Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Не оправдали доверия? В Петербурге зайцам в транспорте все же пропишут повышенные штрафы

Не оправдали доверия? В Петербурге зайцам в транспорте все же пропишут повышенные штрафы

3 202


Комитет по транспорту подготовил поправки в петербургский закон о Кодексе административных правонарушений. За неоплату проезда придется платить больше — но не всем одинаково.

Проект изменений опубликован 1 ноября. Он вводит в КоАП еще одну статью, звучит она путано: «Нарушение Порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 Федерального закона „Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Санкт-Петербурга, по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Разделить ее можно на две части. Не заплатил за себя или за ребенка (если он уже для этого достаточно взрослый) — штраф 1,5 тысячи. Не предъявил документ льготника (который дает право на бесплатный или льготный проезд) или не доплатил за багаж — придется отдать 1 тысячу рублей.

А как сейчас?

Сейчас никто не будет разбираться, на каких основаниях ты едешь. Если нечем подтвердить, что ты выполнил обязательства перед перевозчиком, — для всех общий штраф 500 рублей. Он прописан всё в том же городском законе о КоАП, в пунктах 1 и 2 статьи 41 (там про самого человека и про багаж). Эти пункты новый проект комтранса, соответственно, предлагает исключить.

«Фонтанка» рассказывала, что в прошлый раз к теме повышения штрафов чиновники подходили в 2022 году, прямо перед запуском так называемой транспортной реформы. Причина — в новой форме брутто-контрактов коммерческих перевозчиков с городом: уже более двух лет они всю выручку с пассажиров отдают в бюджет, и сами из него получают оплату своей транспортной работы по фиксированным расценкам. Одно из последствий этого — самому перевозчику, в общем-то, уже все равно, кто там заплатил в салоне за проезд, а кто нет: это забота заказчика. Город же не был готов мобилизовать новую армию кондукторов и для начала прицелился к простому решению — «волчьим штрафам» в 2,5 тысячи рублей для всех зайцев.

Идея была понятна: наказание должно было внятно превышать цену единого наземного проездного билета. А кроме того, один пойманный должен был компенсировать выпадающие доходы за десятки своих непойманных «товарищей». Но «бескондукторка» поставила перед транспортниками много сопутствующих задач: например, хотя бы формально сохранить возможность оплаты проезда наличными, притом что человека с рулончиком на груди из автобусов частников убрали. Для этого разработали систему продажи билетов с QR-кодами, которые все равно надо покупать до поездки и в очень ограниченном количестве точек (ну или в приложении, но это уже не кеш). Без этого требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения дисциплины и грозить им выросшими в пять раз штрафами было странно. В итоге их размер так и остался на уровне 500 рублей.

И что, много поймали?

Еще одним аргументом отказаться от повышения стали результаты длительного наблюдения за зайцами в их естественной среде. Эксперименты с бескондукторными маршрутами шли несколько лет, пассажирам давали возможность попрактиковать категорический императив Канта то в одном автобусе или троллейбусе, то в другом. В 2020-м говорили, что доля неплательщиков — от 9% в будни до 15% в выходные, сразу после запуска реформы — что около 7,7% (причем сюда входят и рассеянные пассажиры, которые просто забывают предъявить имеющийся у них проездной).
Параллельно отказываться от кондукторов начали и государственные перевозчики: например, у «Горэлектротранса» они ушли с малозагруженных маршрутов, где потери от зайцев оказывались меньше, чем оплата труда одного работника с валидатором.

По итогам 2022 года комтранс отчитывался о 7-процентной доле зайцев и 30 тысячах составленных актов (то есть совокупная сумма штрафов могла составить 15 миллионов рублей). В этом году 900 городских контролеров уже успели проверить порядка 30 миллионов человек, но свежих данных о числе неплательщиков не публиковали.

Косвенно судить можно по цифрам «Горэлектротранса». Его контролерский «Дневной дозор» проверил в 2024 году 28 трамвайных и 36 троллейбусных маршрутов — то есть, считай, всю «бескондукторку» ГЭТ. Под инспекцию попали 12,8 миллиона человек, и, судя по всему, ухудшения статистики не замечено — доля зайцев составила 5%.

Но ощущение, что город все же увеличит штрафы, никуда не уходило. Например, Смольный в какой-то момент более подробно регламентировал порядок подтверждения оплаты проезда. И пошел до конца в грозящем стать прецедентом деле: петербуржец тогда успешно отбился от штрафа в районном суде, причем в решении звучало неприятное для транспортного блока мнение о невозможности оплатить проезд наличными прямо в автобусе. Однако кассация это решение отменила.

Согласно последним отчетам комитета, в 2024 году 98,4% пассажиров пользуются именно электронными способами оплаты: 39,6% поездок (или 498 миллионов) — оплачивали «Подорожником», вдвое меньше — банковскими картами. Но надо помнить, что на долю льготников приходится более 40% поездок (больше всего — на пенсионеров, меньше — на школьников, студентов, инвалидов). В тарифной линейке города более десяти льготных билетов, в этом перечне примерно поровну просто более дешевых поездок и вообще бесплатных. И круг категорий, которые могут постоянно или периодически пользоваться общественным транспортом безвозмездно или со скидкой, растет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY11
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях