Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Что не так с борщом-то? ФАС озаботилась ценами на овощи

Что не так с борщом-то? ФАС озаботилась ценами на овощи

2 531

ФАС России на этой неделе разослала в крупнейшие сети страны требование отчитаться о ценах на продукты из «борщевого набора». Тем временем цены, как им и полагается осенью, идут вниз. Так что участники овощного рынка в недоумении и ждут какого-то подвоха.

Главная особенность «борщевого набора» в том, что он выступает основной составляющей сезонности в показателе продуктовой инфляции. То есть его циклические колебания, во-первых, строго предсказуемы, а во-вторых, очень радуют чиновников, потому что позволяют прогнозировать снижение инфляции ближе к концу года.

Называть этот набор стратегическим, как ту же пшеницу, наверное, не стоит. Но то, что он и правда составляет основу рациона россиян, наряду с крупами, курицей, яйцами, растительным маслом и хлебом, — это совершенно точно. Другое дело, что такой четкой и размеренной сезонности остальные продукты не показывают. А иногда и вовсе подкидывают чиновникам крайне неприятные сюрпризы непонятным скачком цен. И тогда вся королевская конница бросается купировать последствия ажиотажа: то на растительное масло, то на яйца, то еще на что-то.

В идее мониторить цены на основные продукты нет ничего нового. Росстат и так этим занимается постоянно и в рабочем порядке. Один набор он исследует еженедельно, другой — в три раза более широкий — ежемесячно. Так что для чего рассылать отдельные письма по торговым сетям и, главное, сообщать об этом через федеральные СМИ, не совсем понятно.

При этом быстрый взгляд на рынок овощной продукции в стране также не вызывает опасений. Россельхоз буквально на днях отчитался о сборе около 3 млн тонн овощей открытого грунта (в основном это и есть тот самый «борщевой набор», включая картошку), что на 72 тыс. тонн больше, чем год назад. Кроме того, было собрано 1,1 млн тонн тепличных культур (в основном огурцы и помидоры), что примерно соответствует прошлогоднему уровню.

Опрошенные «Фонтанкой» крупные розничные ретейлеры и заметные оптовики в недоумении пожимают плечами: никаких причин вроде бы нет, все идет, как надо. Периодически им приходится идти навстречу настойчивым пожеланиям сверху и фиксировать наценку на какие-то отдельные категории продуктов. Возможно, предположил один из оптовых торговцев, чиновникам важно убедиться, что прогнозируемое ими снижение инфляции к концу года точно состоится и они играют на опережение. То есть дают понять, что незапланированный рост цен на овощи будет неприемлемым и приведет к карам.

Интересно, что, вопреки названию, «борщевой набор» предполагает возможность приготовления только постного супа — в него не входят никакие мясные продукты, а также сметана, томатная паста и растительное масло, необходимые для борща в реальной жизни. Этому, разумеется, есть объяснение — все остальные продукты не подвержены заметной сезонности.

Однако стоит отметить, что, например, мясо в целом по году в цене растет относительно равномерно. А это значит, что на колебания общей цены на нормальный борщ мясо не влияет.

При этом стоит отметить, что если с «борщевым набором» в стране и правда все хорошо, то по ряду продуктов есть очень серьезные тревожные тенденции. Например, совсем беда — с хлебом: черный подорожал за год на 37%, белый — на 32%.

Не очень приятными темпами снова дорожает молоко — уже на 9%. Это пока почти в пределах инфляции, но тревогу вызывает.

Вряд ли молоко и хлеб так уж сильно будут влиять на инфляцию, вызывая расстройство у отвечающих за нее чиновников. Однако можно быть уверенными, что в ближайшее время торговцев и производителей попросят все же поумерить аппетиты, несмотря на все объективные трудности, которыми они объясняют подорожание.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях