Сотрудничество сразу с двумя китайскими брендами автомобилей Livan и Kaiyi прекратила компания «Автополе», 24 декабря сообщили в компании. На исходе третьего года китайской экспансии петербургские дилеры начали более критично относиться к перспективам сотрудничества с брендами, которые не готовы сами вкладывать в маркетинг и сервис.
Ниже плинтуса
Разрыв отношений связан в первую очередь с низкой узнаваемостью брендов и, как следствие, малыми объемами продаж: за 2023 год был продан всего 71 автомобиль Livan и 94 автомобиля Kaiyi, за 11 месяцев текущего ещё меньше — 21 Livan и 24 Kaiyi.
С Livan «Автополе» сотрудничает с декабря 2022 года, с Kaiyi — с апреля 2023-го. Как пояснили в компании, сложности возникли почти сразу — у обоих брендов слишком низкие маркетинговые бюджеты и слабая работа над узнаваемостью.
Автомобили Kaiyi собирает российский «Автотор», организация продаж для них в новинку, отметили в Автополе.
— У нас сложились устойчивые отношения с руководством дистрибуций. Там работают профессионалы. Но мы видим, что проблема не в них, а в уровне предоставленных им полномочий от штаб-квартир, — поделился член совета директоров компании «Автополе» Сергей Вайнер.
СПРАВКА. За 11 месяцев 2024 года в Петербурге было продано 75 454 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. Это на 39% больше, чем за январь–ноябрь 2023 года.
Кто на вылет?
Темпы продаж замедляются, и это видно невооруженным взглядом. «К сожалению, ноябрь подтвердил наши ожидания о существенном замедлении рынка. По сравнению с предыдущим месяцем продано почти на треть меньше новых автомобилей. И, хотя этот результат все еще превосходит показатели ноября прошлого года, в ближайшее время мы можем быть свидетелями нарастающей негативной тенденции», — рассказывает председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейских производителей Алексей Калицев.
По отдельным китайским брендам во второй половине этого года уже началось снижение продаж. Например, в Петербурге в топ-10 отрицательную динамику продаж показывают OMODA и EXEED, говорят в компании «Автопродикс».
— Снижение OMODA можно объяснить узким модельным рядом, марка явно стала проигрывать конкуренцию игрокам с более широкой линейкой автомобилей. Случай с EXEED — это пока больше эффект высокой базы прошлого года, — поделились в «Автопродиксе».
Скромные результаты продаж компания отмечает и у ряда других брендов — SWM и Dongfeng.
— SWM пока первый год на рынке и следующий будет для марки решающим. А у Dongfeng есть ряд проектов с российскими производителями, отсюда и небольшие показатели по основной модельной линейке. Не исключено, что какие-то марки с низкими объемами продаж тихо свернут свою деятельность в России, — отмечают эксперты.
От продаж Livan и Kaiyi некоторые петербургские дилеры отказались еще раньше, выяснила «Фонтанка».
— Очень небольшие продажи у этого автомобиля, иметь дилерство невыгодно, неконкурентоспособно получается по многим параметрам, поэтому отказались, — пояснили в автосалоне ГК «Петровский».
По тем же причинам — низкие продажи — перестал сотрудничать с Kaiyi дилерский центр «Прагматика». В автосалоне на Василеостровском последний автомобиль бренда продали в августе.
— Если Omoda продается сотнями, то в случае с Kaiyi счет шел на единицы, — поделились в автосалоне.
Вошли в историю электромобили и гибриды Skywell — кроссовер ET5 дебютировал в конце 2022 года, кроссовер HT-i — в середине прошлого. За 11 месяцев этого года три дилерских центра в Петербурге продали 17 машин, годом ранее — 51. Первый из трех дилеров — «Санрайз Групп» — отказался от марки еще в начале 2024 года. Оставшиеся два — «Авангард» и «Карс Фэмили» — прекратили продажи во втором полугодии. Как и от Kaiyi, от бренда остался в городе только сервис.
Среди причин «развода» со Skywell работавший с маркой автоэксперт Михаил Попов назвал практически полное отсутствие активности по продвижению бренда и завышенное ценовое позиционирование. Бренд целился на премиальность и ожидал, что его машины будут покупать за 4-4,5 млн рублей, но по факту находился на уровне конкурентов с классическим ДВС на миллион дешевле.
Взяли себя в руки
Примечательно, что «Москвич», который тоже не блистал продажами — за семь месяцев 2024 года общие продажи составили чуть больше 11 тысяч, вовремя взял себя в руки и переломил ситуацию.
— «Москвич» снизил цену и на 50% изменил дилерскую сеть. С октября добавился дилерский центр под управлением холдинга «Вагнер», сейчас у бренда четыре автосалона под управлением «Рольфа» и «Петровского», — поделился с «Фонтанкой» эксперт отрасли.
Это помогло «Москвичу» выйти по итогам октября на второй результат по объему продаж в Петербурге — было продано 109 машин. Топовым по продажам стал март с объемом реализации в 144 штуки. По России «Москвич» продал за 11 месяцев 20,1 тыс. автомобилей, улучшив прошлогодний результат на 88,7%.
В то же время, пока одни марки разочаровываются в российском рынке, им на смену постоянно пытаются зайти новые. По данным компании «Электронный паспорт», только в ноябре были впервые зарегистрированы легковые и грузовые автомобили полутора десятка новых марок: FINKL, NEUS, TENET, STELATO, HEKU, СТАВРОПОЛЕЦ, ERDE, KAIMAN BLACK TRAILER, GPX, HELFIMMER, КОМДОР, TOENIES, Z-TRAILER, EVERUS, CAMPERURAL. Кто все эти люди, возможно, мы узнаем в ближайшее время.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»