Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как -1

2 м/c,

зап.

770мм 98%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,53
EUR 105,95
Бизнес Работа Общество круглые столы Кадровый вопроc: что поможет пивоваренной индустрии привлечь специалистов

Кадровый вопроc: что поможет пивоваренной индустрии привлечь специалистов

2 479
Источник:

Пивоваренная отрасль, как и в целом промышленность России, сталкивается с острой нехваткой квалифицированных кадров. Ситуация осложняется рядом факторов: сокращением профильных образовательных программ, снижением интереса к работе на производстве и высокой конкуренцией с другими секторами. При этом спрос на специалистов неуклонно растет, поэтому компании ищут новые подходы к привлечению и удержанию сотрудников.

Как пивоваренные предприятия совместно с учебными заведениями решают кадровую проблему и что может изменить ситуацию, обсудили эксперты на круглом столе «Фонтанки».

Потребность расширяться

Марина Бедовая, директор по персоналу операционной функции пивоваренной компании «Балтика», связывает дефицит кадров с несколькими факторами.

— Во-первых, это специфика профессии: пивоварение требует специальных знаний и навыков, которые не всегда легко получить. Тем более что в последнее время многие кафедры в России закрываются и возможности получения профильного образования ограничены, — отмечает она. — Также мы замечаем, что молодежь предпочитает другие профессии: работать на производстве непрестижно и неактуально, что приводит к недостатку новых специалистов в профильной для нас сфере.

Влияет и конкуренция с другими отраслями, такими как фармацевтика, ОПК, здравоохранение. При этом потребность в персонале с каждым годом растет.

— Относительно прошлого года мы приросли по численности персонала именно в производстве пива по всей России, — рассказала Марина Бедовая. — Наняли около 67 новых сотрудников — и это новые рабочие места, которые мы создали. Планы у нас амбициозные, и в следующем году мы планируем нанять еще более 60 сотрудников. За два года у нас выросла потребность в персонале.

Ситуация в пивоварении в целом соответствует положению на рынке труда, говорит Юлия Сахарова, директор по СЗФО HeadHunter: в 2023–2024 годах видна конкуренция по самым востребованным специальностям и в продажах, и в рабочем персонале — и в производстве, и в строительстве, и в транспортной отрасли.

— В ноябре 2024 года hh.индекс, который мы считаем, составил 5,2 (количество активных резюме кандидатов за период времени делится на количество активных вакансий. — Прим. ред.). Это означает, что кандидаты стали более активны, а у работодателей происходит снижение активности, — пояснила она. — Но в общем это говорит о том, что кандидаты выходят на рынок труда, чтобы найти более привлекательные для себя условия. В целом же в топовых профобластях сохраняется дефицит: город у нас промышленный, а значит, конкуренция идет плюс-минус за один и тот же персонал. По рабочим разрыв между спросом со стороны работодателей и достаточным количеством кандидатов еще более сильный, чем в сфере производства в целом, поэтому сегодня рынок принадлежит соискателям.

Если посмотреть на отрасль пивоварения, то в Петербурге представлено больше всего вакансий, на втором месте — Москва, на третьем — Краснодарский край. За год количество вакансий в нашем городе выросло на 60 %, значительно прибавилась потребность в кадрах в Краснодарском крае.

— Если судить по профессиям, то спрос есть как на «синие воротнички», так и на офисных сотрудников, — рассказывает Юлия Сахарова.

Список востребованных профессий возглавляют те, что связаны с продвижением и с продажей произведенной продукции. Так, торговые представители, продавцы-консультанты занимают 12 % в объеме всех вакансий, прирост составил 52 %. Спрос, по словам Юлии Сахаровой, обусловлен и появлением рабочих мест, и тем, что в этих профессиях высокая текучесть. Поэтому компания вынуждена постоянно набирать персонал и стараться его удерживать. Спрос на технологов вырос на 20 %, на менеджеров по закупкам — на 34 %. Также в топ входят специалисты по логистике, маркетологи и операторы производственных линий.

Дефицит кадров привел к росту заработной платы, отмечают эксперты. Если в мае 2022 года средняя зарплата в производстве составляла 60 тыс. рублей, то к ноябрю 2024 года поднялась до 90 тыс. рублей.

Эксперт пивоваренной отрасли кандидат технических наук Григорий Дарков отмечает, что из всей группы Института холодильной промышленности, где он учился на кафедре «Технологии бродильных производств и виноделие», непосредственно с пивом до сих пор связаны трое.

— Ситуация, когда человек получает специальность, приходит работать в отрасли, а потом уходит, была, есть и будет, — говорит он. — К тому же на пивоваренном заводе больше нужны операторы, которые будут работать на линиях, мастера, начальники цеха — то есть рабочие профессии. Дай бог, будет один пивовар, который действительно занимается рецептурами, биохимией и т. п. Поэтому основная проблема — это поиск именно рабочих.

Он добавил, что в России около 2 тысяч пивоваренных заводов, включая ресторанные и крафтовые пивоварни, из них крупных, которые производят более 500 тыс. гектолитров в год, — около 30.

— Если у вас есть деньги и вы хотите открыть ресторан с пивоварней, то обучить специалиста с базовыми знаниями биохимии можно за 2–3 недели, и он будет варить пиво, — обратил внимание Григорий Дарков. — Именно так работает 90 % всех небольших пивоваренных производств России. Другое дело, что он будет варить строго по указанной технологии и не сможет сделать шаг влево или вправо.

Таким образом, эксперт выделил две составляющие кадровой проблемы: нужны рабочие кадры крупным заводам и нужно создать условия, чтобы люди, которые без специальности пришли в профессию, могли быстро, эффективно и качественно повысить квалификацию.

Как решать проблемы

Решать кадровую проблему нужно комплексно, уверены пивовары.

— Мы автоматизируем рабочие места, уменьшаем нагрузку на сотрудников, расширяя штат, пересматриваем внутренние производственные процессы, — перечисляет Марина Бедовая. — Также повышаем заработную плату специалистов, пивоваров — без этого никак, предусматриваем релокационные пакеты, чтобы выпускники из других городов ехали на наши заводы. И, конечно, сотрудничаем с вузами.

В частности, компания организовывает стажировки — краткосрочные и долгосрочные, — чтобы студенты знакомились со спецификой работы на производстве, с требованиями и ожиданиями. Еще они могут почувствовать корпоративную культуру и понять, насколько интересно им было бы развиваться дальше в этой сфере. В этом году долгосрочные стажировки прошли 28 студентов, а краткосрочные — более 40 студентов в рамках проекта «Больше, чем работа», который реализуется совместно с Росмолодежью. Еще один проект — «Молодежка» — направлен на формирование молодежного сообщества внутри компании.

— «Молодежка» помогла и будет помогать новичкам адаптироваться в компании, налаживать коммуникацию, — пояснила Марина Бедовая. — За 5 месяцев в нее вступили около 400 сотрудников. С точки зрения бизнеса этот проект помогает снизить текучесть молодых кадров: мы уже сейчас видим, что отток снизился.

Кто меня научит

Обучение профессиям, востребованным в пивоварении, происходит в разных регионах страны. Например, в Чувашском государственном аграрном университете сейчас создаются новые образовательные программы для магистратуры в области возделывания хмеля, а также технологий производства и инжиниринга.

— Мы ожидаем, что на эти программы будет очень серьезный устойчивый конкурс, и уже сейчас выпускники бакалавриата живо интересуются, когда начнется набор, — рассказал ректор Чувашского государственного аграрного университета Андрей Макушев. Он также отметил: по итогам опроса студентов, самый веский аргумент в пользу продолжения обучения по хмелеводству и пивоварению — возможность стать уникальным специалистом. Среди важных факторов, привлекающих молодежь в отрасль, также отметили наставничество — при этом наставником может быть не суперопытный сотрудник, а близкий по возрасту, который может коммуницировать на понятном языке и ввести человека в курс дела. Также называют важным наличие социальных программ и возможностей дополнительного развития.

— Мы находимся в начале пути, — говорит Андрей Макушев. — Начинали с программ переподготовки уже работающих специалистов, а буквально с этого года обсуждаем программы магистратуры. На территории региона находится пивоваренный завод «Букет Чувашии». В этом году они заявили план по целевой подготовке 5 человек по специальности технологов. А в следующем году мы берем двух технологов и инженера в университет преподавать специальные дисциплины на полставки. Теоретическая, фундаментальная часть важна, но вести дисциплины прикладного характера в рамках практической подготовки все-таки должны специалисты.

В 2025 году на заводе планируется создать ресурсный центр, где будут проходить практические занятия, добавил ректор ЧГАУ. В таком формате студенты со второго семестра третьего курса смогут начать работу на предприятиях. Последние не готовы ждать до выпуска, а хотят, чтобы специалисты прошли профессиональную социализацию раньше.

— Несмотря на то, что рядом компетенций мы обладаем, выпуском специалистов такой узконаправленной специальности до сих пор не занимались, — рассказал Евгений Громов, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). — Но при участии министра сельского хозяйства Оксаны Лут мы подписали соглашение с пивоваренными компаниями России и приступили к его реализации. Уже летом 2025 года планируем осуществить первый набор на направление магистратуры «Технология производства и переработки пивоваренного сырья», а в 2026 году — открыть бакалавриат. Кроме того, задумываемся о возможностях подготовки на уровне среднего профессионального образования. Тем более, как подтверждают данные, нужны именно рабочие профессии.

Он добавил, что у вуза есть учебно-опытное хозяйство площадью более тысячи гектаров — и эта производственная база может быть интересна компаниям-партнерам для отработки технологии производства сырья для отрасли и улучшения практических навыков выпускников.

Анна Орлова, директор Института агротехнологий СПбГАУ, отметила, что сейчас разрабатывается магистерская программа в соответствии с компетенциями, необходимыми пивоваренной отрасли.

— Совместная подготовка кадров — это особое удовольствие, — отметила она. — Когда в обучении участвует работодатель, то и у студентов глаз горит, и они знают, что завтра у них будет место работы.

Разработка учебного плана совместно с отраслевой «Школой пивоваров» должна завершиться в январе 2025 года, добавила Наталья Степанова, заведующая кафедрой технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции СПбГАУ.

Вместе, а не каждый за себя

Необходимость объединяться для подготовки кадров объяснила эксперт отрасли Светлана Воронина:

— До сих пор каждая из пивоваренных компаний шла в вузы и пыталась взаимодействовать самостоятельно. Но мы поняли, что это неэффективно. Почему? Мы сами пивовары и как эксперты понимаем, что современный рынок труда выдвигает к молодым специалистам новые требования: они должны смотреть гораздо шире, иметь практические навыки работы в разных плоскостях, уметь работать в команде. Образовательные организации сейчас должны давать возможность получения нескольких квалификаций в рамках одной программы, поэтому гибкость в образовательных траекториях как раз дает студентам адаптироваться к новым реалиям бизнеса.

По ее словам, итогом таких размышлений стал отраслевой образовательный проект «Школа пивоваров», объединивший интересы бизнеса конечного потребителя кадров и образовательных учреждений, которые хотят готовить востребованных специалистов.

— Пивоваренная индустрия в России обладает богатой культурой и наследием, уникальными традициями, практиками и передовыми технологиями, — продолжила Светлана Воронина, — поэтому мы объединились и создали отраслевую рабочую группу по проекту «Школа пивоваров». В том числе, чтобы сформировать имидж пивоваренной отрасли, готовить кадры для всей индустрии — от малых до крупных пивоваров.

Основными задачами сформированной рабочей группы стало участие в разработке новых образовательных форматов с ориентацией на пивоваренную отрасль и привлечением экспертов из бизнеса. Также, по ее словам, необходимо актуализировать компетенции и для специалистов смежных отраслей: например, механик на производстве должен тоже понимать, как варится пиво.

— Получается междисциплинарная специальность — механотроник, которых тоже сложно найти, — пояснила Светлана Воронина. — Для этого нужно создавать определенную программу. Хмелеводов до недавнего времени в России тоже практически не было, а сейчас ЧГАУ создали программу бакалавриата, и мы совместно дорабатываем магистерскую программу по хмелеводству и инжинирингу в хмелеводстве. Мало стать агрономом — это общая специальность. А специалист по сырью, хмелевод, пивовар-солодовщик — это квалифицированные сотрудники, которые необходимы нашей отрасли сегодня.

По ее словам, бизнес все время должен быть в контакте с системой образования, а также совместно повышать престиж рабочих профессий. Она добавила, что часто студенты не знают специфики работы в профессиях, связанных с пивопроизводством, но если интересно и грамотно их презентовать абитуриентам, то интерес появится — по крайней мере попробовать.

При этом подготовка кадров не должна ограничиваться студентами — важно и повышение квалификации для действующих сотрудников.

Также, как отметил Евгений Громов, популяризировать образование — в частности агротехническое — нужно начинать со школы, поэтому открываются агроклассы.

— Если еще несколько лет назад это была исключительно инициатива школы и высшего учебного заведения, то сейчас обязательной третьей стороной при реализации этих проектов должна выступать сельскохозяйственная организация или иной индустриальный партнер: чтобы ребята уже со школьной скамьи имели возможность видеть то, чем они могли бы заниматься в будущем, окончив аграрный университет, — пояснил проректор СПбГАУ. Он добавил, что сейчас у вуза их 34, и еще 6 — в Калининградском филиале. В Ленобласти планируется открыть около 100 таких агроклассов.

Будущее отрасли

Кардинальных перемен в ближайшее время на рынке труда не произойдет, если не предпринимать усилия, уверена Марина Бедовая.

— Молодежи у нас мало, поэтому важно, чтобы мы — как работодатели — продолжали заинтересовывать новое поколение, давали им возможность пробовать работать на производстве, проходить практику, — отметила она. — И в тех, кто действительно почувствует, что это их профессия, мы готовы вкладываться, развивать их, обучать. То есть ключевой фокус должен быть на возможности попробовать себя в профессии.

— Я считаю, что сохранится ситуация, когда происходит укрупнение специальностей в вузах и существует какая-то базовая подготовка по пищевому или химическому направлению, а потом уже, когда люди начинают на чем-то специализироваться, они идут учиться в магистратуру, — комментирует Григорий Дарков. — На самом деле это правильный подход, потому что человек в 18–20 лет еще не знает, как сложится его жизнь, не представляет специфику работы. Поэтому лучше заложить ему базу, на основании которой он сможет потом расширить свои профессиональные знания навыки.

— Крупные компании будут брать с рынка подготовленных специалистов, у которых есть базовые знания по химии, по механике, и дальше уже готовить специалистов под себя, — отметил Григорий Дарков. — И наша роль — совместно с ИТМО, совместно со «Школой пивоваров» создать условия для того, чтобы быстро повысить квалификацию специалистам крупных заводов и крафтовых производств.

— По своему образовательному треку мы четко видим явную тенденцию к внедрению цифровых технологий, особенно при подготовке специалистов верхнего звена: руководителей, технологов, — рассказывает Евгений Громов. — Кроме того, включаем модули, связанные с командообразованием, проектной работой. Еще один важный трек — это увеличение объемов практической подготовки. Мы понимаем, что всему научить в аудитории невозможно, поэтому важно взаимодействовать непосредственно с будущим работодателем и, еще обучаясь в вузе, проводить значительную часть времени на производстве.

— Необходимо синхронизировать язык, на котором говорят бизнес и система образования, — говорит Светлана Воронина. — И мы видим, что в образовательных траекториях есть гибкость, которая дает студентам возможность адаптироваться к новым реалиям бизнеса. Это важно, и мы как бизнес готовы этому помогать.

Юлия Сахарова выделила два момента, за которые стоит беспокоиться в ближайшие 10–15 лет. Во-первых, скорость изменений в крупной компании отстает от того, что происходит в небольшом бизнесе.

— Маленькие компании бегут быстрее, легче экспериментируют, быстрее что-то запускают. Крупной компании технически это сложнее делать, потому что она менее поворотлива. И это нормально, — комментирует эксперт. — Думаю, что по аналогии с крупными промышленными компаниями, с IT-компаниями пищевая отрасль тоже у себя будет «выращивать» подразделения развития. Они станут «песочницами», где иногда будут происходить процессы, «перпендикулярные» основному бизнесу, чтобы нащупывать новые направления развития, успевать за рынком и быть конкурентными.

Второй момент, по словам Юлии Сахаровой, — старение рынка труда, поэтому доля старших возрастов будет значительно больше, чем молодого поколения. Стоит рассматривать эту категорию как кадровый резерв — старших можно переквалифицировать на работу в отрасли пивоварения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях