Губернатор Александр Беглов объявил, что станция метро «Горный институт» откроется для пассажиров с 9 утра 27 декабря. Прозвучало нестандартное для транспортных новостей «спасибо за терпение». Но тут и правда грех не поблагодарить.
О том, что станция откроется с 9 утра в пятницу, Беглов объявил 26 декабря.
«[Это] — переломное событие. Мы преодолели кризис, сохранили уникальный коллектив метростроевцев. И сегодня видим первые результаты. Спасибо президенту за поддержку, благодаря которой мы сохранили городское метростроение. Инженерам, рабочим и всем, кто принимал участие в строительстве и пуске станции! И спасибо всем петербуржцам за терпение!» — говорится в сообщении.
«Фонтанка» рассказывала, что плановой датой являлось 25 декабря, и некоторые СМИ уже аккредитовывались на утреннюю церемонию открытия. Но в последний момент все сместили по времени. Если учесть, что ключевые документы — заключение о соответствии и разрешение на ввод - были выданы 24-го числа, можно предположить, что причиной переноса стали не технические требования, а проходящие в городе саммиты СНГ и ЕАЭС.
Теперь станции, которая должна снять нагрузку с «Василеостровской», разгрузить мосты, помочь Балтийскому заводу, Горному институту и частично намыву, предстоит
пройти тест последней неделей декабря.
Это были долгие 10 лет
Ретроспектива по станции «Горный институт» — это натуральное путешествие в прошлое. «Метрострой», тогда еще вполне себе в силе, вышел на стройплощадку в 2014 году — для подготовки территории, станцию собирались достроить в 2018-м. У нее должно было быть два выхода: не только на Косой линии, но и на Масляном канале; сейчас все иначе — выход есть только к Косой, пешеходный переход не проложили даже под Большим проспектом В.О. из-за большого количества инженерных сетей.
Это был не приоритетный проект по сравнению с «футбольными» станциями зеленой линии, но ничего не предвещало десятилетнего марафона. Вскоре началась эпопея с конкурсом на строительство перегона «Спасская» — «Театральная» — «Горный институт». Сперва никто не заявлялся, потом заявлялись слишком многие, создавая «Метрострою» нежелательную конкуренцию (спустя 10 лет, в 2024 году, тогдашний его соперник придет на субподряд к «Метрострою Северной столицы» по строительству объектов Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Каменки»). В итоге контракт компания смогла получить лишь осенью 2015 года со сроком до 2019 года. Тогда он стоил 21 млрд рублей, но за минувшее десятилетие разбух до 46 млрд.
Шло время, первый тоннель начали прокладывать в начале 2017 года (оранжевую линию сооружали в виде двух однопутных тоннелей, а не одного двухпутного, как зеленую или фиолетовую). В 2018-м, в преддверии чемпионата мира по футболу, у «Метростроя», который еще и достраивал стадион, проявились явственные проблемы, проходчики на Лахтинско-Правобережной линии начали бастовать. Тем не менее станции «Новокрестовская» (сейчас «Зенит») и «Беговая» открылись в срок, а под конец 2018 года Смольный признал очевидное: сроки по «Горному институту» сорваны, раньше 2021 года не надо ничего ждать. Тогда это казалось вечностью.
С начала 2019 года «Метрострой» начал сваливаться в последнее пике, Смольный объявил о расторжении всех контрактов с ним, но потом сообщил, что дает компании еще один шанс. Срок снова сдвинули — на конец 2022 года.
В ноябре 2019 года со второго раза сумели открыть участок Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Шушар». Но проблемы «Метростроя» усугублялись, гендиректора арестовали по уголовному делу, а Смольный попытался установить контроль над компанией, запустив многолетний корпоративный конфликт, в компании ввели процедуру наблюдения. Последний участок перегона Лахтинско-Правобережной линии — от «Спасской» до «Театральной» — начали сооружать в декабре 2020 года, а ввод станций на фоне всего этого в очередной раз сдвинули — на 2023 год.
В феврале 2021 года стало понятно, что и это утопия — все опять передвинули, до конца 2024 года. Вместе с оранжевой линией в этом списке был и первый участок коричневой от «Казаковской» до «Путиловской» (сейчас уже известно, что их достроят в 2025 году). К тому моменту очевидно было, что достраивать будет не «Метрострой» — город, отчаявшись исправить отраслевую «раскоряку» со старой компанией, создал вместе с ВТБ «Метрострой Северной столицы», который выкупил долги «Метростроя». Так что, когда «Метрострой» в последний день лета 2021 года был объявлен банкротом, его преемник и стал его главным кредитором, выкупая и забирая в аренду его имущество. Рабочие перешли в новую компанию, которая начала достраивать начатое предшественниками.
Планы по «Горному институту» сохранили на 2024 год, но вскоре и из новой компании стали приходить новости о низких темпах строительства, корректировка проекта не сразу прошла экспертизу, в «Метрострое Северной столицы» менялись руководители. За это время заказчик по стройке — комитет по развитию транспортного строительства — сменил курирующего вице-губернатора, перейдя из транспортного блока в строительный. А с начала 2024 года метростроение перешло в зону ответственности комитета по строительству.
Год назад впервые прозвучало: «Горный институт» введут не просто до конца 2024 года, а к сентябрю. После этого начался марафон событий: до станции дошел первый рабочий состав, появились фото из вестибюля, на углу Косой линии и Большого проспекта В.О. начали благоустройство, трамваи вернулись на Косую линию, «Спасскую» закрыли для подключения к ней нового участка линии и т. д. Все это, однако, не убеждало в том, что «Горный институт» откроется к началу учебного года — он и не открылся. Появились версии, что из-за строительства эвакуационного выхода с «Театральной» все переносится, а открытие произойдет уже в 2025-м.
Губернатор Александр Беглов, представляя бюджета в ЗакСе, подчеркнул, что станции достроят до конца года (что оставляло вопросы о том, когда их откроют), однако комстрой настаивал, что и запуск запланирован в 2024-м. В ноябре 2024-го до станции добрался пробный пассажирский состав, Смольный заговорил о последних штрихах. 10 декабря «Фонтанка» сообщила, что плановой считается дата 25 декабря, хотя все привязано к получению заключения о соответствии и разрешения на ввод станции. Через несколько дней губернатор в ходе прямой линии прямо заявил, что пассажиры поедут по новому участку до конца года.
Театр не одного актера
Фразу Беглова, что с 27 декабря на «Горном институте» вестибюль будет открыт на вход и выход, не посчитают избыточной жители Коломны. Они знают, что иногда станции открывают не так.
Все 10 лет годы отдельным сюжетом шла эпопея с промежуточной станцией «Театральная». Даже если не вспоминать, что когда-то ее ждали еще в 2014 году, намучиться пришлось и еще придется. Станцию с самого начала называли чуть ли не самой сложной с технической точки зрения за всю историю метростроения в Петербурге — из-за прохождения тоннеля под историческим центром и непосредственно Мариинским театром.
Но если технические трудности решали техническими средствами, то с согласованием случился настоящий провал. Изначально со станции предполагали сделать два выхода: основной — непосредственно на Театральной площади, второй — врезать в первый этаж дома быта на Лермонтовском, хотя в контур контракта с городом это вообще не входило.
Уже в 2017 году стало понятно, что есть несколько конкурирующих вариантов, очевидным образом проявились и интересанты. Главным противником выхода на площади был и остается глава Мариинского театра Валерий Гергиев, который вообще многократно критиковал строительство подземки под зданием: «Любое продолжение работ будет усугублять опасность разрушения Мариинского театра и Консерватории».
К 2020 году его федерального веса хватило, чтобы город отказался от выхода на площади: губернатор Александр Беглов заявил, что там его строить не будут, а все внимание — на дом быта. Соответственно, здание придется выкупать, называлась сумма в миллиард рублей. Естественно, в этом направлении никто ничего не проектировал, не строил, просто прокладывая тоннель метро и сооружая подземные конструкции станции. Так что довольно давно стало известно, что после открытие «Горного института» «Театральная» еще несколько лет будет работать без выхода на поверхность — на прогон. Все это не мешало городским властям параллельно подыскивать с помощью голосования место для второго выхода с «Театральной», который появится когда-нибудь после первого. Выбрали точку у Театрального сквера на месте нынешней автозаправки.
Чем ближе было открытие нового участка метро, тем острее чиновники ощущали неполноценность этой схемы с работой на прогон. Закрытый, казалось, вопрос с выходом на Театральной площади вдруг снова всплыл в публичном поле. В апреле Валерий Гергиев дал интервью «Российской газете», в котором назвал вредительской идею строить метро под театром.«У нас каждый день дрожит здание», — говорил он и подчеркивал, что перед угрозой «варварской ошибки» придется обращаться к первым лицам страны. «Метрострой Северной столицы», в свою очередь, удивленно отвечал, что тоннелепроходческие работы, которые могли бы вызывать вибрацию, давно уже не ведутся.
Интересно, кстати, что об опасности техногенных катастроф говорил и сам «Метрострой», когда в суде по налогам речь заходила о заморозке работ: «Любая незначительная остановка производства работ приведет к аварийной ситуации, которая повлечет за собой необратимые последствия: осадку грунта, которая создаст угрозу безопасности близлежащего здания Мариинского театра».
В августе заговорил губернатор. «Есть у нас знаменитости разные, они приняли решение, что выход из метро не должен быть рядом с театром, — заявил глава города и напомнил, что у Большого театра в Москве, например, метро есть. — Нормальный там выход. Когда я начал разбираться, я спросил: „А как мы из метро будем выходить?“ — „Не знаю“. Некуда выходить». По его словам, Беглова, теперь приходится вести переговоры с владельцем дома быта Юрием Филатовым, а тот заявил «Фонтанке», что категорически не хочет продавать здание.
На прямой линии 12 декабря глава города вернулся к этому вопросу: «Отрезок между „Спасской“ и „Горным институтом“ — пример того, как делу вредят известные амбициозные люди, — заявил он. — Их некомпетентность в вопросах освоения подземного пространства привела к тому, что мы построили очень красивую станцию „Театральная“, одну из лучших в Петербурге, но из нее не будет выхода к Мариинскому театру… Выхода из этой станции нет, и сейчас опять приходится вести переговоры с частным лицом, чтобы выкупить определенный участок на расстоянии 700 метров от метро».
Именно этим Беглов объяснил и переносы по срокам: «Мы были вынуждены задерживать из-за „Театральной“ ввод следующей станции, „Горный институт“. Эти станции работают вместе. И мы могли бы сдать „Горный институт“ еще осенью, но мы должны были выполнить все требования… Мы просто не имеем права это делать, пока станция „Театральная“ в ее нынешнем виде не будет отвечать всем требованиям безопасности, хотя там не будет пассажиров. Пользоваться станцией „Театральная“ мы не сможем как минимум три года».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»