Новогоднее настроение петербуржцам и гостям города создают не только уличная иллюминация и световые инсталляции, установленные городскими властями, но и праздничное оформление витрин и фасадов магазинов, ресторанов и торговых центров. «Фонтанка» прогулялась по улицам Северной столицы и показывает самые красивые и необычные украшения.
Самым популярным украшением в этом году стали композиции из еловых веток, размещенные над входом и вокруг витрин. В тренде — сдержанность, минимализм, но в то же время яркие акценты. Например, магазин Bork на Большом проспекте Петроградской сделал главным элементом декора огромный красный бант. Кафе Stars Selected на Большой Конюшенной — золотой бант и коробки в праздничной обертке. Яркий бант красуется и над аркой на Кирочной улице рядом с кафе «Ив».
Минималистично украсили еловые ветви у входа гостиница «Англетер» и клиника Smile в переулке Гривцова. Главный элемент декора — бусы.
Магазин Colin's украсил витрину схематичной неоновой елкой, а Benetton обозначил праздничное дерево зеленым треугольником с огоньками.
Ресторан Fresa поставил у входа небольшое дерево, совсем не напоминающее елку, зато с красными фонариками.
Ресторан «Поли» украсил свой вход апельсиновым деревом и снабдил объясняющей табличкой. В Греции, кухне которой посвящено заведение, в это время года цветут апельсиновые деревья. А в России Новый год ассоциируется с цитрусовыми, а сами плоды вполне напоминают елочные шары.
Цвет настроения в этом году определенно — красный. Именно он преобладает среди лент, бантов, игрушек, шаров и других украшений. Иногда красный дополняют золотые или серебряные элементы.
Впрочем, некоторые заведения выбрали в качестве основного золотой и серебряный цвета.
Arka на Большой Конюшенной создала зимнюю сказку, украсив витрину звездами и гирляндами в холодном синем и голубом тонах.
А вот ресторан Blackchops решил использовать шары всех цветов радуги и разных размеров. Но еловые ветви посчитал излишними: украшения крепятся прямо к фасаду.
Щелкунчики, похоже, исчезли не только с главной городской ярмарки, но и из украшений общепита и торговли. Но, к примеру, мебельный центр «Мебель-Сити» сделал сказку Гофмана темой своей интерактивной витрины. Каждый вечер она становится площадкой для перформанса — сцены из «Щелкунчика» разыгрывают живые актеры.
Зато сказочным символом Нового года в этом году стал медведь. К примеру, именно это животное в качестве основного декоративного элемента выбрал «Невский центр». «Наши мишки — это веселые проказники, которые резвятся на новогодней елке, или добрые помощники Деда Мороза, доставляющие подарки. Все они стали олицетворением теплых эмоций, которые сопровождают предновогодние радости и шопинг», — объяснил концепцию декоратор Иван Копылов.
Медведь с красным рождественским венком вокруг шеи встречает посетителей «Книжной лавки писателей» на Невском проспекте.
Необычным решением можно назвать сложенные из красных шаров фигуры у входа в отель So на Вознесенском проспекте. По смыслу это елки, вот только вместо того, чтобы стоять прямо, они причудливо изгибаются.
Некоторые заведения выбрали в качестве главного элемента украшения огромные плетеные косички, иногда весьма неожиданных цветов. Вероятно, они отсылают к уютным зимним свитерам и прочим вязаным изделиям.
Сколько стоит новогоднее настроение
По оценке вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, бюджет на новогоднее оформление для небольших торговых центров в Петербурге в 2024 году составляет в среднем 2 млн рублей. По словам участников рынка, декор подорожал по сравнению с прошлым годом. Так, стоимость новогодних игрушек, которые используются для украшения здания, выросла на 10–20%, а общие затраты на украшения — до 30%, говорит руководитель отдела аренды МЦ «Мебель-Сити» Наталия Козырева.
Но бизнес готов идти на такие траты: новогоднее оформление создает праздничную атмосферу и способствует увеличению среднего чека покупки на 10–15%, считает Павел Люлин. А нестандартные украшения не только приводят в магазины и кафе случайных прохожих, но и дают бесплатную рекламу в социальных сетях. «Люди, заметив „ожившую“ витрину, улыбаются, останавливаются, фотографируют, выкладывают ролики в соцсети, выходят в прямой эфир, чтобы разделить положительные эмоции с родными и близкими», — комментирует директор event-агентства Creative Angel Денис Гордеев.
Как у них
В Европе и США рестораны и магазины нередко приглашают для оформления витрин известных дизайнеров или модные дома. Например, внутри миланского пассажа можно увидеть инсталляцию, созданную Gucci. Dior преобразил нью-йоркский универмаг Saks Fifth Avenue с помощью инсталляции «Колесо Фортуны». Парижская Galeries Lafayette пригласила оформить витрины дизайнера Кевина Жерманье, который переосмыслил праздничный декор универмага 1959 года. А главную елку Galeries Lafayette придумал дизайнер Шарль де Вильморен.
Как правило, предприниматели нанимают для оформления витрин профессиональных дизайнеров, пусть и не звездных, или «подсматривают» удачные идеи у коллег по цеху, чтобы потом использовать у себя, говорит Максим Жуков, основатель ресторанной группы ReCa и председатель комитета общественного питания субъектов МСП Санкт-Петербургского отделения «Деловой России». «Украшение фасадов — это тоже форма рекламы», — подчеркивает он, хотя точно подсчитать эффект в деньгах или количестве посетителей невозможно.
Примеры звездной коллаборации в Северной столице, по словам Максима Жукова, ему неизвестны. Впрочем, не так много дизайнеров, которые были бы известны на всю страну или хотя бы большинству гостей конкретного магазина или ресторана, считает предприниматель.
Поощрять или регламентировать
Сделать город еще наряднее помог бы опыт Москвы, где каждый год власти проводят конкурс на лучшее оформление витрины, считает Максим Жуков. Победители получают гранты, которые компенсируют расходы на украшения. В этом году призовой фонд составляет 700 миллионов рублей. Жестких требований к дизайну при этом нет.
В Петербурге несколько лет назад власти города выпустили так называемый брендбук, в котором содержатся рекомендации, в том числе по новогоднему оформлению. Но периодически на встречах с бизнесом представители комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) высказывают идеи более жесткой регламентации, ссылаясь на то, что подход «кто во что горазд» создает визуальный шум и портит облик города, говорит Максим Жуков. Но, по мнению предпринимателя, такое регулирование избыточно. «Иначе у всех ресторанов будут плюс-минус одинаковые украшения. Может быть, с точки зрения архитектуры единообразие это хорошо, но городская среда — это, прежде всего, социум, а люди хотят идти в ногу со временем, для них важно проявлять индивидуальность. Бизнес тоже хочет индивидуальности, потому что концепции брендов крайне разные», — отмечает он.
«В Москве подход диаметрально противоположный — „пожалуйста, украшайте, чем больше, тем лучше, а мы будем еще и конкурсы проводить и вас субсидировать“», — подчеркивает Максим Жуков.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»