Сразу несколько крупных производителей кондитерских изделий, какао и кофе сообщили ретейлерам о повышении цен с Нового года на 10-30%. Предприятия столкнулись с резким ростом цен на сырье на мировых рынках. Внесет вклад и увеличение налога на прибыль, а также «давление недружественных стран» и дороговизна расчетов с иностранными поставщиками.
Об изменении цен на продукты производители и дистрибьюторы сообщают в письмах в адрес розничных сетей (есть в распоряжении «Фонтанки»). Так, один из крупнейших игроков «Объединенные кондитеры» (бренды «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «Коркунов») предупредил, что с 1 января его шоколад и конфеты в коробках ждет подорожание до 28%, обычные конфеты — до 18%, карамель — до 8%.
Продукция ООО «Шторк» (Merci, Toffifee, Mamba) с той же даты вырастет в цене на 10-15%, «Сладкого орешка» («Марсианка», La Boheme и другие) — в среднем на 15%. Сладости «Конфесты» с 9 января станут дороже до 20%, при этом компания не исключает второго этапа индексации в марте. Также с 9 января поднимает стоимость АО «Ударница» («Шармэль» и другие), но пока не уточняет, на сколько именно. БКХ «Коломенский» предупредил, что с 10 января подорожают вафельные изделия и конфеты, однако точный процент обещает сообщить в отдельном письме. Производитель варенья «Ратибор» уточняет, что в феврале его продукция будет стоить на 10% больше, чем сейчас.
Часть подорожаний произошла еще до Нового года. Так, ООО «Нестле Россия» (KitKat, Nesquik) уже с 26 декабря подняло цены на кондитерские изделия на 16%, ООО «Невские Звезды» (Shokobox, «Вкус Петербурга») — на 10%. Об индексации стоимости также предупредили «Славянка» (включает «Фабрику имени Крупской»), «Кондитерская фабрика „Победа“» («Победа», «Мишки в лесу»), но точный процент в письмах не указан.
Одновременно с шоколадом и прочими сладостями существенно дорожает кофе. ООО «Нестле Россия» с конца декабря повысило цены на кофейную продукцию на 14%. Продукция «Милфудс» (бренд Poetti, ранее Paulig) с 1 января будет стоить на 25-31% больше, чем сейчас. Причем в прошлый раз компания пересматривала цены в сентябре, заявив об увеличении на 18-24%. Об индексации стоимости с 15 января предупреждает ООО «Якобс Дау Эбертс Рус», 20 января его примеру последует «Орими Трэйд», но процент компании пока не называют. Поставщик иностранных кофейных напитков и горячего шоколада ООО «Кофейный дом „ХОРСЪ“» анонсировал повышение цен еще в декабре.
Как производители объясняют очередное повышение цен
Предыдущая волна подорожания кондитерских изделий была совсем недавно — в начале осени 2024 года. Но сырье с тех пор не только не подешевело, но продолжило дорожать, подчеркивают компании.
Стоимость какао-бобов остается на высоком уровне (8350 фунтов на Лондонской бирже), что на 50% дороже, чем в августе–сентябре 2024 года, и в 2,4 раза выше, чем в декабре 2023 года, объясняют «Объединенные кондитеры». Также выросли в цене кокосовое масло (+30%), пальмовое масло (+47%), маргарин (+32%), сухое цельное молоко (+25%), миндаль (+26%).
Кондитерское объединение «Славянка» оценивает рост цен на какао-бобы по сравнению с августом на 30%, кондитерских жиров — более чем на 20%, сухих молочных продуктов — на 25%, сахара — на 7%.
«Коломенский» оценивает рост цен на пальмовое масло за последние полгода в 40%. «А отсутствие сырья у одного из крупных поставщиков на фоне санкций привело к дефициту сырья и дополнительно его росту, по нашим оценкам, на уровне еще 20%», — добавляет производитель. Впрочем, эти издержки пока не закладываются в индексацию в расчете на то, что их эффект не будет долговременным.
Об усилении санкционного давления недружественных стран как о факторе роста себестоимости сообщает и кондитерская фабрика «Победа». Они по-прежнему являются ключевыми поставщиками основных ингредиентов кондитерской продукции (какао тертое, какао-масло, негидрогенизированные растительные масла, сахарозаменители и т. д.), подчеркивает компания. Также подорожала упаковка (+23%), пленки (+19%), гофротара (+17%).
Импортные ингредиенты подорожали на 17-20% только из-за роста стоимости валюты, а в целом на 27%, оценивает «Конфеста». «Также необходимо добавить „плату за риск“, которую добавляют импортеры в цену реализации», — говорит производитель. И это не предел. Заявленный поставщиками рост цен на жиры, ароматизаторы, какао, кокосовую стружку, упаковку на первый квартал 2025 года составит еще до 20%, отмечает компания.
Наконец, стоимость логистики денежных средств до импортных поставщиков из-за регулярных блокировок банков, работающих со SWIFT, в среднем растет на 6%.
Увеличение стоимости международной и внутренней логистики, цеховые расходы, а также рост цен на палеты, упаковочные материалы по сравнению с сентябрем «Конфеста» оценивает в 25%.
Еще более быстрыми темпами дорожает кофе из-за плохого урожая у главных поставщиков — Бразилии и Вьетнама. «Биржевые цены на зерно робуста продолжают рост и снова обновили свой максимум, прибавив +28% с августа 2024 года», — отмечают в «Орими». Негативное влияние оказывает прежде всего неблагоприятный прогноз по урожаю во Вьетнаме, где сбор зерна задерживается из-за сильных осадков и тайфуна Yinxing. Сертифицированные запасы робусты упали до минимума за последние шесть месяцев.
Цены на зерно арабика также показывают рост и достигли рекордных значений, прибавив +38% с августа 2024 года. Цены растут на фоне ожиданий низкого урожая бразильской арабики из-за установившейся весной и летом засухи в стране.
На это наслаиваются общие для всего российского рынка сложности. «Объединенные кондитеры» и «Славянка» оценивают рост расходов на оплату труда работников на фоне дефицита персонала в среднем по рынку на 15%.
Стоимость логистических услуг, по оценке «Славянки», выросла на 15%. Рост тарифов на железнодорожные перевозки на 25% вносит значимый вклад в рост себестоимости чайной и кофейной продукции, отмечают в «Орими Трейд».
Кроме того, с 2025 года повышается ставка налога на прибыль с 20% до 25%, сообщают производители. Также многие игроки сообщают об удорожании стоимости кредитов из-за роста ключевой ставки.
Что говорят ретейлеры
По словам представителей сетей, заявленное производителями подорожание вовсе не обязательно дойдет до полок магазинов или, во всяком случае, дойдет не сразу. Обозначенные расценки — это в первую очередь приглашение для переговоров. В процессе обсуждения процент повышения стоимости может оказаться меньше. Впрочем, если стороны не договорятся, конкретная продукция может выбыть из ассортимента.
Кроме того, перед Новым годом многие производители традиционно дают акции на свои товары, и сети рассчитывают закупиться по выгодным ценам впрок, чтобы уже в следующем году сдерживать рост цен.
Если верить официальной статистике, несмотря на заявленные поставщиками подорожания, цены пока выросли весьма умеренно. Так, по данным Росстата, за последний год (с ноября 2023-го по ноябрь 2024-го) в Петербурге шоколад подорожал на 12%, шоколадные конфеты — на 8%, конфеты, глазированные шоколадом, — на 6%, кофе растворимый — на 4%, кофе в общепите — на 12%, а кофе в зернах даже подешевел на 2%.
Впрочем, эти замеры не отображают динамику личной инфляции, когда потребитель тратит столько же, но переходит на более дешевый товар. На полках сетей ассортимент также может меняться в сторону расширения линейки более доступной продукции. В итоге средняя по категории цена может измениться не так радикально, как стоимость конкретного продукта.
Как сообщает в своем телеграм-канале эксперт по ретейлу Михаил Лачугин, сейчас сети работают над расширением ассортимента шоколада из таких стран, как Иран, Турция, Казахстан, Туркменистан, Киргизия. Этой продукцией заменяют позиции из недружественных стран. Таким образом, ввод новых иностранных позиций поможет сдержать средний рост цен в категории.
Ранее участники кофейного рынка рассказывали «Фонтанке» о том, что цены на кофе удается сдержать за счет использования продукции от альтернативных поставщиков: в отличие от массовых Бразилии и Вьетнама, они подорожали не так сильно.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»