Утром 25 декабря в Казахстане упал летевший в Грозный самолет Embraer 190, на котором находилось 67 человек. Ближе к вечеру появились кадры и видео с повреждениями фюзеляжа и крыла потерпевшего крушение самолета, с возможными следами внешнего воздействия. В СМИ и телеграм-каналах появились две версии происхождения дыр в обшивке, которые видны на видео из Казахстана: либо встреча с птицами, либо результат работы ПВО еще над Грозным, где могли отбивать атаку беспилотников. «Фонтанка» спросила у заслуженного военного летчика РФ и генерал-майора Владимира Попова о том, что он думает о повреждениях воздушного судна.
По мнению Попова, на упавшем в Казахстане самолете не могли появиться дыры в результате работы ПВО.
«Когда в гражданской авиации выполняются плановые полёты, диспетчер в обязательном порядке отслеживает, согласовывает маршрут полёта и контролирует его. А для того, чтобы разрешить тот или иной маршрут полёта, он в обязательном порядке спрашивает разрешение у тех, кто контролирует использование воздушного пространства со стороны системы ПВО страны», — отмечает генерал-майор.
В связи с этим Владимир Попов исключает возможность повреждения воздушного судна в результате работы ПВО и добавляет, что если бы все-таки использовалась противовоздушная оборона, то самолет пострадал бы серьезнее.
«Если бы работала система ПВО, даже какие-то ПЗРК, переносные зенитные ракетные комплексы, а там же взрывчатое вещество есть, то оно (ПВО. — Прим. ред.) бы разорвало этот самолёт, оболочку, знаете, как воздушный шарик — он бы лопнул. Здесь же все сохранено. Только пробоины есть в фюзеляже, в крыле», — объясняет собеседник.
Таким образом, заслуженный военный летчик РФ считает, что повреждения в обшивке самолета появились из-за птиц. По его словам, некоторые стаи все ещё отъедаются в дельте реки Волги у Каспийского моря и, когда приходит время, постепенно улетают на юг. Возможно, что самолет азербайджанской авиакомпании столкнулся с птицами, которые отбились от стаи и случайным образом попали в воздушное судно.
«У меня как-то на взлёте, например, небольшая стайка воробьёв попала [в самолет]. Потом в крыле была дыра размером 2 сантиметра по высоте и 4 сантиметра по ширине. А эта птаха такая маленькая, где-то 7–10 граммов веса-то всего, только пуха много. Когда извлекли из отверстия лапки и крыло, то поняли, что это воробей был всего-навсего, но пробил очень большую дыру в обшивке», — указывает генерал.
При этом Владимир Попов добавляет, что отверстия могли появиться на поверхности самолета в том числе из-за удара о грунт при падении. С учетом того, что крушение произошло в трех километрах от города Актау, то есть вблизи береговой черты, в обшивку воздушного судна при приземлении могли попасть камни, которые при достаточной скорости могли оставить после себя дыры.
«Фонтанка» рассказывает, что известно об упавшем самолете.
После крушения самолета Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье, связанной с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Всего в авиакатастрофе выжили 32 человека, десять из них — россияне. «Фонтанка» собрала главное о произошедшем ЧП.
Дарим iPhone 16 — подпишитесь на тг-канал «Фонтанка SPB Online», чтобы быть в курсе важных новостей.