Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Чудес не бывает». Депутаты, озаботившиеся повышением стоимости автошкол, согласились, что ценник был слишком низкий

«Чудес не бывает». Депутаты, озаботившиеся повышением стоимости автошкол, согласились, что ценник был слишком низкий

20 823

Петербургские депутаты провели заседание комиссии по транспорту, посвятив его ценнику в автошколах. Он одновременно вырос в городских автошколах в августе с минимальных 20 до 60 тысяч рублей — «Фонтанка» писала, что это произошло после совещания в ГИБДД, где критиковали качество подготовки водителей. Прочитавшие об этом депутаты сразу написали в УФАС, но теперь и сами кивают на то, что водителей учат не очень.

Заседание организовал в Законодательном собрании депутат Алексей Цивилев. Он заметил, что депутатам пишут молодые петербуржцы, которые изменениями недовольны. В связи с этим Цивилев написал в УФАС — там до середины ноября будут проводить проверку, нет ли картельного сговора в действиях бизнеса. Жаловавшиеся Цивилеву на заседание не пришли — зато пришли чиновники, представители автошкол, автоэксперты и руководители из ГАИ. Выяснилось, что все, кроме последних, чем-то да недовольны, в том числе и ценой автошкол — она слишком низкая.

О цене

По словам автоэксперта Дмитрия Попова, еще несколько лет назад он считал себестоимость обучения в автошколе, и она у него вышла 38 тысяч, сейчас же — явно больше. По государственным стандартам, чтобы научиться водить, нужно «откатать» 56 часов, а теории должно быть 130 часов. «Открываю ресурсы автошкол, а они открыто пишут, что у них вождения 20 часов. А сейчас в основном все предлагают звонить и узнавать, а на сайте уже и нет ни цены, ни количества часов. Я в еще одну позвонил: спросил, где автодром? Меня спросили: вы что, туда ездить собираетесь?». Кроме того, Попов добавил, что многие школы сейчас предлагают дистанционное обучение теории, а это, по его словам, ни в каких договорах и стандартах не предусмотрено, тем более что невозможно научить оказывать медпомощь онлайн. Его поддержал и заведующий кафедрой транспортных систем СПбГАСУ Станислав Евтюков — автошкола при вузе там стоит 55 тысяч рублей: «Нужное количество часов по теории не предоставляет ни одна частная школа в Петербурге. В итоге качество водителей каршерингов, начинающих водителей оставляет желать лучшего».

Напрямую описал ситуацию глава автошколы № 3 всероссийского общества автомобилистов Александр Останин: «До недавнего времени на рынке автошкол царил хаос. Такой демпинг цен не устраивал ответственных игроков рынка, что-то с этим сделать они не могли. О какой качественной подготовке водителей могла идти речь при такой низкой стоимости? Инструкторы по вождению жаловались на низкие зарплаты. Многие сотрудники стали задумываться о прекращении деятельности. Подобное сулило катастрофой для отрасли». По его словам, рынок сам себя отрегулировал. «Теперь инструкторы воспряли духом, а ученики с пониманием относятся к повышению цен».

Директор автошколы «Авторалли» Оксана Степанова добавила: «Цена от 60 тысяч сейчас адекватная. И за моими плечами весь город. Просто многие испугались сюда приходить. Мы готовы работать, но дайте нам это делать качественно».

Контрольно-бесконтрольное обучение

В процессе обсуждения выяснилась и еще одна проблема. За последние несколько лет — благодаря пандемии, а затем СВО — законодательство по разрешению работы автошкол смягчалось, и в итоге смягчилось настолько, что для открытия таковой нужно просто предоставить комплект документов в комитет по образованию. «Раньше мы проводили выезды, проверяли. На сегодняшний день — это декларация, организация просто заявляет о деятельности, которую будет вести», — рассказала Марина Заригина, начальник отдела лицензирования комитета по образованию. Сейчас в городе 4,5 тысячи организаций, которые могут заявить, что будут учить водителей, и получат одобрение ведомства. Контроль всё же остался, но со стороны МВД: там выдают заключение о соответствии учебных программ. Пришедшие на заседание представители ГАИ добавили, что смотрят, соответствуют ли классы в автошколах необходимым нормам, и часто их отбраковывают. «Количество классов, на которое выдано наше заключение, влияет на то, сколько автошкола может выпускать водителей. Но это уже не контролируется», — добавили там.

«Мне сказали: хотите быстро, платите»

О своей истории на заседании комиссии рассказала депутат Наталия Астахова, она заметила, что это было почти 20 лет назад, но так как депутат постоянно общается с начинающими водителями, то с уверенностью может сказать, что ничего не изменилось.

«Нам было сказано: "Кто хочет быстро сдать, это стоит столько-то". Я сдавала сама, сдавала с трудом, вождение только с третьего раза получилось сдать. Так что мы можем сколько угодно обсуждать лицензирование, но никакие педагоги не будут учить нормально, если есть такая схема».

В ответ на это капитан Антон Степанов, начальник 4-го отдела ГАИ, возразил: быть такого не может, все экзамены сейчас снимаются на видео, а если кого-то неправомерно оценили, то можно подать апелляцию и пересмотреть решение, но почему-то почти никто не подает. Врио заместителя начальника ГАИ Алексей Круглов добавил: видимо, когда сдавала Астахова, не было видеокамер на экзамене.

Депутат Михаил Барышников, включившийся в обсуждение, отметил, что не может никак сдать вождение на право управлять мотоциклом — но не жалуется, согласен, что это и правда сложно. Он уточнил у представителей ГАИ: есть ли рейтинг автошкол по тому, насколько успешны их ученики. Оказалось, что нет. «Процент несдачи у всех примерно одинаковый — около 20 процентов сдают с первого раза», — ответили ему.

«Это очень удивительно, — услышав это, сказала Астахова. — Не может же быть у всех так одинаково. Это говорит о том, что у вас какие-то свои стандарты: 20 процентов должны с первого раза». Но ее возмущение никто не поддержал, а сами сотрудники ГАИ то ли не заметили этого комментария, то ли предпочли сделать вид.

По итогам заседания депутаты решили обратиться в разные органы и вместе с ними посчитать, сколько должна стоить автошкола в соответствии с требованиями, а для того чтобы разобраться с вопросом регулирования деятельности по обучению водителей, создадут еще одну рабочую группу. Впрочем, часть участников согласилась, что прежний ценник явно маловат. «Чудес не бывает. Скорей всего, обучение уже давным-давно подорожало», — резюмировал вице-спикер заксобрания Павел Иткин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY13
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY13
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях