В 2024 году дорожностроительная компания «Стройблоктехнология» с оборотом 16,5 млрд рублей по группе компаний за 2023 год приобрела ветерана петербургской отрасли «Орион плюс» и несколько смежных активов. Гендиректор СБТ Павел Баженов рассказал «Фонтанке», что дало группе это расширение и как это поможет компании принять участие в крупнейших инфраструктурных проектах Петербурга.
— ООО «Стройблоктехнология» в этом году сначала выиграла контракт на ремонт набережной Обводного канала, а затем стало известно о приобретении СК «Орион плюс». Расскажите, что за компания СБТ и как она пришла в Петербург?
— Изначально наш бизнес был представлен одной компанией — «Стройблоктехнология» (ООО «СБТ»), которая занималась строительством и ремонтом мостовых сооружений. Мы начали с региональных объектов и постепенно наработали большой опыт в этом направлении. Со временем стали участвовать в конкурсах на крупные заказы федерального уровня. В тот период экономика росла, что способствовало развитию нашей компании. Доступность кредитования и лизинговых услуг позволила нам нарастить материальную базу и выйти в сегмент дорожного строительства.
Со временем мы расширили сотрудничество с коммерческими банками, такими как Ак Барс Банк, ПАО Сбербанк и Промсвязьбанк. Это партнёрство дало нам возможность в 2016 году приобрести две компании — АО «ДЭП № 103» и АО «Марийскавтодор». Эти предприятия находились в упадке, но благодаря нашим усилиям стали процветающими и стабильными в своих регионах. Мы вывели их из кризиса, увеличили число рабочих мест и обновили материальную базу. В 2020 году АО «Марийскавтодор» было включено в список системообразующих предприятий Республики Марий Эл.
Сегодня мы — группа компаний, и ООО «СБТ», наш флагман, работает в дорожной отрасли уже 17 лет. За это время география наших проектов расширилась от Северо-Запада до Дальнего Востока.
— Сейчас вы активно развиваетесь в Петербурге. Почему выбор пал именно на наш регион?
— Санкт-Петербург — мой родной город. Я здесь родился, учился в техникуме железнодорожного транспорта и затем окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Поэтому для меня лично это решение было вполне логичным. У нас уже есть офисы в Казани, Екатеринбурге и Москве, а теперь и в Петербурге. Мы знаем проблемы города, особенно в сфере дорожной инфраструктуры, и готовы предлагать решения.
Свой выход на рынок Петербурга мы начали с участия в тендере на ремонт набережной Обводного канала. Мы имели опыт работы в речных акваториях и водоохранных зонах, поэтому этот проект нам подходит. Также в нашем портфеле уже были контракты в Ленинградской области. Приобретение СК «Орион плюс» стало стратегическим шагом для укрепления позиций на местном рынке, а сама группа при этом выросла на 30%. Приобрести новое крупное предприятие столичного уровня мы смогли благодаря поддержке Сбербанка и их программе заемного финансирования. В этом нет никаких секретов.
— Как компания «Орион плюс» будет встроена в вашу структуру?
— Мы получили актив с заключенными контрактами, профессиональной командой, крупной материальной базой, к которому не нужно применять кризисное управление. Это позволяет не менять механизм управления и работу уже успешно функционирующего предприятия. Но все же определенные существенные изменения нами внесены: мы поменяли адрес регистрации СК «Орион плюс» на петербургский. Теперь компания будет не только заниматься улучшением городской инфраструктуры, но и пополнять налогами городской бюджет.
— Чем привлекает петербургский регион с точки зрения дорожного строительства? Как вы оцениваете конкуренцию?
— Петербург — это регион с большим количеством планов по развитию городской инфраструктуры. Конкуренция здесь очень серьёзная, с участием известных компаний, которые давно зарекомендовали себя.
— Как вы видите специфику работы в регионе, чем он отличается от других?
— Специфика работы в регионе — это специфика производства работ в рамках города: гораздо более сложное согласование со всеми госорганами, отвечающими за работу городской инфраструктуры, плюс стесненные условия городских улиц, особенно в исторической части города.
Кроме «Ориона плюс» в этом году группа приобрела также местного производителя асфальтобетона ООО «АБЗ 12» и АО «СМК» («Стройметаллоконструкция»).
— Какова роль недавно приобретенного вами АО «СМК» в структуре группы? Выручка у него по прошлому году 1,6 млрд рублей, но судя по отчетным документам, мощности завода наполовину не загружены.
— СМК уже давно известен в городе, он производит конструкции для мостов и транспортных развязок. Потенциал производственных мощностей завода позволяет наращивать изготовление металлоконструкций любой сложности и технической уникальности до 2 500 тонн в месяц, что, соответственно, позволяет увеличить обороты предприятия до 7,5 млрд рублей в год, исходя из текущей стоимости металла. В этом году завод получил подряд на изготовление металлоконструкций для Цимбалинского путепровода, а до этого участвовал в проектах реконструкции Дворцового и Биржевого мостов, развязки Дунайского проспекта и Московского шоссе. Были серьезные подряды и за пределами Петербурга: ЦКАД 4 и Северо-Восточная хорда в Москве.
Появление этого завода в нашей группе даёт нам дополнительные возможности участвовать в таких проектах, как КАД-2 и ШМСД, которые помогут справляться с растущими потоками транспорта в агломерации.
— Какие проекты вы сейчас реализуете? Каков общий объём контрактов?
— Большая часть наших контрактов связана с ремонтом дорог федерального и регионального значения в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Мы работаем в регионах от Сахалина до Санкт-Петербурга. Недавно завершили реконструкцию участка автодороги М-5 «Урал» и строительство новой улицы в Йошкар-Оле.
Сейчас к нашим контрактам в других регионах прибавились объекты СК «Орион плюс» — довольно известные в Петербурге, Ленобласти — как завершенные, так и находящиеся в работе. В Петербурге это строительство Шуваловского проспекта от Камышовой до Планерной улицы, проезда по южному берегу Обводного канала от Глухоозерского шоссе до проспекта Обуховской Обороны с мостом через ковш Обводного канала и транспортной развязкой с проспектом Обуховской Обороны, а также строительство пешеходной набережной от морского портового комплекса до сквера Инчхон, строительство и реконструкция автодорог в Кронштадте.
Так, недавно мы отчитались за очередные этапы контрактов по строительству и реконструкции на участках Цитадельского и Кронштадтского шоссе.
Общий объём текущих контрактов группы компаний превышает 60 на сумму более 42 млрд рублей, часть из них будет завершена в этом году, а часть перейдет на следующий.
— Участвуете ли вы в проектах государственно-частного партнёрства?
— Пока у нас нет опыта участия в таких проектах, но мы готовы рассмотреть эту возможность. Нам это интересно, и, думаю, мы будем двигаться в этом направлении.
— Как вы оцениваете текущее состояние дорожной отрасли в России? Стало ли меньше контрактов?
— Развитие дорожной инфраструктуры продолжается практически во всех регионах. Национальный проект по приведению дорог к нормативу остаётся приоритетным. Конечно, бюджеты перераспределяются, но это связано с расширением территорий страны. Мы уверены, что отрасль продолжит развиваться.