Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+4°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как +2

1 м/c,

зап.

769мм 97%
Подробнее
6 Пробки
USD 97,96
EUR 104,25
Авто Бизнес Гибридам «задирают лошадей». Владельцы экономичных машин разоряются на налогах

Гибридам «задирают лошадей». Владельцы экономичных машин разоряются на налогах

63 700

Новоиспеченные владельцы гибридов обивают пороги ГИБДД и судов, требуя привести методику расчета их мощности к единообразию. И скрепя сердце платят четырехкратный транспортный налог. По всей России счет идет на десятки тысяч автомобилей, в Петербурге их чуть меньше — 2,6 тысячи.

А ведь только в сентябре первый вице-премьер РФ Денис Мантуров назвал производство гибридных автомобилей одним из стратегических приоритетов для развития автопрома в стране. И даже заявил, что направление войдет в новый нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», а для стимулирования спроса на такие автомобили «в ближайшее время» внедрят господдержку. Похоже, речь шла не о продвижении гибридов в принципе, а только о тех, которые в России родились.

Налог взлетит в четыре раза

Евгений в сентябре этого года купил привезенный из Германии гибрид Toyota RAV4 2021 года. Его радости не было предела: давно о такой мечтал. Счастье закончилось, когда он пришел ставить машину на учет в ГАИ: мощности ДВС и электромотора автомобиля сложили и эту цифирь вписали в СТС.

— Мне в окошечке насчитали 280 «лошадей». Для меня вопрос мощности был не последний: хотел уложиться до 249 «лошадей». Меня это зацепило именно на теме несправедливости. Пока шел процесс обсуждения с начальником МРЭО, почему они хотят мне так сильно задрать «лошадей» в автомобиле, я за четыре дня похудел на шесть килограмм, — делится Евгений.

Как следует из характеристик гибрида Евгения, автомобиль оснащен двигателем внутреннего сгорания с максимальной мощностью 178 л. с. (131 кВт) и двумя электродвигателями на каждой оси (передний 88 кВт и 44 кВт задний). Мощность в 280 л. с. при постановке машины на учет получили, сложив «лошадей» ДВС и мощность, которую система тяги якобы может обеспечить в течение 30-минутного периода времени. Евгений подсчитал, что вместо 9 тысяч рублей транспортного налога ему придется платить 43 тысячи, то есть в четыре раза больше.

Немцы точно что-то знают

На сегодняшний день считается, что существует два глобальных типа гибридов: параллельный и последовательный. У первого на небольших скоростях работает «электричка», бензиновый подключается по мере необходимости, у второго ДВС не связан с колесами, он приводит в движение только генератор, который заряжает батарею, а она питает электромотор. Однако эксперты настаивают, что в действительности их целых семь типов, и всех грести одной гребенкой, мягко говоря, неправильно.

У Toyota RAV4, отмечает Евгений, электромашина является частью трансмиссии, и никакого отношения к бензиновому двигателю не имеет.

— Гибридной электромеханической трансмиссией реализуется механизм рационального перераспределения и использования энергии сгораемого топлива, переработанного бензиновым двигателем. Ни о каком одновременном взаимодействии вышеописанных агрегатов говорить невозможно, а соответственно, и о суммировании их «мощностей», — негодует он.

Гибридная силовая установка, говорит он, способна работать только короткий промежуток времени, используя ранее запасенную в небольшой батарее (1–3 кВт·ч) энергию. Указанные лошадиные силы в течение 30 минут данный автомобиль выдавать физически не способен: мощность системы ограничена мощностью двигателя и не может быть больше по закону сохранения энергии.

— У меня на руках на этот автомобиль есть документ из Германии, в котором мощность значится 131 киловатт, или, в скобках написано, 178 «лошадей». То есть немцы считают, что в этой машине 178 «лошадей», и ставят ее так на учет. Причем владельцы негибридной модификации платят на нее налог порядка 400 евро, а за гибрид — всего 107, то есть в четыре раза люди меньше платят налога за гибридный автомобиль, чем за аналогичную ДВС-модель, — отмечает Евгений.

Методика отсутствует

Евгений обратился в Росстандарт, и в середине октября получил ответ, который подписал заместитель начальника Управления метрологии, государственного контроля и надзора В. А. Тимофеев (имеется в распоряжении редакции):


«С учетом разнообразия вариантов конструкции транспортных средств итоговая мощность гибридной силовой установки может принимать различные значения:

— суммарная мощность участвующих в движении электромашин;

— суммарная мощность двигателей внутреннего сгорания;

— сумма мощностей всех ДВС и всех электромашин;

— промежуточные варианты между указанными значениями в зависимости от заложенных изготовителем алгоритмов работы отдельных элементов системы.

Определение максимальной мощности гибридных транспортных средств простым суммированием мощностей всех ДВС и электромашин, входящих в их состав, по мнению Управления, является некорректным.

Для определения максимальной мощности гибридных силовых установок необходима специальная методика испытаний транспортного средства, которая позволит в стандартизованных условиях определять требуемый показатель с достаточной степенью точности, при этом суммирование мощностей электродвигателей и двигателя внутреннего сгорания для целей определения максимальной мощности гибридного транспортного средства считаем некорректным. В настоящее время такая методика отсутствует».


В стране счет — на десятки тысяч, в Петербурге — на тысячи

Проблема суммирования мощностей двигателей, писала «Фонтанка», существует по всей стране с конца 2022 года. До этого момента при регистрации гибридов действительно учитывали только мощность ДВС. Видимо, рассуждая, что только он является источником мощности, а электродвигатель лишь обеспечивает его эффективную работу и экологичность при движении, например, в пробке.

Обострение совпало с уходом с рынка европейских брендов. Однако под расчет попали и автомобили наших закадычных восточных партнеров — китайские.

По состоянию на 1 июля этого года в России числится 90 тысяч электромобилей и подключаемых гибридов, такие данные приводит «Автостат». Из них 56,2% приходится на чистые «электрички», в числе которых российские Evolute i-PRO и «Москвич-3е», китайский Zeekr 001 и «недружественный» Nissan Leaf. Еще 43,8% приходится на долю гибридов, где «китайцев» еще больше — Lixiang, Voyah, Chery, ну и Toyota Prius и Chevrolet Volt, куда без них.

По данным «Автостата», предоставленным «Фонтанке», в Петербурге на ту же дату зарегистрировано 2592 подключаемых гибрида (PHEV или plug-in). Это 6,6% от общероссийского количества. В Ленобласти их пока немного — 389 единиц (доля — 1%).

Владельцы гибридов с «увеличенной» мощностью со всей страны объединились в группу в телеграм-канале «Гибриды и ГИБДД», на сегодняшний день в ней порядка 5 тысяч участников.

Петербуржцам Якову и Денису при регистрации суммированием «нарастили» мощность GAC GS8 hybrid со 190 л. с. до 258 и 292 л. с., такому же GAC GS8 зафиксировали в СТС 272 л. с., у Toyota Prius Дарьи мощность выросла с 98 до 181 л. с., Виктор из Тихвина с удивлением обнаружил, что его Toyota Venza «раскочегарилась» до 258 л. с.

Какими методиками и нормативными актами пользуются при расчете мощности и постановке на учет автомобиля с ДВС и электроустановкой, в ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на момент публикации «Фонтанке» не рассказали.

Добиться перерасчета мощности через суд в 2023 году сумел житель Красноярска, владелец Nissan Serena. Со второй попытки городской суд обязал МРЭО ГИБДД МУ МВД «Красноярское» внести изменения в регистрационные данные его автомобиля и указать 61,8 кВт (84 л. с.) вместо 100 кВт (136 л. с.).

Омичке весной этого года добиться перерасчета через суд не удалось: в СТС ее Toyota C-HR Hybrid так и осталась суммарная мощность ДВС и электроустановки, равная 125,1 кВт / 170,1 л. с. вместо 140 л. с.

Все всё знают

В Налоговом кодексе налоговая база по налогу на прибыль определена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, и про суммирование мощностей ДВС и электроустановок там нет ни слова. Однако на необходимость их сложения указывает разъяснение Минфина РФ, выпущенное в марте 2023 года: при подсчете налога на автомобиль с комбинированной энергосистемой параллельного типа необходимо суммировать максимальную мощность, указанную в технической документации для 30-минутного периода, и мощность двигателя внутреннего сгорания. В случае если автомобиль оснащен комбинированной энергетической установкой последовательного типа, говорится в документе, мощность двигателя внутреннего сгорания, который не связан механически с трансмиссией и используется для генерации электроэнергии, при расчете налога не учитывается.

Более того, в Амурской области летом этого года налоговая объявила, что «собственникам гибридных транспортных средств, зарегистрированных после 01.02.2023, которым при регистрации в органах ГИБДД указана суммарная мощность двигателей, может быть предоставлена льгота по транспортному налогу за 2023 год». В зависимости от мощности автомобиля предусмотрены и «скидки»: от 100 и до 150 л. с. — 25%, от 150 до 200 л. с. — 60%, от 200 до 250 л. с. — 80% и 90% свыше 250 л. с.

Вряд ли стенания и петиции автовладельцев гибридов подействуют на регистрирующие и налоговые органы. Похоже, не переломят ситуацию разъяснения экспертов о сохранении и перераспределении энергии в гибридах. Ведь тогда придется переоформлять десятки тысяч СТС по всей стране. Наиболее вероятным исходом из патовой ситуации видится опыт Амурской области и введение налоговых льгот, и то, скорее всего, для владельцев автомобилей формально российской сборки. Ведь если в планах — развивать производство гибридных автомобилей в РФ, зарубежные конкуренты здесь точно не нужны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE15
Смех
HAPPY61
Удивление
SURPRISED8
Гнев
ANGRY78
Печаль
SAD7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
181
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях