В этом зимнем сезоне посетители популярных горнолыжных курортов в окрестностях Петербурга столкнулись с ощутимым повышением цен на основные услуги. Как следует из данных, размещенных на сайтах комплексов, по сравнению с предыдущим годом тарифы на подъемники и прокат снаряжения выросли на 10–30 %. Но многие все равно балансируют на грани рентабельности.
Еще более впечатляюще рост ценника выглядит в абсолютных показателях: к примеру, если в сезоне-2023/24 часовой билет на подъем на склон обходился в «Игоре» в 1 900 рублей, то в этом придется отдать 2 400 за то же время. Зачем пришлось пойти на такие меры, «Фонтанке» ответили представители отрасли.
В прошлом году оборот крупнейших горнолыжных курортов (с сопутствующими гостиничными услугами и общепитом) превысил 2,1 млрд рублей. Крупнейший по масштабу бизнеса — «Игора», выручка которого превышает совокупные показатели всех остальных заметных участников рынка.
Цены выросли на все
Сильнее всех подняли расценки на подъемник в двух комплексах — «Юкки» и «Игора», на 26 % и 29 % соответственно. Причем если в «Юкках» подорожал только подъемник, то в «Игоре» теперь придется выкладывать больше и за горку, и за прокат снаряжения. На фоне демократичных расценок в «Юкках» тарифы «Игоры» выглядят просто астрономическими. Провести час на склонах горы в первой локации с арендованной экипировкой обойдется в 1,5 тысячи рублей, во второй будет дороже более чем в два раза и обойдется в 3,3 тысячи. Возможно, кто-то скажет, что сравнивать расценки в комплексах разного уровня сервиса и фешенебельности некорректно, однако, если ехать на гору семьей из четырех человек, вполне очевидно, в пользу какой горки склонится чаша весов у массового горнолыжника.
Примечательно, что в этом сезоне в «Игоре» ввели разделение ценника на будни и выходные дни, а вот кто будет кататься, взрослый или ребенок, до сих пор без разницы — ценник один для тех и для других.
Еще в пяти комплексах — «Охта парк», «Туутари парк», «Красное озеро», «Снежный» и «Золотая долина» — цены на подъемники выросли на 8 %, или на 100 рублей в абсолютном выражении: где в прошлом году часовая проходка на склон была 1,2 тысячи, в этом стала 1,3 тысячи, где брали 1,3, теперь придется платить 1,4 тысячи. Расценки на аренду снаряжения подняли только три комплекса из пяти: «Красное озеро», «Снежный» и «Золотая долина». Причем первые два — на 100 рублей, третий — сразу на 200, и вместо 700 рублей за аренду комплекта на 1 час придется платить 900.
В комплексе «Лазурные озера» на 100 рублей подняли стоимость и проката, и скипасса: было 900 рублей, стало 1 тысяча за час.
В комплексе «Пухтолова гора» новые расценки еще не анонсировали, но сказали: дороже точно будет, но пока не понятно, на сколько.
Снега нет, но вы держитесь
В отрасли сложилась тяжелая ситуация с множеством взаимосвязанных факторов, вынуждающих операторов курортов принимать непростые решения по ценообразованию, рассказал корреспонденту генеральный директор комплекса «Туутари парк» Александр Вайткус.
В первую очередь в этом году горнолыжные курорты страдают от бесснежного и аномально теплого декабря.
— В прошлом году декабрь у нас был снежный, выручка была 50 миллионов, а в этом — 5, понимаете разницу? — поделился Александр Вайткус.
Накладывается и инфляционное давление, отмечает директор.
— Строительные материалы подорожали в два раза, расходники. Если у вас сломалась какая-то доска, или замок, или какой-то кран сантехнический, который вы эксплуатируете каждый день… Можете себе представить объем расходников любого горнолыжного центра? Поломки происходят каждый день. Подорожали бензин, солярка, — перечисляет Вайткус.
Значительную долю в расходах составляет заработная плата, которую в этом году, по словам директора, в «Туутари парке» пришлось поднять почти в два раза. Но проблему кадров индексация не решила — на работу никто не идет.
— Механик любого экскаватора сейчас стоит 500–600 рублей в час, отделочник фасадов — 11 тысяч рублей в день. Это очень дорого, — сетует руководитель.
Вот и приходится менеджменту балансировать между необходимостью повышать цены для покрытия расходов и рисками потерять клиентов. При таком широком выборе предложений, как в Ленобласти, любители горок запросто найдут альтернативу, где подешевле. Или вовсе откажутся от услуги, ведь горнолыжка — далеко не предмет первой необходимости, и в общей массе «роста цен на все» она будет последней.
— Мы подняли цену всего на 100 рублей, потому что боимся потерять клиента. Плюс платежеспособность населения упала, мы зарабатывали на массовости, у нас же не элитный комплекс, — делится Вайткус.
Эффект замедленного действия
Расценки на аренду горнолыжного снаряжения и сноубордов в «Туутари парке» сохранили на уровне прошлого года. В расчете на эффект замедленного действия — новое снаряжение закуплено по старым ценам не так давно и исправно. Причем закуплено за границей: в промышленных масштабах горные лыжи и сноуборды в России не выпускают, а существующие небольшие «отечественные» предприятия работают на китайской базе.
— Когда придет пора пополнять снаряжение, придется деньги переводить за границу, которые не переводятся, менять всю логистику. Может, стоило цены поднять и на прокат… Понимаете, нынешние цены на услуги никак не соответствуют никаким экономическим расчетам, — делится руководитель комплекса.
И дело не только в ботинках и лыжах, говорит Александр. Подшипники, тросы, расходники на системы контроля — все производятся в Европе, цены на них выросли уже у изготовителя.
— В Европе все подорожало на 30–40 %, любая запчасть. Плюс добавилась логистика с санкциями. Ратраки выросли в цене вдвое: если раньше были по 400 тысяч евро, то теперь по миллиону, — отмечает он.
Горнолыжные курорты, говорят в «Туутари парке», стараются как-то выживать, перенастраиваются на Китай, везут необходимое через Турцию. И обещают, что все равно будут работать, говорит Вайткус:
— Если потребуется, мы пешком будем топтать горы, чтобы люди катались.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»