Отраслевая сенсация на дорожно-строительном рынке Петербурга просуществовала недолго. Дальневосточную развязку, которая идеологически и конструктивно относится к Большому Смоленскому мосту, не отдали местной компании «Возрождение», выигравшей конкурс. И шансов снова обойти компанию, которую учредил Аркадий Ротенберг, не оставили.
Вот это поворот
Дирекция транспортного строительства накануне опубликовала отредактированную версию конкурсной документации на строительство Дальневосточной развязки за 6 с лишним миллиардов рублей. Сам-то конкурс уже прошел, и победителя — неожиданного — выбрали. Им стало петербургское ПО «Возрождение», что многих удивило.
Дело в том, что боролось оно не с кем-нибудь, а с АО «Дороги и Мосты» («ДиМ»), которое является частью огромного холдинга «Нацпроектстрой», его соучредителем числились Аркадий Ротенберг и ВЭБ (впрочем, ВЭБ позже вышел из капитала). Именно «Дороги и Мосты» уже строят Большой Смоленский мост и готовят территорию под Дальневосточную развязку. Это не случайно, ведь переправа и развязка — два примыкающих друг к другу на правом берегу Невы этапа одного объекта, который формально именуют так: «Новая транспортная магистраль с мостом через р. Неву в створе Б. Смоленского пр. — ул. Коллонтай. Участок от пр. Обуховской Обороны до Дальневосточного пр.».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Всё указывало на то, что и саму развязку будут строить «ДиМ». Разумеется, никому не запрещено заявляться на открытый конкурс, но система оценки устроена так, что ключевое значение имеет показатель квалификации, то есть опыта участника. И в этом смысле — если смотреть на общую стоимость уже исполненных в прошлом контрактов — с «Дорогами и Мостами» никто из региональных петербургских подрядчиков поспорить не может. Разве что, может быть, ВАД, который с недавних пор снова считается петербургским.
На развязку заявилось крупное по местным меркам «Возрождение» и сенсационно выиграло. Как так получилось? Во-первых, оно предложило чуть меньшую цену, чем «Дороги и Мосты». Но это бы не помогло, не сыграй «Возрождение» вничью с «ДиМ» по показателю квалификации. А это удалось по одной простой причине: в нем учитывали отдельно общую цену ранее исполненных контрактов и количество этих самых контрактов. По стоимости всё, конечно, однозначно: «Дороги и Мосты» заявили 40,5 млрд, а «Возрождение» — 14,6 млрд. А по количеству все наоборот: 21 контракт против 7 в пользу «Возрождения». Значимость этих «детализирующих показателей» равна; так и вышло, что структура огромного «Нацпроектстроя» и петербургское «Возрождение» вроде как равны по опыту. И решающими стали те символические 25 млн рублей, на которые ценовое предложение «Возрождения» по строительству развязки оказалось выгоднее.
Так не пойдет
«Дороги и Мосты» подали жалобу в ФАС: компания подозревала, что «Возрождению» зачли контракты, которые на самом деле были не до конца исполнены. Причина — противоречивый метод учета (принимать к сведению акты принятых работ, а не стоимость, указанную в договорах). На основании этого «ДиМ» требовали отменить итоги и пересмотреть заявки.
Еще на этом этапе собеседники «Фонтанки» на рынке предполагали, что основным последствием этой жалобы (если не целью) станет внеплановая проверка со стороны антимонопольной службы. Ведь всерьез предположить, что «Возрождению» зачли 14 лишних контрактов, из-за чего оно и обошло «ДиМ», было сложно. Чтобы переиграть итоги, требовалось изменить саму систему оценки заявок.
Все ровно так и произошло. Комиссия ФАС отклонила доводы, указанные в жалобе (в том числе потому, что она была подана слишком поздно). Но зарядила внеплановую проверку, против которой возражало «Возрождение». И пришла к выводу, что в конкурсной документации и правда установлен неправомерный учет документов. Заодно еще обнаружила некоторые проблемы с перечнем работ, которые победитель должен будет исполнить самостоятельно и без привлечения субподрядчиков. В итоге жалобу признали необоснованной, но итоги конкурса предписали отменить и исправить недочеты.
Оставался вопрос: как это поможет «ДиМ», если по количеству контрактов «Возрождение» все равно впереди?
Больше не повторится
Ответ пришел 25 сентября, когда дирекция транспортного строительства опубликовала отредактированную версию конкурсной документации. Там, как и прежде, есть два критерия: опыт и цена, по которой претендент готов исполнить контракт. Однако опыт теперь оценивается только по стоимости исполненных в прошлом договоров, их количество не имеет значения.
Проще говоря, против «ДиМ» можно даже не заявляться: по показателю опыта «Возрождение» (как и почти кто угодно) получит свой ноль, а это значит, что снижать цену контракта на строительство развязки ей придется на нереальные суммы, чтобы хоть как-то конкурировать с «Дорогами и Мостами». Так развязку не построить.
«Фонтанка» направила вопросы всем участникам этого шестимиллиардного треугольника и наткнулась на тишину в эфире. Ни дирекция транспортного строительства, ни «Возрождение», ни «Дороги и Мосты» не комментируют ситуацию.
Саму развязку, согласно проекту контракта, надо построить до 7 сентября 2029 года. В проекте Адресной инвестиционной программы города, по данным «Фонтанки», указано, что в 2024 году на нее уже должны направить более 2 млрд рублей и около миллиарда — в 2025-м.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»