопись старых мастеров часто представляет собой единый слой, просто у Джордано это более выражено.

Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»Источник: Дарья Драй / «Фонтанка.ру»
Источник:

«У старых мастеров, как правило, не было переписок, во всяком случае, если мы говорим про заказные вещи, — рассказывает Павел. — У художника был заказ, нужно было выполнить его в срок, и не было возможности оставить картину на какое-то время, чтобы потом вернуться к ней и что-то изменить. Поэтому многие работы представляют из себя единую масляную структуру, они написаны «за один раз». Не за один день, а за период, пока масло не подсохло. Мастерская Луки Джордано, как и у многих старых мастеров, была настоящим производством, где создавали вещи со схожими композициями, поменяв, например, местами какие-то группы героев. Это касается и нашей картины, и «Избиения младенцев» из Прадо. Тогда ведь не было интернета, чтобы заказчики могли посмотреть и спросить художника: «А ты почему вот тут повторяешься?» Думаю, наша работа произведёт впечатление, когда появится на выставке, это будет открытие».

Вероника Богдан дополняет образ «скоростного» художника: «Лука Джордано был человек темпераментный, легко зажигался и никогда не уставал, это был своеобразный «человек-мотор». И у него было особое качество легко впитывать манеру тех, у кого он учился: наша картина выполнена в период, когда Джордано учился у испанца Хосе де Риберы (1591 — 1652), и по ней это сразу видно. Это первая половина жизни художника, достаточно ранний период. Потом Джордано приехал в Рим, где учился у Пьетро да Кортона, копировал художников Возрождения — и его стиль сильно изменился. В нашем музее есть его картина «Ринальдо и Армида», которую сложно воспринимать как работу Луки Джордано после «Избиения младенцев», настолько она другая, идиллическая. Джордано как будто успел прожить несколько творческих жизней».

После выставки в Москве «Избиение младенцев» Луки Джордано, вероятно, появится на постоянной экспозиции в Музее Академии художеств.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE20
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях