Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
3 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Авто Бизнес Mercedes избавляется от активов, VAG увольняет рабочих. Автоконцерны ЕС на пороге кризиса

Mercedes избавляется от активов, VAG увольняет рабочих. Автоконцерны ЕС на пороге кризиса

19 775

После заявлений Трампа о новых пошлинах на весь импорт автогигантам BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen, скорее всего, спится очень беспокойно. Головной боли у них и так хватает: продажи падают, прибыль, соответственно, тоже, акции рушатся, рабочие бастуют. А тут еще и бизнес-модели, скорее всего, придется перекраивать.

«Фонтанка» почитала финансовую отчетность автогигантов и выяснила, откуда к ним подступает проруха.

На что жалуетесь?

Если в 2021 году европейские автопроизводители кляли на чем свет стоит коронавирус, то начиная с 2022 года во многих своих бедах они обвиняют конфликт России и Украины. Негативное влияние на бизнес оказывали нехватка запчастей, особенно полупроводников и кабельных линий, сбои в логистике привели к задержкам продаж, писали они в своих финансовых отчетах за 9 месяцев 2022 года. Особенно это почувствовали Великобритания, Бразилия и Франция, ну а в Россию экспорт был и вовсе остановлен. Кроме всего прочего, значительно выросли цены на рынке сырья, а после того, как санкции и взрыв на «Северном потоке — 2» ограничили поставку из России в Европу газа, поднялись расценки и на энергоносители. Как следствие, тут же начала расти себестоимость продукции и за три года и не думала останавливаться. К примеру, у VAG и Mercedes к концу третьего квартала этого года она подскочила на треть, у BMW рост себестоимости составил 12%. А вот прибыль, наоборот, сократилась: у VAG на 29%, у Mercedes и BMW — на 32%.

Чтобы удержаться на плаву, автоконцерны вынуждены сокращать расходы на персонал. Предсказуемо меры обернулись забастовками: в октябре с плакатами и требованиями поднять зарплату на улицы Германии вышли сотрудники Volkswagen и BMW.

VAG теряет покупателей в Китае и Индии

Поставки автомобилей Volkswagen Group к концу 9-го месяца текущего года сократились почти на 3% год к году, с 6,5 млн штук до 6,3. Если вести отсчет с аналогичного периода 2021-го, когда группа реализовала почти 7 млн машин, продажи упали на 6%. В общей массе сокращение продаж не так заметно, как при детальном изучении. В своем промежуточном отчете VAG так и пишет: «Несколько брендов концерна не оправдали первоначальные ожидания». К примеру, продажи Audi просели почти на 11% (до 1,235 млн штук), Porsche — почти на 7% (до 226 тыс. штук), Bentley просели почти на треть, с 10 до 7,4 тыс. штук.

Продажи «электричек» потеряли 4,7%, или 25 тысяч штук, в этом году их удалось продать лишь 506 тысяч. Главным образом, считают в VAG, «из-за общей неуверенности покупателей». На фоне стабильного удорожания электроэнергии в ЕС понять их очень легко.

В разрезе регионов присутствия рынок оказался тоже нестабильным. В ЮАР продажи сократились на 3%, в Чехословакии и Китае - на 10%, в Японии - на 11%. Заметнее всего группа потеряла на продажах в Индии, там разошлось на 20% меньше автомобилей, чем годом ранее.

Заметно сократилась операционная прибыль — с 16,2 до 12,9 млрд евро. Основной удар по карману нанесла реструктуризация, которую провели в целях «устойчивого снижения затрат на персонал в административной зоне». Увольнение рабочих на Volkswagen AG в апреле обошлось группе в 0,9 млрд евро, в Audi Group в Брюсселе в сентябре — в 1,2 млрд евро. Останавливаться на этом пока не собираются — в среднесрочной перспективе компания планирует попрощаться еще с 30 тыс. рабочих.

Несмотря на то что с Россией VAG расплевался еще в 2022 году, убытки от былого сотрудничества компания подсчитывает до сих пор. На разнице в пересчете валют при деконсолидации и продаже внешнему инвестору ООО «Фольксваген груп финанц» и ООО «Фольксваген финансовые сервисы РУС» группа потеряла 62 миллиона евро. Отделение ООО «Фольксваген банк РУС» обернулось убытком в 184 млн евро. Эти потери отражены в отчетности за 9 месяцев текущего года.

Еще 16,9 млрд, правда в рублях, до сих пор в подвешенном состоянии. В июле этого года Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск ООО «Автомобильный завод „ГАЗ“» и обязал Volkswagen Aktiengesellschaft выплатить компенсацию вреда за сорванный немцами контракт поставки двигателей и запчастей к ним.

«Это решение не вступило в силу. Volkswagen AG подала апелляцию и будет продолжать свою защиту», — пишет VAG в отчете за 9 месяцев.

К концу сентября автогигант пришел с отрицательным финансовым результатом, чистая прибыль сократилась (на 4 млрд евро) и упала до 8,9 млрд.

Mercedes-Benz Group AG продает бизнес в ЕС

У Mercedes-Benz продажи автомобилей сократились на 4%: за отчетный период компания продала 1,46 млн машин, на 66,5 тыс. меньше, чем год назад. Заметнее всего покупатели теряли интерес к «электричкам» — продажи электрических легковушек упали на 22% (до 135,9 тыс. штук), фургонов — на 16% (до 12,56 тыс. штук). Выровнять провал в общем зачете продаж удалось за счет роста интереса покупателей к подключаемым гибридам — их продажи взлетели на 14%, за 9 месяцев разошлись 131,4 тыс. штук.

Яркий интерес к автомобилям Mercedes-Benz продемонстрировала Великобритания — в сравнении с прошлым периодом продажи там выросли на 28%, к англичанам уехали 77,6 тыс. автомобилей. На 9% подросли продажи в США, туда отправились 236,3  тыс. машин. А вот в самой Германии разошлись всего 149,7  тыс. машин, на 13% меньше, чем год назад. Охладели к Mercedes-Benz и в Китае — там продажи упали на 10%, до 512,2  тыс. штук. Как полагают в компании, причина кроется в кризисе сектора недвижимости в Китае и слабости частного потребления.

«Результаты третьего квартала не отвечают нашим амбициям», — посетовала группа в отчете за 9 месяцев и пообещала наращивать усилия по повышению эффективности и снижению затрат по всему бизнесу.

Снижением затрат в Mercedes-Benz объяснили и продажу в течение текущего года розничной деятельности в Италии, Франции, Швеции, Польше, Дании, Португалии и Нидерландах — на сделках удалось заработать 103 млн евро. Годом ранее группа избавилась от активов в Греции и Австрии.

Кроме того, компания пересматривает структуру розничной торговли в Германии и готовит к продаже отдельные бизнес-единицы. Предварительные переговоры о возможных льготах для затронутых сотрудников уже завершились, в планах - начать в четвертом квартале переговоры с потенциальными покупателями.

Задумались в группе и об увеличении прибыли на акцию — в сравнении с прошлым годом она сократилась на треть, до 7,62 евро. Чтобы повысить привлекательность Mercedes-Benz в глазах инвесторов, в мае компания запустила уже вторую программу обратного выкупа акций (первая стартовала в марте прошлого года). На этот раз планируется их выкупить на 3 миллиарда евро, а затем аннулировать.

Взаимоотношениям с Россией в документе посвящен целый раздел. Правда, носит он исключительно информативный характер - об уходе с российского рынка компания объявила осенью 2022 года, а все потери от разрыва отношений были отражены в 2023 году. К существенному притоку денежных средств продажа акций российских “дочек” не привела: стоимость сделки составила 3 млн евро, а выбытие активов обернулось убытком в 205 миллионов евро.

BMW Group отзывает автомобили

Интерес к продукции BMW Group сократился на 4,5%, за 9 месяцев этого года было продано 1,754 млн автомобилей, на 82,4 тыс. меньше, чем год назад. Причем в группе BMW продажи упали всего на 2,3% (до 1,58 млн машин), у Rolls-Royce тем временем — почти на 13%. Другое дело, что и раньше они шли не очень: 3,97 тыс. Rolls-Royce продали в этом году, 4,55 тыс. — в прошлом. Нечем похвалиться и Mini — всего 166,7 тыс. купленных машин, падение на 20%. Из любопытного — компания отмечает резкий рост спроса (на 19,1%) на «электрички»: в этом году они разошлись тиражом в 294 тыс. штук против 246,9 в прошлом. Положительную динамику BMW Group объясняет «продолжающимся успехом стратегии в области электромобильности».

Но это — в целом за 9 месяцев. В третьем квартале продажи срезались на 13% в сравнении с третьим кварталом прошлого года, выручка упала до 27,854 млрд евро (против 32,096 млрд). Заметнее всего реагировали рынки Франции и Германии — падение на 12% и 13% соответственно, в США — лишь на 2%.

Резкое снижение продаж в компании объяснили проблемами с интегрированной тормозной системой от Continental — с дефектной IBS было продано около 1,2 млн автомобилей, еще 320 тыс. компания намеревалась изъять из продажи.

Международные автомобильные рынки за минувшие 9 месяцев росли умеренно, отчитались в компании. По ЕС в среднем зафиксировали рост на 1%, столько же в США и Китае, +4% выдала Великобритания. Не задалось в Японии и Южной Корее — там в совокупности продажи упали на 8% и 6% соответственно. Большие надежды BMW Group возлагал на Китай, но из-за «особенно подавленного потребительского настроения» поставки в Поднебесную ожиданий не оправдали.

К обратному выкупу акций BMW AG прибегла еще весной 2022 года, программа продлится до мая 2027 года. К 30 сентября этого года группа пришла с 15,4 млн акций в портфеле, со старта программы было выкуплено 6,19% акций от общей суммы всех существующих.

А вот про Россию в отчете группы, причем за все три года, - ни слова. Рынок РФ компания покинула весной 2022 года, и, судя по всему безболезненно. С глаз долой - из сердца вон.

Дальше будет хуже?

Заявление Дональда Трампа о намерении ввести новые пошлины 10–20% на весь импорт создало серьезную обеспокоенность. Судя по всему, инвесторы ожидают ухудшения финансовых результатов автогигантов: акции BMW упали на 7%, Mercedes-Benz — на 5,4%, Volkswagen — на 3,5%. Акции Porsche упали до исторического минимума — на 4,1%.

Учитывая, что идеи перехода Штатов на электрические автомобили Трамп отклонил и заявил, что запретить бензиновые автомобили ни один штат не сможет, будущее «электричек» и гибридов, по крайней мере в США, сомнительно. Скорее всего, европейским автогигантам свои бизнес-модели придется серьезно перекраивать. И начинать придется уже в четвертом квартале.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY23
Удивление
SURPRISED6
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
106
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях