Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

2 м/c,

ю-з.

743мм 94%
Подробнее
2 Пробки
USD 101,68
EUR 106,10
Образ жизни #отЛИЧНЫЙпитер Буржуйские елки не нужны. Век назад

Буржуйские елки не нужны. Век назад

5 875

Елка в Пролетарском клубе детей рабочих

Наступление на рождественскую елку в Советском Союзе началось во второй половине 20-х годов прошлого века. Ее окрестили вражеской, буржуазной, капиталистической и ненужной. Антиелочная пропаганда продолжалась до 1935 года, пока «левым загибщикам» не дали от ворот поворот. Елка официально вернулась, но немного в другом качестве. Спасибо, как говорится, товарищу Сталину.

После победы Октябрьской революции большевики начали переосмыслять праздники, полученные от прежней эпохи. В первой половине 1920-х революционные праздники уживались с рождественской елкой, тогда «поповское рождество» преобразовали в «комсомольское рождество».

Такая подмена, считают специалисты, должна была помочь людям принять советскую идеологию. На Рождество комсомольцы проводили специальные мероприятия — молодежь читала антирелигиозные доклады, исполняла песни на церковные мотивы, устраивала карнавалы, переодевшись в костюмы Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросенка.

Позже праздничному дереву в официальной пропаганде места уже не находилось.

Комсомольское рождество. Автомобиль с ряжеными

Уже к концу 1924-го стали ощутимы перемены — началась планомерная борьба с Рождеством, а значит, и с елкой. Однако советские граждане не спешили отказываться от привычного праздничного атрибута — об этом свидетельствуют очевидцы.

«Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 коп. И я заметил, что покупаются ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол. Но „Красная Газета“ печатает: в этом году заметно, что рождественские предрассудки — почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей», — записал Корней Чуковский в своем дневнике под занавес 1924-го.

Елка находилась в подпольном состоянии на начало 1930-х годов. Предпраздничную обстановку описывал в своем дневнике московский историк Иван Шинц. «Рождество большевикам удалось-таки сорвать совершенно, по крайней мере — внешне… По невежеству, увидя в ёлке религиозный институт, запретили продажу и устройство ёлок… Устроили так, что к праздникам лавки были пусты, нельзя было достать ни пряников, ни сладостей, ни закусок, ни вина. И вот надо было видеть русскую толпу людей, ходивших по магазинам и порою довольно открыто возмущавшихся этим намеренным игнорированием интересов граждан», — записал он в январе 1930 года.

Антиелочная кампания активно вошла в детскую печать

+1

Журнал «Юные безбожники» в рассказе «Чей праздник» объяснял, что ёлочная игрушка — абсолютно чуждый советскому ребенку предмет. «„Это летчик?“ — спрашивают ребята. — „Это ангелочек на елку“. — „А зачем он?“ — „Скоро будет праздник… Праздновать будут капиталисты за границей, толстые нэмпаны, кулаки, жадные торговцы и всякие отжившие старушки… Это чужой, не наш праздник. Мы его и знать не хотим“», — говорилось в публикации.

Высмеивали также любителей вкусно поесть и хорошо выпить в праздник.

Юмористическая детская газета «Баклажка» в преддверии 1929 года напечатала фельетон «25 декабря 1978 года». В нем рассказывалось о сне пионера Вани Сорокина, во время которого мальчик ходил по залам «Музея дикого и некультурного прошлого»:

«— Вот жалкий остаток темного прошлого — бутылка водки. Ее пили взрослые, религиозные дяди-пьяницы.

— А водку тоже вешали на елку и прыгали вокруг нее?

— Нет.

— Жалко…

— Вот еще: жалкий остаток одного пионера, объевшегося рождественским гусем. Он заспиртован, чтобы совсем не разложился. Просьба руками не трогать».

В газетах появлялись призывы читателей перенимать опыт и отказываться от елок. В сотом номере «Ленинских искр» за 1929 год опубликовали полученное сообщение под авторством второклассника — деткорра И. Шунина из 74-й школы. «Наши ребята обязались, все как один, прийти на рождество в школу. Мы отказываемся от елок! Лес губить не позволим. Пусть он растет для полезного употребления. Ребята, следуйте нашему примеру», — говорилось в заметке.

У орнитолога и детского поэта Павла Барто в 1930 году вышла сказка «Ёлка». Она начинается с идиллической картины — растет елочка, в ней отдыхают птицы, под ней ночует ежик, в ветвях играют белки. Внезапно появляется старик с топором и срубает дерево. «Понеслись над поляной снежные вихри. Замели они и мертвых птенцов и пёнышек у елки!» — заканчивается детская сказка.

Из рождественской в новогоднюю

Внезапно в преддверии 1936 года в СССР началась необычная общественная дискуссия о праздничной елке. В номере газеты «Правда» от 28 декабря 1935-го появилась заметка кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева. В ней он предложил положить конец неправильному осуждению елки, которое устроили некие «левые загибщики».

«Какие-то, не иначе как „левые“, загибщики ославили это прекрасное детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец», — опубликовала официальная «Правда» предложение большевика.

После этого комсомольцам и пионерработникам было дано указание срочно организовать к Новому году коллективные елки для детей.

В том же номере газеты уже сообщалось о продаже елок на рынках и с укоризной говорилось о директорах тех рынков, которые «считают почему-то продажу елок… нарушением каких-то никому не ведомых правил».

Елку вернул Сталин?

Если верить Никите Хрущеву, то решение о возвращении елки в советскую официальную действительность оказалось согласовано с главой страны — Иосифом Сталиным. В своих мемуарах Хрущев описал эпизод прибытия украинских большевиков в Москву и состоявшегося в автомобиле разговора с советским лидером о елке.

«Однажды позвонил мне Сталин и говорит: „Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город“. Я тотчас приехал… „Вот они, — говорит Сталин, — хотят посмотреть Москву. Поедемте“. Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали… Постышев поднял тогда вопрос: „Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?“ Сталин поддержал его: „Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим“. Так это и произошло. Постышев выступил в „Правде“, другие газеты подхватили идею», — вспоминал Никита Хрущев.

Так рождественская елка из буржуазного пережитка превратилась в привычную и любимую нами новогоднюю елку.

Федор Данилов, «Фонтанка.ру»

По материалам:

А. Сальникова, «История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку».

Е. Душечкина, «Русская елка. История, мифология, литература».

«Миллионы молодых жизней елок… не должны приноситься в жертву буржуазной затее». Особенности празднования Нового года в СССР».
Публикация в журнале «Родина».

«Не посылайте меня за водкой и не устраивайте ёлок»: борьба с Рождеством в детской прессе СССР 1920‑х — начала 1930‑х годов».
Публикация в издании «Ватникстан».

Воспоминания Никиты Хрущева, Корнея Чуковского и Ивана Шинца.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED6
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях