Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Строительство Комплексная задача. Как создать комфортную среду обитания для горожанина
Erid: 2SDnjdrVUKu

Комплексная задача. Как создать комфортную среду обитания для горожанина

241

Комплексное развитие территории требует особого подхода к проектным решениям. Нужно не только создать полноценную среду для жизни, но и соблюсти все нормативы с учетом особенностей участка и локации. Заместитель директора СК «Дальпитерстрой» по проектированию Сергей Тирских — член Союза архитекторов России, рассказал о работе над подобными проектами на примере своего квартала в Шушарах.

— Сергей, на ваш взгляд, насколько возможно сегодня, с учетом существующих норм и требований, создавать именно городскую среду, а не отдельные ее эпизоды?

— Действительно, начиная разработку нового градостроительного проекта, любой архитектор стоит перед выбором: сформировать полноценную среду обитания для жителей своего квартала или же обустроить отдельный фрагмент этой среды? Как создать людям условия для жизни, думая не только об удобных квартирах, но и о зелени во дворах, о пешеходных улицах и других элементах комфортной городской среды? Можно долго теоретизировать на эту тему, но я бы осветить ее на конкретном примере одного из разработанных нами кварталов, который мы собираемся строить в Шушарах. Думаю, многим будет интересно узнать о принятых нами планировочных решениях, в основе которых лежат идеи гуманизма и заботы о жителях мегаполиса, живущих вдалеке от природы.

— Давайте вначале поговорим о тех юридических и градостроительных рамках, в которых принимались проектные решения по новому кварталу. Какие требования явно устарели и требуют пересмотра?

— Ну, например, все мы уже который год слышим «мантру» про дворы без машин. Однако сложившаяся проектная и строительная практика последних лет сформировала стереотип, в котором «закрытые дворы без машин» так и остаются благими пожеланиями. Отделить машины от пешеходных дворов удается крайне редко. Кто же в этом виноват? Причин несколько, и практически все они неустранимы в рамках небольших земельных участков.

Прежде всего, это требования по размещению парковочных мест для автомобилей, площадок отдыха, детских, спортивных площадок и зеленых насаждений, которые сегодня сведены к формальному подсчету и обеспечению нормативных потребностей. При таком подходе задачи создания зеленых дворов не стоит, здесь и нормативы-то выполнить не так уж просто. Прибавим сюда еще требования по инсоляции жилых помещений и освещенности встроенных помещений. Ну, и, конечно, естественное желание получить наивысший коэффициент застройки (в нашем случае это К 1,7) и максимальную коммерческую доходность от земельного участка.

— Можно ли изменить сложившуюся ситуацию, оставаясь в рамках действующих правил игры (нормативных требований)?

— Конечно, можно! Но начинать нужно от «печки», то есть, от Проекта планировки территории (ППТ). Сегодня все разрешительные документы, которыми мы руководствуемся, опираются на ППТ 2008 года. Но за последние 17 лет многое изменилось, поэтому, не меняя этот основополагающий документ, мы остаемся заложниками решений, которые уже устарели. В частности, сейчас градостроительные нормы предусматривают возможность размещения 50% парковочных мест за пределами жилого квартала в доступности до 500 метров на прилегающих территориях. А это значит, что при корректировке ППТ можно снизить нагрузку на застраиваемый квартал на эти самые 50%, а именно: не строить подземные паркинги в квартале во дворе, а заменить их более дешевыми парковками в многоуровневом паркинге рядом, получив парковочные места по более низкой себестоимости.

Как следствие, освободилась бы «живая» земля во дворах, на которой можно посадить деревья, сделать пешеходные, беговые и прогулочные аллеи, велодорожки для детей и взрослых. И появилась бы прямая выгода: не строим подземные паркинги — не тратим уйму бетона и металла на железобетонные конструкции эксплуатируемой кровли, по которой необходимо обеспечить проезд тяжелой пожарной техники до 50 тонн (экономим землю и деньги). А в результате выигрывают все — и жители, и застройщики.

Разрабатывая комплексный проект планировки с учетом размещения объектов соцкультбыта, можно гармонично решить и внутренние пешеходные связи: с одной стороны, отделив их от потоков машин, а с другой — нанизав на эти связи безопасную и комфортную жилую среду кварталов.

— Но пока это все желаемое, а в действительности приходится играть по правилам, которые действуют сегодня. Как быть?

— Для ответа на этот вопрос вернемся к нашим проектным решениям по квартал в Шушарах. Сейчас, после разработки и согласования с главным архитектором Санкт-Петербурга архитектурно-градостроительного облика этого квартала, можно подвести первые итоги: чего мы добились и в какой мере эти решения могут быть реализованы.

(продолжение следует)

Реклама.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях