«Метрострой Северной столицы» выбрал субподрядчика, который доведет зеленую линию метро до промежуточного финала. Эти же люди могли почти 10 лет назад пойти от «Спасской» к «Горному институту».
«Фонтанка» рассказывала, что подрядчика на финальный участок Невско-Василеостровской линии «Метрострой Северной столицы» начал искать в середине ноября. Речь идет о демонтажном котловане, куда проходческий щит «Надежда» пойдет после того, как проложит тоннель до «Каменки». Станция расположится на углу Шуваловского и Комендантского, а котлован, докуда еще надо добраться под землей, — на углу Шуваловского и Королева (в какой-то момент туда дотянут Шуваловский проспект, который стремится заполнить разрыв до Парашютной и пойти дальше).
Кто будет достраивать зеленую линию метро
Целиком объект называется так: «Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции „Улица Савушкина“ до станции „Зоопарк“. Подходные горизонтальные выработки со строительными конструкциями перегонных тоннелей». Ту часть, которую вместе с рабочей документацией передают на субподряд, оценили в миллиард рублей.
Согласно протоколу, договор достается консорциуму двух не чужих друг другу петербургских компаний: «ТоннельМетроСтрой» («ТМС») и «ТоннельГеоСтрой» («ТГС»). Формально они несопоставимы по размаху. Первая зарегистрирована лишь в 2023 году и, как видит СПАРК, не обладает собственным капиталом. Речь о том, что в прошлом году компания была «фундаментально» убыточна и на покрытие убытков использовала весь капитал. Это видно по отчетности: расходы и убыток составляют идентичную сумму в 16,4 млн рублей.
«ТоннельГеоСтрой» — другое дело. Это почти 30-летнее предприятие с оборотом за 2023–й почти в 6,5 млрд рублей и уставным капиталом почти в миллиард. В числе его контрактов большие подряды в Крыму — например, строительство и реконструкция канализационного коллектора в Симферополе за 12,3 млрд (за крымские инфраструктурные контракты шла нешуточная битва несколько лет назад) или коллектора в Алупке за 3,5 млрд. Работала компания и в Петербурге — реконструировала магистральную теплосеть на Вербной для ГУП «ТЭК», строила водоводы в районе Волхонского шоссе и т. д.
Совладельцы компаний скрыты, но нетрудно увидеть, что гендиректором обеих является Игорь Добрых. А это уже добавляет масштаба.
Игорь Добрых возглавляет компанию «ПР и СС», крупного подрядчика петербургского Водоканала при прокладке коллекторов, но не только. Например, с 2019 года компания выполняет подряд на реконструкцию тоннельного водовода Южного берега Крыма за 8,5 млрд. Выполняло большой объем работ для ГК «Олимпстрой». В последние годы добавило к своей деятельности поставку медицинского оборудования — для НИИ им. Джанелидзе и Александровской больницы (кстати «ТоннельГеоСтрой» в разгар пандемии тоже пытался ворваться на медицинский рынок — но в плане строительства больницы на Авангардной). Бенефициаром считается Сергей Шульжик, но сейчас компания записана на Марию Шульжик, Снежану Микголдрик и компанию «Спектр», которая является головной и для «ТоннельГеоСтроя».
Участники консорциума «ТМС» и «ТГС» прописаны по тому же адресу на Академика Павлова, что и «ПР и СС», практически в соседних кабинетах. Дозвониться до Игоря Добрых по известному «Фонтанке» телефону не удалось, сообщение осталось без ответа.
Вы все, конечно, помните
Те, кто с замиранием сердца следит за строительством метро в Петербурге последних лет (благо динамика позволяет), помнят, что «ПР и СС» уже заходил в подземку. И по совпадению, стоял у истоков сюжета, который должен завершиться с недели на неделю.
В далеком 2015 году город впервые подступил непосредственно к строительству продолжения Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» через «Театральную» до «Горного института». Тогда речь шла о непредставимой по нынешним временам стоимости работ в 21 млрд рублей (сейчас в АИП значится 46 млрд). На конкурс со спокойным сердцем заявился петербургский «Метрострой». Тогда он был в силе, актуальным было ускоренное строительство фиолетовой и зеленой линий метро, оставался год до захода компании на стадион на Крестовском острове. Контракты на подземку предприятие получало практически на безальтернативной основе.
Но в 2015 году конкуренцию «Метрострою» решили составить предприятие «СТС» (также традиционный подрядчик Водоканала) и «ПР и СС». Впоследствии все они встретились на стадионе с последствиями разной степени фатальности для каждого, но в тот момент между ними развернулось сражение за контракт. «Метрострой» расслабленно не стал снижать стартовую цену, в отличие от остальных, и сошел бы с дистанции, если бы комиссия не признала две другие заявки неподходящими.
«ПР и СС» пожаловалось в ФАС, и итоги конкурса отменили. Объявлять пришлось заново, и в следующий раз компания уже не заявилась: «Метрострой» вновь выяснил отношения с «СТС», у которой в заявке нашли недостоверные данные, и в сентябре 2015 года наконец подписал контракт на строительство оранжевой линии до «Горного института». Для глубины взгляда: тогда предполагалось, что все закончат в 2019 году. Сейчас не все верят в 2024-й.
Консорциум заслуженного «ТоннельГеоСтроя» и молодого «ТоннельМетроСтроя» по факту получает от «Метростроя Северной столицы» субподряд на полный комплекс строительных работ по объекту. До него по такой же схеме (правда, еще и с проектированием) в петербургское метро спустился «БТС-Мост» Руслана Байсарова, который сооружает депо «Красносельское». С учетом опыта обоих субподрядчиков в тоннельной отрасли перечень строителей петербургского метро увеличивается.