Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня Шкатулка с вальсами и гиппокамп с Аничкова моста. Как и над чем в Петропавловской крепости работают реставраторы?

Шкатулка с вальсами и гиппокамп с Аничкова моста. Как и над чем в Петропавловской крепости работают реставраторы?

7 071
Шкатулка с вальсами и гиппокамп с Аничкова моста. Как и над чем в Петропавловской крепости работают реставраторы? | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Шкатулка с вальсами и гиппокамп с Аничкова моста. Как и над чем в Петропавловской крепости работают реставраторы? | Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

Двухэтажное здание Архива военного министерства, выстроенное полукругом и украшенное колоннами, стоит в Алексеевском равелине в стороне от основных туристических маршрутов. Возле него бывал даже не каждый петербуржец: обычно все стремятся на площадь, на панораму и в музеи, а тут - только парковка и нет развлекательных зон. Но то, что происходит за его дверьми, во многом даже увлекательнее: здесь реставраторы Музея истории Санкт-Петербурга восстанавливают физические свидетельства жизни города самых разных лет.

В небольших комнатах без особого вида за окном разместились 8 мастерских, в которых работают 14 художников-реставраторов. Из более чем миллионного фонда экспонатов музея они в год реставрируют более 500 предметов — треть это частичная предэкспозиционная подготовка к многочисленным выставкам музея, еще две трети — полная реставрация.

Обычно экспонаты музей восстанавливает своими силами, но наиболее сложные и объемные вещи — если, конечно, комитет по культуре выделяет на это средства — отдает на сторону.

«Вот в ближайшее время мы очень надеемся, что комитет по культуре выделит на следующий год сумму на реставрацию нашего уникального экспоната — это Rolls-Royce, который использовался Владимиром Лениным, — делится мечтой главный хранитель музея Вероника Коппель. — Если будут выделены деньги, им будет заниматься отдельная реставрационная мастерская, которая реставрирует ретроавтомобили».

В случае успеха Rolls-Royce будут показывать уже к середине 2026 года в здании каретника близ Комендантского дома — в окружении мотоциклов из собрания музея.

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

Ну а пока в реставрационных мастерских занимаются менее громкой, но очень важной повседневной работой. За первой дверью — реставрационная мастерская ткани, на большом столе разложен серый юбочный костюм 1900 года. Выглядит для обывательского взгляда, откровенно говоря, страшно: до невозможности мятый, выцветший, с потемневшей подкладкой и зацепками, которые обычная хозяйка просто зашила бы через край (а скорее бы просто выкинула костюм целиком)… Но реставратор Наталья Артюхова успокаивает: такое состояние еще считается хорошим — за неделю комплект закончат и уже в декабре он предстанет на выставке «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка». А вот зашивать дыру через край нельзя: «Подводится дублировка, то есть дополнительная ткань, ниточки укладываются, приклеиваются. То есть ткань прогревается утюжком и зашивается тонкими нитками».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

За стеной также кипит работа. На столе реставратора по фарфору Игоря Перцева, который работает в музее без малого четверть века, — ваза с отбитыми ручками в виде клубка змей: на ней изображена сцена изгнания из рая.

«Эта ваза была в 1920 году подарена Музею истории, когда он еще находился Аничковом дворце, и с тех пор она была руинирована и лежала у нас в таком виде: то есть ее реставрировали, но плохо, и сейчас дошли руки ее потихоньку поднять, — рассказывает специалист. — Это итальянская майолика, наверное, начала XIX века».

Работа потребует еще 3–4 месяца. Самое сложное, по словам мастера, — минимизировать огрехи, набегающие после нескольких склеек. Да и помимо этого много технологических трудностей.

«Эти фрагменты склеить невозможно, — показывает он. — Надо сделать пироны: алмазным бором забуриться в массу, в эту старую терракоту, поставить пирон, а потом скрепить, иначе все это опять рассыпется в пух и прах».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

В соседней мастерской реставрируют живопись. На столе лежит работа художника ленинградской школы пейзажной живописи Вячеслава Пакулина — пока что в свернутом виде. Мастеру предстоит ее аккуратно развернуть, чтобы вообще понять, что за изображение. И, разворачивая, тут же проводить реставрацию, чтобы фрагменты красочного слоя не отваливались.

«Сейчас у меня в работе картины художников ХХ века, — рассказывает Галина Эндер. — Для реставратора это не самый простой материал, потому что художники очень любили использовать какие-то новые материалы, экспериментировать. Кроме того, если мы говорим, например, о военном времени, то просто у людей не было материалов, не было возможности, писали на чем придется и чем придется».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

Наконец, в последней на втором этаже мастерской реставрируют графику. По центру большого стола, за которым работают Диана Кашина и Дарья Черепанова, — чертеж конкурсного проекта здания Дома Советов в Брянске 1924 года, а также небольшие работы. За год через мастерскую проходит 100-150 предметов: печатная графика, чертежи, рисунки акварелью, пастелью.

Это самое просторное помещение со своими лабораториями и сложным оборудованием, включая вакуумный стол с дырочками в поверхности, позволяющий обрабатывать бумагу паром — но так, чтобы вода не расплывалась по изображению. Здесь также удаляют из бумаги кислоту, образовавшуюся в результате воздействия света и воздуха, убирают старый картон — в случае, если изображение хранилось положенным на картон. И даже изготавливают бумажную массу, аналогичную авторской.

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

На первом этаже реставрируют декоративно-прикладное искусство. Помимо мебели, здесь на себя обращает внимание большая, в разобранном виде похожая на выдвижной ящик от деревянного шкафа механическая музыкальная шкатулка начала ХХ века. Реставраторы много месяцев восстанавливали ее работоспособность и внешний вид (правда, была еще фотография с жанровой сценой — ее отдали восстанавливать в профильную лабораторию), и теперь она может играть музыку с перфорированных дисков. Правда, хранятся те отдельно, поэтому прослушать их (как, например, демонстрируют по случаям возможности механизмов в Эрмитаже) возможности нет. Но говорят, там музыка от «Боже, царя храни» до венских вальсов.

«У нас немножко другая специфика, она чуть-чуть отличается от Эрмитажа и Русского музея, — замечает в ответ на сравнение реставратор Илья Бочаров, напоминая, что в Музей истории города предметы попадают с совсем иной судьбой — это и выморочное имущество, и дарение. — Не дать предмету погибнуть».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

Среди самых известных даров музею — кабинет академика Лихачева, который сейчас можно увидеть в филиале на Галерной улице. «Когда вскрыли стол (он был заперт), оттуда достали и награды, и грамоты, и документы — все это экспозиционируется», — вспоминает реставратор.

Но есть и предметы не антикварные и не мемориальные, а просто удивительные. «Например, макет железной дороги с полкомнаты, — делится Бочаров. — Человек нам его подарил, потому что у него макет занимал много места в квартире».

Вполне логично, рядом с мастерской по дереву — отделочная мастерская. По центру, можно сказать, на подиуме, в лучах софитов, — стул. Как подписано с нижней стороны — из «фройлинской» Аничкова дворца («собственность его величества»). «Ампир, конец XIX века, классика, шпон толстый, еще не тронутый, авторское покрытие, пламя (игра тонов дерева, образованная древесными кольцами. — Прим. ред.), характерные трещинки, которые со временем только придают изюминку того, что вещь очень старая», — показывает художник-реставратор Мария Подузова.

Ее особая гордость — работа ведется с натуральными материалами. Шеллачную политуру разводят чистым спиртом — никакого ацетона и растворителей, красители — натуральные.

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник:

«В старину не было синтетики, — объясняет Мария. — Это сейчас модно сделать что-то „красивое, блестящее“ — но это недолговечное и очень портит деревяшку: она привыкла к натуральному всему — к теплу, к человеческим рукам, вниманию, пониманию».

Наконец, в мастерской реставрации металла обращает на себя внимание портрет Сталина на столе с карикатурой на «вредителей», «кулаков», нэпманов — они появляются из дыма его трубки, словно «выкуренные» вождем. Памятная табличка из Музея Кирова выполнена по мотивам известного плаката Дени «Трубка Сталина».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Со стены на нее смотрит подозрительно знакомый гиппокамп без передней лапки.

«Это деталь декора Аничкова моста, — рассказывает Борис Павлов. — О дальнейшей ее судьбе я не знаю: к нам попал предмет — мы его делаем, сдаем заказчику, то есть фондам, и они дальше распоряжаются. Он весь был ржавый, поскольку находился под воздействием атмосферных осадков — и снаружи, и внутри. И надо его было разобрать, не нарушая старых резьб, попытаться очистить изнутри — и химическими методами, и руками, просто физически отскребать эту ржавчину, которая была достаточно толстой, ну и потом собрать».

Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
+7
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Источник: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Посмотреть на результаты предыдущих работ реставраторов музея более полно петербуржцы уже могут на выставке «Реставрация. За закрытыми дверями», которая до 1 декабря проходит в Невской куртине. Ее «собирала» как куратор реставратор Дарья Черепанова, дизайном занимался Юрий Сучков, один из авторов самой красивой выставки Эрмитажа этого года — «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Выставку сопровождают портреты сотрудников, их рассказы о предметах, а в витринах представлены их подлинные рабочие инструменты, а также фотографии работ «до» и «после». В том числе можно увидеть и вазу-близнеца той «змеиной» красавицы, что сейчас еще только проходит восстановление в мастерских.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE12
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях