Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Дом Радио Куда пойдем сегодня Музыка Дожить до рассвета. Теодор Курентзис открыл для публики временный «Дом Радио»

Дожить до рассвета. Теодор Курентзис открыл для публики временный «Дом Радио»

2 588

«Дом Радио» открылся для публики на новом месте — в доме Беггровых на Невском проспекте, 62. До окончания реставрации исторического здания Дома Радио на Итальянской улице концерты, спектакли, образовательные мероприятия будут проходить здесь. И просторные, с художественной отделкой залы, подсвеченные богатыми люстрами, идут новым обитателям «как родные».

В разное время здесь размещался банк, «пересиживал» ремонт своего здания Дом книги, работал магазин одежды и принимал гостей банкетный зал, где праздновали свадьбу Федор Бондарчук и Паулина Андреева. Теперь благородство эклектичного фасада, облицованного радомским песчаником, нарушают только рекламные вывески — пивного ресторана в подвале да пышечной в арке. Сдержанный стиль «Дома Радио» с его «фирменным» черным цветом, полумраком и лаконичными красными занавесочками на окнах противостоит им с невозмутимой уверенностью в себе.

Парадный вход встречает публику привычными для «своих» ящичками для смартфонов наподобие библиотечных (теперь ключи от них играют роль номерков в гардеробе) и приятным полумраком. Справа — арка в просторное фойе с облицованными зеленым камнем стенами и зелеными же «библиотечными» настольными лампами на массивном деревянном столе. Со стены «смотрит» мозаика с датами Великой Отечественной и видом от Марсова поля на Петропавловскую крепость, из угла — портрет Петра Кропоткина, того самого Алексеича, в честь которого был назван полусекретный бар-чайная, прятавшийся среди запутанных лестниц Дома Радио. Чай здесь тоже наливают — аж четырех сортов, включая полюбившийся завсегдатаям «Алексеича» пуэр, в стильных черных стаканчиках. Сюда же перекочевала инсталляция с туфлями. Так что за сохранность атмосферы можно не переживать.

Свой полусекретный зал есть и в доме Беггровых: под основным концертным залом, куда публика поднимается из нижнего фойе по просторной парадной лестнице, есть еще один небольшой, с драпировками из черной ткани, старинными шкафами, черным пианино и столиками, украшенными камнями и букетами сухоцветов, где доминантой — коробочка лотоса. Он — для встреч и лекций, концертов электронной музыки и вечеринок (одна уже прошла среди мероприятий открытия нового здания в выходные 16-17 ноября).

Центральным событием первых выходных новой площадки стал концерт-энигма Теодора Курентзиса с хором и солистами оркестра musicAeterna, а также танцевальной группой musicAeterna Dance. О программе этого концерта публике заранее не сообщали: в этом и суть подобных музыкальных приключений — слушать музыку как она есть, не ставя в контекст времени и страны. А получить программки и посмотреть, что полюбилось, можно по окончании.

Концерт, который в афише называли «Полнолуние», собрал такой аншлаг, что начало пришлось задержать до момента, когда все пришедшие в последнюю минуту смогли сдать одежду в гардероб. Найти местечко даже для того, чтобы встать (так, чтобы не помешать действию, ведь проходы в мероприятиях «Дома Радио» частенько используются), тоже оказалось непросто.

«Вы музыкант?» — спрашивает девушка-капельдинер у мужчины, севшего в ряду с пометкой «для музыкантов». «Пытаюсь им стать, это не так просто», — философски отвечает он.

Огромный главный парадный зал с колоннами, сандриками и арками озаряется синим светом через световые фонари в центре. Лампы гаснут. Звучат короткие загадочные музыкальные фразы, напоминающие бой старинных часов (они же потом закроют концерт), — и публика отправляется в «параллельный мир», где музыка — священнодействие: по боковым проходам, между рядов слушателей, ступают хористы, держа в руках по две свечи (конечно же, по требованиям безопасности, электронные — но неотличимые от восковых). Еще двое проносят по залу лампадки с дымящимися благовониями (тоже регулярный атрибут выступлений musicAeterna на своей площадке).

+3

Свечи остаются в двух больших подсвечниках у стен, хористы кружат по сцене, их голоса — словно печальное курлыканье журавлей, отправляющихся на юг. Теплее, действительно, становится, хотя из-за огромных окон слышно, как на улице идет дождь: вслед за средневековой секвенцией Хильдегарды Бингенской звучат сочинения Аlleluia Теодора Курентзиса и Phos Hilaron, — кажется, будто эта плавная музыка вобрала знойную мягкость Греции.

В программе концерта музыка разных эпох соединяется органично: тропарь из «Всенощного бдения» Рахманинова сменяют сочинения австро-венгерского композитора Дьёрдя Лигети (1923-2006), Генри Перселла (1659-1695), современного норвежского автора Кнута Нюдстадта (1915-2014), английский гимн королю Эдуарду Мученику XI века и часть «Литургии святого Леонтия» «резидента» Дома Радио Андреаса Мустукиса.

А кульминацией программы становится пронзительная и минималистичная Just (After Song of Songs) ныне живущего композитора Дэвида Лэнга для вокального ансамбля, альта, виолончели и ударных, в исполнении которой принимают участие танцовщики. Сочинение, основанное на языке ветхозаветной «Песни песней Соломона» и воплощенное в их телах, вызывает мысли о хрупкости внутреннего мира, частью которого становятся близкие люди и в этом случае вера.

Бережность, с которой musicAeterna затрагивает глубоко личное (без нарушающих медитативность бурных оваций и гедонистических антрактов) — вкупе с атмосферными историческими интерьерами, очень петербургская — какой и хотелось бы видеть культуру нашего города: живой, мыслящей, основанной на традициях, но следящей за временем, открытой миру — и неизменно интеллигентной.

Обширное пространство артисты «обживают» по максимуму, используя и пульт в конце зала, и боковые галереи со столами, застеленными белыми скатертями, — для инструменталистов, и постаменты возле колонн, и даже площадку вокруг лестницы, на которой установили звуковые кинетические скульптуры и конструкции проекта Германа Виноградова «Бикапо небесного леса». Они зазвучат в конце, когда публика, покидая зал, будет спускаться по лестнице и ее на прощание, по случаю «новоселья», угостят виноградом и чаем — из золотых плошечек, а со стороны сцены под «Утреннее песнопение» Курентзиса «взойдет» светящийся красный шар.

Теперь «Дом Радио» продолжит принимать публику на новых мероприятиях, возобновляя уже знакомые проекты: так, прямо в эти дни идет премьера спецпроекта-посвящения поэту-авангардисту Ивану Голлю в постановке Елизаветы Мороз, для которого сочинения на его стихи написали резиденты «Дома Радио» Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Егор Ананко, Виктория Харкевич, Кирилл Архипов, а также Александр Белоусов, Вангелино Курентзис и Теодор Курентзис.

Сам руководитель musicAeterna с оркестром отправляется до конца месяца на гастроли в Китай. Во временном «Доме Радио» пока можно будет смотреть фильм канадского режиссера, воплощающий историю визуальных искусств, посещать мероприятия Лаборатории экспериментального звука, концерты-мистерии, инклюзивные спектакли и посещать общедоступные танцевальные и хоровые встречи.

А в основном Доме Радио на Итальянской улице тем временем cпециалисты приступили к восстановлению исторических интерьеров. О подробностях в деталях можно узнать на «Фонтанке». Работы по реставрации здания выполняются по заказу ВТБ и продолжатся до конца 2026 года. Здание не только будет сохранено, в нем появится многофункциональный культурный центр. Кроме главного концертного зала, на втором этаже будут оснащенные современным оборудованием репетиционные и танцевальные залы, лектории, кинотеатр, выставочный зал, театральная студия, библиотека-фонотека, помещения для камерных мероприятий, кафе и многое другое.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал »Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях