Северное кладбище подступило к домам пенсионеров на улице Успенке в Парголово. В актуальном Генплане Петербурга даже их собственные участки помечены как зона кладбищ и крематориев. Окруженные крестами просят обменять их жилье на другое. Однако это не представляется возможным — сообщили «Фонтанке» в администрации Выборгского района.
О трудном положении пенсионеров Майи Афанасьевой и Георгия Щипалкина, который был ребенком блокадного Ленинграда, подробно рассказывало издание MR7. Сейчас Северное кладбище находится буквально в нескольких метрах от их домов. И разрастание кладбища в их сторону — далеко не единственная проблема. По ситуации на лето 2024 года их дома были отключены от горячей и холодной воды, поскольку легального водопровода к ним нет, а несогласованное водоснабжение перекрыл кооператив «Пригородный». Несколько лет пенсионеры пользовались водой из колонок, в том числе из ближайшей — на территории кладбища. Участки пенсионеров окружили нелегальные свалки мусора и самовольные постройки. По соседству — и предприятие по обработке гранита (для памятников).
Пенсионеры живут в своих домах на Успенке с начала 2000-х годов: тогда кладбище не было так близко, и в ответ на прямые вопросы районная администрация сообщала, что расширение Северного кладбища в сторону домов не планируется (документы есть в распоряжении редакции). Было обещано соблюдение санитарно-защитной зоны в 1,5 километра. Правда, в 2022 году Центр гигиены и эпидемиологии Петербурга принял решение о том, что Северному кладбищу санитарно-защитная зона не требуется, поэтому сейчас ее нет.
В Генеральном плане Санкт-Петербурга земельные участки Афанасьевой и Щипалкина и сами оказались в зоне специального назначения — кладбищ и крематориев с включением объектов инженерной инфраструктуры. «Фонтанка» убедилась в этом: разрастание кладбища изображено на карте функциональных зон с поглощением Успенки. Об этом же свидетельствует выписка из Региональной географической информационной системы (РГИС), которую получили пенсионеры. Как это возможно с учетом того, что дома с земельными участками находятся в собственности у Афанасьевой и Щипалкина, — вопрос открытый. Рядом с зоной кладбища на картах — промзона, которая за забором у пенсионеров уже сейчас.
Пенсионеры при поддержке правозащитника, активиста Александра Виноградова пробуют добиться от администрации района и правительства Петербурга обмена их домов вместе с участками на другое жилье, с обеспечением права на собственность.
В администрации Выборгского района сообщили «Фонтанке», что сделать это, как и выкупить проблемные дома, не представляется возможным.
«В соответствии со ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов федерального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования… утвержденными проектами планировки территории… Изъятие земельных участков для расширения кладбищ Земельным кодексом не предусмотрено», — сказано в ответе районной администрации «Фонтанке».
На социальное жилье пенсионеры тоже рассчитывать не могут, поскольку живут в просторных домах и не попадают под критерии нуждающихся.
«Администрацией 13 августа проведено обследование социально-бытовых условий граждан… С целью рассмотрения возможных вариантов улучшения жилищных условий проживающим предложено предоставление жилых помещений (квартир) в доме социального обслуживания населения по адресу: Сиреневый бульвар, д. 15, однако от предложенных вариантов проживающие отказались», — отмечают в администрации района. Чиновники сообщают, что стараются решить и другие проблемы жителей Успенки. В частности, достигнута договоренность о возобновлении водоснабжения в их домах через сети кооператива «Пригородный». Строительство полноценного городского водопровода будет спроектировано в срок до 2027 года, а когда реализовано — неизвестно.
Администрация района постаралась ликвидировать мусорную свалку у домов пенсионеров – сказано в ответе «Фонтанке». Кроме этого, чиновники обратились в комитет по контролю за имуществом с просьбой проверить территорию вблизи участков Майи Афанасьевой и Георгия Щипалкина и освободить ее от нелегальных объектов, если такие есть.
«Мы жили без водоснабжения около трех лет, – поделилась с «Фонтанкой» Майя Афанасьева. – В конце сентября нам вернули его. Для этого нужно было еще прочистить трубы, с помощью соседей, сантехников – всё-таки годы простоя. В документах сказано, что такое решение принято, пока государство не обеспечит нас водопроводом. Социальное жилье мне даже не показали, я всё жду приглашения, так что некорректно говорить, что я от него отказалась».
Пенсионеры обратились за помощью к уполномоченной по правам человека в Петербурге Светлане Агапитовой. Аппарат омбудсмена взял в работу защиту их жилищных прав и направил письмо вице-губернатору Евгению Разумишкину с предложением всё-таки проработать механизм мены недвижимости или признания ее непригодной для проживания.
Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, как в Петербурге стараются решать проблему дефицита кладбищ.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, прямо сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16.