Первую партию специализированных изделий предприятие уже передает метростроителям, а в течение ближайшего года оно поставит по договору все остальное, в том числе — проходческие щиты для сооружения тоннелей.
«Первой ласточкой» большого контракта с АО «Метрострой Северной Столицы» стали пять тюбинговых укладчиков — машин, которые идут по стволу вслед за проходческим щитом и сооружают своды тоннеля из железобетонных блоков. Эти конструкции облицовки видел каждый пассажир подземки: они-то и называются тюбингами.
Каждый созданный на Обуховском заводе укладчик — сложная конструкция внушительных размеров. Она представляет собой сборную рабочую платформу, на которой установлены гидравлический привод вращения рычага с захватом для установки тюбинга, электрооборудование и пульт управления. Все оборудование окрашено в яркий желтый цвет, чтобы его было хорошо видно в темноте.
— За одну смену машина может выкладывать 17 тюбингов в кольцо, то есть делать полный оборот по окружности. Это достаточно быстро: без этого изделия метростроители работали бы в два раза медленнее, — рассказал журналистам при отгрузке первой партии оборудования Федор Кочеряев, начальник участка гражданской продукции АО «Обуховский завод».
По условиям договора, новое оборудование будет задействовано при строительстве Красносельско-Калининской, «коричневой», линии метро — на участках от станции «Путиловская» до «Обводного канала-2», а также от «Казаковской» до «Сосновой поляны». Проходческие щиты для однопутных тоннелей и несколько укладчиков тюбингов будут применять для прокладывания Фрунзенско-Приморской, «фиолетовой», линии от «Комендантского проспекта» до станции «Шуваловский проспект».
От метро — к скоростной трассе
Для Обуховского завода это первый опыт работы с метростроителями.
«Наше предприятие всегда готово поддержать Санкт-Петербург и другие города России в реализации масштабных инфраструктурных проектов, в том числе — в строительстве новых станций метрополитена. Мы понимаем важность этого вопроса, поэтому стараемся выполнять работы качественно и в срок», — подчеркнул заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз — Антей», генеральный директор АО «Обуховский завод» Михаил Подвязников.
По его словам, первый проходческий щит планируется передать заказчику в марте — сейчас активно идет сборка.
Для самого предприятия проект ценен тем, что позволил освоить выпуск новой продукции: полученный навык можно применять и в других заказах.
«Мы бы очень хотели участвовать в создании проходческих щитов взамен иностранных на трассе Джубга-Сочи (новая скоростная автодорога в обход Адлера — Прим. ред.) и такую заявку уже подали, — поделился планами Михаил Подвязников. — Мы бы хотели участвовать в создании таких щитов для горнодобывающих компаний, потому что подобного отечественного оборудования нет. В России вообще такие изделия сейчас не выпускают: все было в Советском Союзе и давно, как говорится, умерло. Мы воссоздали компетенции и очень этим гордимся».
Договор между АО «Обуховский завод» и АО «Метрострой Северной Столицы» был заключен 10 февраля 2023 года. По нему предприятие должно изготовить и поставить тоннелепроходческие комплексы и укладчики тюбингов для строительства новых веток метро в Петербурге. Реализация проекта должна завершиться в 2025 году.