Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Два года и 4,5 миллиарда. В Петербурге заряжают Пулковскую развязку на М-11

Два года и 4,5 миллиарда. В Петербурге заряжают Пулковскую развязку на М-11

9 942
Источник:

Компания «ЕвроТрансСтрой» начинает строить развязку на М-11 в сторону Пулково. На нее не хватило денег, когда сооружали саму платную магистраль от Москвы до Петербурга, но время пришло.

Началось

С 28 декабря в Петербурге начинается строительство развязки М-11, которая отойдет от трассы на запад на ее 681-м км, перепрыгнет через Пулковское шоссе и дотянется до аэропорта. Как без первой сваи определить точное время старта проекта? На Пулковском шоссе и дороге в аэропорт именно с субботы вводятся ограничения для автомобилистов (но не для общественного транспорта) на два года. В заявке ГК «Автодор», который и является инициатором, указаны две цели: подготовительные работы (это в ближайшую неделю) и собственно стройка в оставшиеся 717 дней.

В последний год было понятно, что строительство начнется вот-вот. О развязке несколько раз доложили президенту (в том числе губернатор Петербурга Александр Беглов), и она попала в список январских поручений главы государства: «О строительстве с привлечением бюджетных ассигнований федерального бюджета (в пределах бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда) транспортной развязки на 681-м километре автомобильной дороги М-11 „Нева“ Москва — Санкт-Петербург с подключением к аэровокзальному комплексу Пулково-1».

Источник:

Тогда президент поручил рассмотреть ввод развязки в эксплуатацию до 2027 года. Вице-премьер Марат Хуснуллин накануне сообщил, что открыть движение планируют в конце 2026-го. «Реализация этого проекта позволит создать альтернативный маршрут движения к воздушной гавани с использованием скоростной трассы. Протяжённость соединительной дороги, а также всех съездов на пересечении М-11 „Нева“ и Пулковского шоссе составит 5,5 км», — добавил он.

Вячеслав Петушенко, глава госкомпании «Автодор», которая была концедентом при строительстве М-11, добавил, что развязка создает альтернативный маршрут движения в аэропорт: «Объект строится с учётом развития жилой застройки Пушкинского района, Конгрессно-выставочного центра „Экспофорум“, а также увеличения прогнозного пассажирооборота аэропорта Пулково».

Разрешение на строительство выдали в начале ноября, пока оно действует лишь до февраля 2026 года. При этом здесь не работает аналогия с Витебской развязкой ЗСД, открытой на прошлой неделе. Напомним, ЗСД строился по концессионному соглашению, а Витебскую развязку концессионер «Магистраль Северной столицы» (МСС) сооружал по допсоглашению к нему. М-11 — тоже концессионный проект, два условно «петербургских» участка по соглашению с «Автодором» строила «Магистраль двух столиц» (МДС). Но новая развязка в ее контур не входит.

Подрядчик

Подрядчик «Автодора» виден все в тех же документах на ограничение движения по Пулковскому шоссе из-за стройки. Отдельного ордера ГАТИ не требуется, так как все в рамках разрешения на строительство. Но проект организации дорожного движения (ПОДД) на время работ разработать надо; «Фонтанка» подробно рассказывала, как это делается и кто его обычно утверждает. ПОДД — это задача непосредственного подрядчика, и в случае с развязкой его делала компания «ЕвроТрансСтрой» (ЕТС). Она много работает на областных трассах, на Кольцевой автодороге, ремонтирует мост через Лугу, получает подряды в других регионах — да и просто очень заметный игрок рынка. Директором и владельцем является Сергей Ракчеев; за 2023 год компания заключила госконтрактов на 20 с лишним миллиардов, а выручка ее превысила 11 миллиардов.

В документации есть макет щита оповещения на стройплощадке, где написано, что подрядчик — ЕТС.

Источник:

В самой компании «Фонтанке» подтвердили, что заключили генподрядный договор с ГК «Автодор» на строительство развязки. При этом, если год назад вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что на нее заложено 9 миллиардов рублей, то контракт ЕТС вдвое меньше. В него входит как сама развязка на М-11, так и оба перехода над Пулковским шоссе.

Ведомства выдали ЕТС положенные согласования на ограничение движения, но, например, администрация Московского района напомнила про международные события и, в частности, ПМЭФ. В 2025 году он пройдет 18–21 июня, а вот даты на 2026-й еще не определены (даром что разрешение на строительство только до февраля 2026 года). Но в любом случае «необходимо обеспечить беспрепятственный доступ участников ПМЭФ и иных мероприятий к инфраструктуре аэропорта „Пулково-1“, а также движение по Пулковскому шоссе в направлении Экспофорума».

Конкурс на проектирование развязки за 121 млн «Автодор» разыграл еще в 2021 году, как она будет выглядеть — не секрет.

Почему ее сразу не построили, когда прокладывали М-11, тоже объясняли. «В период создания трассы ввиду ограниченности бюджетных средств в итоговый проект съезд не вошел. Это создавало определённые неудобства при подъезде к аэропорту „Пулково“ с южного направления. Более того, такой выезд был бы целесообразен для петербуржцев, которые едут из города, потому что Пулковское шоссе давно работает на пределе своей пропускной способности», — говорил в 2022 году тогда вице-губернатор Петербурга Максим Соколов.

Интересно, что обоснованием для строительства является увеличение пассажиропотока Пулково. Об этом же говорил на открытии Витебской развязки ЗСД глава ВТБ Андрей Костин: «Будем работать над второй очередью Пулково, в ближайшее время приступим к ее сооружению. У нас аэропорт строился на 16–17 млн, в этом году будет больше 20 млн пассажиров».

При этом Костин поставил аэропорт в ряд еще с тремя инфраструктурными проектами, которые ВТБ реализует в партнерстве с городом: ЗСД, участки М-11 и Широтная магистраль скоростного движения (везде концессионером являются структуры ВТБ). Развязку М-11 строит ЕТС по прямому договору с «Автодором», так что, несмотря на ее аэропортовые цели, это отдельная история.

Как доехать до Пулково

Вопрос транспортного обеспечения аэропорта Пулково — это классический для Петербурга сюжет. «Фонтанка» неоднократно его описывала, а после того, как город отказался от проекта «Аэроэкспресса», существует несколько вариантов развития. Сейчас, если не считать личный транспорт, самым популярным способом добраться до аэропорта являются автобусы от «Московской» и «Проспекта Ветеранов».

При этом едва ли не самым обсуждаемым проектом метростроения в городе стало продолжение Кировско-Выборгской линии за станцию «Проспект Ветеранов» к станции «Пулково» и далее — к «Экспофоруму» и кампусу СПбГУ (хотя и продолжение красной линии на запад к станции «Проспект Маршала Жукова» не забыто). Главная проблема — нехватка средств, Смольный ждет от федерального центра софинансирования в размере 500 млрд рублей.

Параллельно прорабатывается вариант трамвайной линии к аэропорту, которая станет ответвлением концессионного маршрута «Купчино — Шушары — Славянка».

Наконец, отдельное направление — железнодорожное сообщение. «Фонтанка» рассказывала, что Пулково входит в проектные маршруты так называемой городской электрички, которая должна двумя диаметрами обслуживать город согласно концепции РЖД. На одном из последних совещаний было предложено провести анализ эффективности этого проекта с учетом планов по стройке метро. Но дело не только в пассажиропотоке: для того чтобы запускать городскую электричку (или «наземное метро»), надо сначала освободить пути под пассажирское сообщение, а для этого надо построить грузовые обходы города — юго-западный и северо-восточный. Все это очень небыстро и очень недешево.

В определенный момент было заявлено, что до всех этих строек запустят электричку в Пулково от Балтийского завода со временем в пути 20 минут. Проект существует в документах и в публичных заявлениях — например, что линию придется уводить под землю, чтобы не было смешения авиационного и железнодорожного радиоэфиров. Но никакой стройки нет.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY9
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях