Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Театр Терезы Дуровой» привезет в Петербург истории Моцарта и Маяковского

«Театр Терезы Дуровой» привезет в Петербург истории Моцарта и Маяковского

1 156

15 и 16 октября в Эрмитажном театре петербуржцы увидят два музыкальных спектакля московского «Театра Терезы Дуровой» — драму «Моцарт и Сальери. Версия» по пьесе А. С. Пушкина и постановку «Без галош элегантнее» о Владимире Маяковском.

Перед зрителями предстанут две абсолютно разные истории. Но есть то, что объединяет эти постановки — внимание команды авторов к деталям и бережное обращение с материалом — как литературным, так и музыкальным.

Костюм как герой

Спектакль «Без галош элегантнее» — это не только калейдоскоп мало известных стихов поэтов-футуристов, В.В.Маяковского и фактов об их жизни, но и модное дефиле 20–30-х годов. На артистах можно увидеть подлинные вещи эпохи. Художник по костюмам Виктория Севрюкова вместе с режиссером Терезой Дуровой выбирали их в Московском универмаге имени В.И. Ленина, где обычно покупают костюмы для кино. Единственное, что не удалось там приобрести — это обувь, ее детально отшивали по фотографиям Маяковского.

— Было настоящим приключением найти именно те вещи, которые точно отражают эпоху и характер Маяковского, футуристов, и нам это удалось! — делится впечатлениями Тереза Дурова. — Все предметы одежды в запасниках этого магазина развешаны по годам: 1924, 1925, 1930 и так далее. Поэтому в нашем спектакле в разные периоды жизни Маяковский надевает костюмы именно тех лет. В подлинных вещах актеры иначе говорят и двигаются. А когда вытаскиваешь из кармана пальто твердую картонку-чек, который уже сам по себе раритет, испытываешь вообще непередаваемые эмоции. Более того, скажу вам, что интимные предметы костюма, которые зрители никогда не увидят, также подлинные, и это очень важно для настроения.

Владимира Маяковского в разные периоды его жизни играют четыре актера, и наблюдать за тем, как они меняют свои пиджаки, жилетки, галстуки, отдельное удовольствие.

Костюмы для спектакля «Моцарт и Сальери. Версия» также создавала Виктория Севрюкова. Действие разворачивается как XVIII веке, так и в наши дни – автор пьесы Артем Абрамов реконструировал судебный процесс по делу об отравлении композитора, состоявшийся в Милане в 1997 году.

— Перед художником была поставлена задача отразить два временных периода, создать образы как классиков, так и почти наших современников, которые принадлежали к разным общественным слоям, — пояснила режиссер. — И если вызванные в суд музыковеды носили кеды и куртки, то, к примеру, судья Паола Аккардо была воплощением элегантности и истинным лицом столицы моды.

В обоих спектаклях присутствуют знаковые предметы-символы. В «Без галош элегантнее» это, безусловно, пиджак Маяковского, который шьет таинственный портной. На его подкладке — последний рисунок Маяковского.

— Этот пиджак не пришелся впору никому из современников, то есть никто не смог даже приблизиться ни к его широкоплечей фигуре, ни к масштабу личности, — отметила Тереза Дурова.

В «Моцарте и Сальери. Версия» особую роль сыграли детские игрушки. Композитор и сам был не прочь поиграть с мячиком, лошадкой или медведем своего сына.

Звуки музыки

Визитной карточкой «Театра Терезы Дуровой» является музыка в оркестровом исполнении.

Спектакли, которые театр представит петербургской публике, проходят в сопровождении двух разных оркестров — джазового и филармонического. Автор музыки к спектаклю «Без галош элегантнее» — басист и композитор Сергей Кондратьев. По задумке режиссера стихи Маяковского не только декламируют, но и поют. Как оказалось, ритмически они лучше всего сочетаются с джазовыми мелодиями.

«Моцарт и Сальери. Версия» — это барочный спектакль. Он был создан под музыкальным руководством виртуозного скрипача Ильи Мовчана, который решил не делать главной темой постановки соперничество двух гениев. Безусловно, в спектакле звучит музыка и Моцарта, и Сальери, но она не является доминирующей. Оркестр исполняет и К. Монтеверди, и А.Ариости, и Г. Пёрселла, и Т. О’Каролана и Г. фон Бибера. Причем делает это на редких инструментах эпохи: клавесине, виоле да гамба, виоль д’амур.

Поймать дух эпохи

Режиссер Тереза Дурова огромное внимание уделяет не только развлекательной составляющей своих спектаклей, но и образовательной. Постановка «Без галош элегантнее» создавалась в тесном тандеме с Государственным музеем В. В. Маяковского. Поэтому каждое слово, которое звучит со сцены, прошло строгую проверку лучшими специалистами страны, посвятившими свою жизнь изучению творчества поэта.

— Мы могли в полночь позвонить научному консультанту с вопросом: какие сигареты курил поэт? или: Какой смысл он вкладывал в эту строку? И всегда получали исчерпывающий ответ, — рассказала режиссер. — На премьере нашего спектакля побывали, наверное, все исследователи творчества Маяковского, которые подтвердили, что мы не переврали ни единого факта и нигде не сфальшивили. Возможно, секрет в том, что в нашем спектакле нет Лили Брик? Она незримо присутствует в любовной лирике, но ее имя ни разу не звучит. Многие почитатели творчества поэта были нам за это искренне благодарны.

Работая над спектаклем «Моцарт и Сальери. Версия», команда театра связывалась с непосредственными участниками Миланского процесса 1997 года по делу об отравлении Моцарта, и воссоздавала судебный процесс по их воспоминаниям. Музыковеду Джерардо Касалье, свидетелю со стороны обвинения, сейчас 97 лет.

— Представляете, с каким трепетом мы читали его письмо?! — продолжила Тереза Дурова. — Или, например, крайне непросто было найти адвоката Джулиано Спаццали. В 90-е годы он отстаивал интересы высокопоставленных членов Коза ностра, а после ухода из юриспруденции посвятил себя христианской живописи.

Чтобы его найти, пришлось сначала выйти на журналистку, написавшую статью о его выставке, она связалась с его ближайшим другом, а тот — уже с самим адвокатом.

Увидеть спектакли московского музыкального «Театра Терезы Дуровой» можно 15, 16 и 17 октября в Эрмитажном театре.

«Моцарт и Сальери. Версия»: возрастной ценз мероприятия 16+

«Без галош элегантнее»: возрастной ценз мероприятия 18+

Реклама. Erid: 2SDnjdSB8Zg,

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях