Большинство россиян одобряют и считают нужным начинать профориентацию в школе и даже в дошкольных учреждениях. Как показал опрос ВЦИОМ этого года, «за» высказались 86% респондентов. При этом 70% посчитали, что такую работу надо начинать не раньше 6 класса. Подходы могут быть разными, главное, чтобы все заинтересованные стороны получили в итоге то, что хотят: выпускники — интересную им работу, вузы и колледжи — студентов, а работодатели — сотрудников. А вот сидеть в стороне и ждать, когда кадры придут сами, уже не выйдет, считают участники круглого стола «Фонтанки».
Город направляет
В Петербурге есть два городских учреждения, которые занимаются профориентацией: Центр занятости населения и Центр опережающей профессиональной подготовки.
Как считает Денис Трещев, начальник отдела профобразования комитета по образованию Санкт-Петербурга, профориентация стала гораздо более широким понятием, чем раньше: теперь это своего рода карьерное проектирование, причем независимо от возраста. И госорганизации — одна из двух точек входа в планирование профессиональной траектории.
Вторая точка — это школы, где с 2021 году началось системное создание предпрофессиональных классов на городские гранты. Как рассказал эксперт, первые профессиональные классы выделяются именно взаимодействием между индустриальными партнерами, колледжами, вузами и непосредственно самой школой. Это можно счесть удачным опытом, потому что основная часть вузов и производств так или иначе включились в этот процесс. В 2023 году крупные гранты получила основная часть школ в городе, и теперь гранты поменьше распределяются на новые специализированные учебные кабинеты по химии, биологии, физике.
В рамках создания профессиональных классов очень большую роль играют вузы: в частности, в партнерстве с СПбГУ реализуется проект «Курчатовские классы», а вместе с Химико-фармацевтическим университетом — естественнонаучные классы, судостроительные — с Морским техническим университетом, соответственно. Спектр партнерских проектов с каждым годом становится все больше.
Направление обучения в профессиональных классах определяется регионом: в случае Петербурга — его стратегией социально-экономического развития, где определены перспективные направления на рынке труда направления. Что касается среднего профессионального образования (СПО), то в этой области появились федеральный проект «Профессионалитет» и региональный «Моя первая профессия». Здесь важные направления подготовки больше определяются потребностями рынка труда, запросами промышленности, индустриальных партнеров и государственных учреждений.
— Именно вузы и СПО нам подсказывают, какие направления в школах нужны, — рассказал Денис Трещев, — но с 2025 года мы более интенсивно начинаем заниматься и начальной школой, и дошкольным образованием. В этом звене будут создаваться мини-лаборатории для самых маленьких, помогающие развивать интерес к определенной профессии через игру.
Профориентацию в Городском Центре занятости в этом году прошли 59 тысяч человек, из которых 11 тысяч — школьники. Как рассказала Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, здесь не только проводят профтестирование, но и знакомят с рынком труда и востребованными профессиями. Каждый получает заключение с информацией о наиболее предпочтительных вариантах своего дальнейшего профессионального развития. Также несовершеннолетние граждане в период участия во временных работах могут пройти «профессиональные пробы» — по мнению эксперта, у тех ребят, кто попробует себя в различных сферах деятельности еще во время учебы в старших классах, профессиональный выбор будет более точным и самостоятельным.
— После прохождения консультации специалистов-психологов Центра занятости подростки от 14 до 18 лет могут получить работу не только на лето, но и в течение всего года, — рассказала Людмила Колдунова. — Наряду с такой ставшей уже традиционной работой, когда они работают в налоговых инспекциях, в пенсионном фонде или помогают озеленению города, у нас появляются и новые интересные профессии. В частности, городское промышленное предприятие «Северный пресс» предоставило возможность студентам колледжа в программе 1°С: Предприятие осуществить проверку работоспособности кода, интеграцию программных модулей и компонентов, а на заводе «Волна» в одном из сборочных цехов ребята могли познакомиться со слесарным производством, в том числе с особенностями сборки антенн и кузовов-контейнеров.
Кроме того, Центр опережающей профессиональной подготовки реализует в городских школах проект «Моя первая профессия»: ученики могут пройти недолгое профобучение прямо в рамках школы, затем получить документ установленного образца, после чего их уже могут взять на работу по полученной специальности. Например, в этом году в рамках этого проекта ребята поработали помощниками медсестер в больнице святителя Луки и помощниками экскурсовода в парке «Россия — моя история».
Кстати, профориентация касается не только молодежи или старших школьников. Как рассказала Людмила Колдунова, в рамках проекта «Демография» проходит профобучение и других категорий: молодежи до 35 лет, женщин в декрете или с детьми до 7 лет, горожан старше 50 лет. Перед направлением на обучение специалисты службы занятости оценивают профессиональные предпочтения и предыдущий опыт участника проекта и помогают выбрать образовательную программу, которая будет способствовать эффективному трудоустройству.
Бизнес готовит сам
Но бизнес и промышленность не хотят ждать специалистов из учебных заведений или из других компаний — работодатели активно создают обучающие центры и сами выходят в вузы и школы, чтобы подготовить себе будущих сотрудников.
— В 2015 году мы получили лицензию и создали собственный учебный центр для полимерного кластера, чтобы обучать либо своих сотрудников, либо того, кого мы будем брать с рынка, — рассказала Елена Орлова, генеральный директор учебного центра ООО «Институт полимеров», АО «Комсомольская Правда». — За эти годы работы мы почти закрыли свои кадровые потребности и даже вышли за пределы предприятия, стали интересны по всей стране. За последний год у нас прошли обучение специалисты предприятий по переработке пластиков из разных городов: Владимира, Волгограда, Петербурга.
Также предприятие работает со школьниками, вузами и колледжами — например, производство участвует в программе «Профессионалитет» с Академией машиностроения имени Ж. Я. Котина.
— Этим летом к нам впервые прибыли на практику студенты, которые учатся по этой программе на технологов, — рассказала эксперт. — Теперь они же придут к нам на зимнюю практику, а следующим летом мы уже сможем их трудоустроить. Особенно важно, что это молодые кадры: у нас довольно «взрослое» производство, где есть персонал 60–70 лет, и обновлять кадровый состав мы планируем как раз через различные формы наставничества. Из дефицитных специалистов нам все еще нужны инструментальщики, так как цикл подготовки этого специалиста очень долгий — здесь нужны годы, а не месяцы.
На предприятиях «Карелии Палп» (производственные активы группы компаний расположены в г. Кондопоге, Республика Карелия) основная потребность — сотрудники массового найма, т.н. «синие воротнички». Плотно занимаются вопросами профориентации здесь уже около трех лет, разработав целевой план для разных возрастных групп.
— Кондопожский ЦБК — предприятие градообразующее, потому мы сочли целесообразным знакомить с профессиями лесной и лесоперерабатывающей отрасли с детского сада, — рассказала Екатерина Буланова, начальник отдела кадрового обеспечения и администрирования ООО «Карелия Палп». — Наши сотрудники приходит в детские сады на профильные праздники, в школах мы участвуем в линейках, родительских собраниях, проводим тематические занятия, заинтересовываем во взаимодействии с предприятием через творческие конкурсы. Но настоящая профориентация начинается с 8–9 класса. Что касается ссузов, то в Кондопоге есть техникум, который готовит для нас специалистов основных производственных профессий. Налаживается и взаимодействие между ним и нашим профильным вузом — Высшей школой технологии и энергетики СПбГУПТД (ВШТЭ).
Ожидания и требования
Тот же опрос ВЦИОм показал, что критерий зарплаты при выборе будущей трудовой деятельности по значимости оказался лишь на втором месте после личного интереса к профессии. Замкнул тройку фактор востребованности на рынке труда.
По словам Екатерины Булановой, молодые специалисты сегодня нацелены на интересную работу с понятным карьерным ростом. Их ключевые качества — гибкость и открытость новому, а также желание понимать и видеть свой вклад в развитие компании. Важна для молодежи и культура обратной связи.
— Основным ожиданием молодого специалиста все равно остается заработная плата — и только потом уже карьерное движение, — считает Елена Орлова. — Естественно, любой профессиональный рост сопровождается ее повышением, но это будет происходить не сразу. Поэтому сначала мы как работодатель стараемся «влюбить в себя», используя разные механизмы, в том числе и внутрикорпоративную культуру: мероприятия, праздники и многое другое.
— Мне еще кажется, что для нынешнего поколения молодых людей важна всё-таки причастность к какому-то большому производству, большой интересной истории, — считает Людмила Колдунова. — И важно понимание, какой вклад они вносят своей деятельностью.
Денис Трещев напомнил, что рынок труда сейчас перегрет — это замедлит или приостановит дальнейший рост зарплат. В таких условиях на первый план при выборе профессии выходят другие важные вещи — например, преемственность.
— Я уже не раз слышал, что многие молодые увлеклись каким-то делом или выбрали его профессией, посмотрев на опыт родителей, — говорит он. — Когда мы начинали внедрять единую модель профориентации во внеурочные занятия, мы получали от родителей обращения: не надо нам с этим помогать, мы и так знаем, кем будет наш сын или дочь по профессии. То есть за ребенка все уже было решено. Интересно, что сейчас таких почти нет, но все чаще мы слышим рассказы про то, чем занимались отцы и деды и про желание пойти по их стопам.
Екатерина Буланова подтвердила, что работа с династиями дает результаты: поднимает престиж тех, кто идет по стопам родителей, повышает гордость за принадлежность к семье, хранящей верность профессии. На предприятиях «Карелии Палп», два из которых в 2024 году отметили 95-летие, работает немало представителей династий. В Кондопоге, карельском городе бумажников, даже открыли уличную фотовыставку «Династии — гордость и опора», ставшую частью новейшей истории компании, города, Карелии.
Разные стороны
Людмила Колдунова рассказала, что в Петербурге сейчас формируется межведомственная комиссия по профориентации под руководством председателя комитета по труду. В нее войдут представители исполнительных органов государственной власти, чтобы взаимодействовать с работодателями и образовательными организациями. Комиссия будет работать над созданием единого плана профориентационной деятельности в городе, а затем его утвердит правительство.
По словам Елены Орловой, необходимость межведомственного взаимодействия остро встала еще и потому, что за последние годы изменились и вузы, и образование, и производство.
— Если 10 лет назад вузы шли своей дорогой, производство своей, а выпускники каким-то третьим путем, то теперь между сторонами устанавливается прямой контакт, — уточнила она. — Например, мы взаимодействуем и с ЛЭТИ, и с Технологическим университетом, и с Политехом — и не просто для обучения, а в части их проектов выступаем именно как производство. Иногда мы обращаемся к вузам за помощью в расчетах на высоком инженерном уровне — и так далее.
Денис Трещев рассказал о развитии сотрудничества вузов и СПО с молодежными конструкторскими бюро, когда ребята получают не производственные, а именно инженерные заказы на разработку. Такая форма взаимодействия с предприятиями есть, например, в Морском техническом университете или Колледже автоматизации производства.
Также новой моделью взаимодействия СПО и предприятий стал «Образовательный завод». Его деятельность предполагает высокий уровень взаимодействия колледжа и индустриального партнера, и ее параметры определяются договором (соглашением), заключенным между колледжем и индустриальным партнером.
В рамках мероприятий финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы»-2024 такая модель была презентована на базе Электромашиностроительного колледжа.
Поработать со школой
Елена Орлова считает, что в области профориентации в городе сегодня многое сделано, но далеко не все предприятия закрывают свою кадровую потребность.
— Можно сколько угодно жаловаться на нехватку кадров, но стоит начать с себя: надо признаться, не все предприятия, особенно малый и средний бизнес, готовы взять к себе молодого специалиста и заниматься его обучением, — говорит она. — Да, это затраты, в том числе оплата наставничества. Мы заблаговременно начали обучать у себя наставников, и это направление нужно поддерживать. это довольно сложная работа — обучить человека, который еще плохо понимает, что такое производство.
Екатерина Буланова рассказала, что в «Карелии Палп» это организованное явление: оно объединяет более 100 сотрудников, делящихся опытом и профессиональными знаниями. Год «Династий и наставничества», объявленный в группе компаний, усилил статус таких специалистов. Как показал анализ, количество новичков, покидающих компанию в течение первых месяцев трудоустройства, существенно сократилось именно с укреплением института наставничества.
Продолжая тему профориентирования, Екатерина обратила внимание на дефицит учителей химии, физики и математики. Также, по ее мнению, стоит усилить взаимодействие с родителями школьников, демонстрируя специальности, карьерный трек по ним и предлагая к рассмотрению конкретные ссузы и вузы, готовящие специалистов для промышленности.
— В школьной профориентации главное не переборщить, — полагает Денис Трещев. — Уже есть достаточно много инструментов, как и много желающих реализовать себя на этом поле. Поэтому все стремления надо синхронизировать с возможностями системы образования и содействия занятости. Более того, пристальное внимание стоит обратить не только на школьников, но и уделить другим возрастным категориям: взрослым тоже нужно расширение карьерных возможностей.
Людмила Колдунова считает, что надо обязательно укреплять взаимодействие с работодателем. Кроме того, можно поставить вопрос о поощрении тех школьников, которые задумались о карьере заранее.
— На заседании Межведомственной комиссии по восстановлению рынка труда под председательством Татьяны Голиковой рассматривался вопрос по целевому обучению школьников в профильных классах и о возможности добавления им баллов для поступления по профилю на выбранные работодателем места, — пояснила она. — И, скорее всего, такая практика будет реализована, так как учащиеся профильных классов более мотивированы на работу и уже хорошо представляют, что им нужно.
Также эксперт рассказала, что профориентация и популяризация средне-специального образования уже дает свои плоды: все больше молодежи сегодня выбирает сначала колледжи, причем с полной поддержкой родителей. Еще несколько лет назад история была другая — приветствовалось только высшее образование.