В 2024 году глобальные усилия по решению некоторых из самых острых экологических кризисов на планете — от изменения климата до загрязнения пластиком — закончились неудачей или горьким разочарованием. Чаще всего в этой связи упоминалась Саудовская Аравия, пишет CNN.
Богатое нефтью королевство годами обвиняли в использовании своих огромных ресурсов и хитроумной тактике ведения переговоров для противодействия и замедления прогресса в области изменения климата, но многие эксперты утверждают, что в этом году оно действует смелее, чем когда-либо.
За последние несколько месяцев поддерживаемые ООН переговоры по вопросам изменения климата, кризиса биоразнообразия, загрязнения пластиком и опустынивания (последние из которых прошли в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде) либо провалились, либо привели к соглашениям, которые подверглись критике как крайне недостаточные.
По мнению экспертов, возросшая смелость Саудовской Аравии может быть обусловлена рядом факторов, включая скорое прибытие в Белый дом США Дональда Трампа, отрицающего изменение климата.
Современная Саудовская Аравия была построена на ископаемом топливе. Открытие запасов нефти в конце 1930-х годов превратило ее из кочевой пустынной страны в процветающее королевство за несколько десятилетий.
Нефть настолько важна для идентичности Саудовской Аравии, что страна подала заявку на получение статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО для некоторых объектов своей инфраструктуры, включая трубопровод и нефтеперерабатывающий завод.
Сегодня она может похвастаться вторыми по величине запасами нефти в мире. Доходы правительства Саудовской Аравии зависят от ископаемого топлива примерно на 70% — зависимость, по словам экспертов, помогает объяснить ее подход к борьбе с изменением климата.
В 1990-х годах Саудовская Аравия настаивала на том, чтобы решения по глобальному климату принимались на основе консенсуса, а не большинства голосов, что означало, что несколько стран могли заблокировать решения.
На протяжении почти трех десятилетий ископаемое топливо не упоминалось явно в глобальных климатических соглашениях. Ситуация изменилась в прошлом году на климатическом саммите COP28 в Дубае, когда почти 200 стран, в том числе Саудовская Аравия, согласились с беспрецедентным призывом к миру отказаться от ископаемого топлива. Впрочем, почти сразу после заключения соглашения Саудовская Аравия попыталась его вернуть.
На переговорах COP29 в Баку (Азербайджан) в прошлом месяце саудовские переговорщики открыто отвергли любое упоминание ископаемого топлива в окончательном соглашении. Они добились своего: саммит завершился финансовой сделкой на 300 миллиардов долларов для развивающихся стран, которую жестко критиковали как недостаточную, и без повторного обязательства отказаться от нефти, угля и газа.
Саудовская Аравия сама по себе очень уязвима к климатическому кризису. Засушливая страна подвержена как наводнениям, так и засухам, а также изнуряющим волнам жары. Прошлым летом более 1300 человек погибли во время паломничества хадж, когда температура поднялась до 125 градусов по Фаренгейту, — и ситуация будет только ухудшаться.
У Саудовской Аравии есть свой план по сокращению загрязнения, вызывающего потепление планеты. У нее есть стратегия диверсификации экономики под названием Vision 2030, и она взяла на себя обязательство достичь нулевых выбросов к 2060 году — хотя исследовательская группа Climate Action Tracker оценивает ее цели как «критически недостаточные».
Никки Рейш, директор программы по климату и энергетике в CIEL (Center for International Environmental Law), отмечает, что Саудовская Аравия далеко не одинока в блокировании ряда экологических и климатических инициатив, и на протяжении десятилетий богатые страны, имеющие интересы в сфере ископаемого топлива, включая США, «прятались за [Саудовскую Аравию], реально извлекая выгоду из тактики, которую они искусно использовали для ослабления и замедления прогресса» в вопросах климата и окружающей среды.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.