В Петербурге в 2024 году активно боролись с коррупцией — год оказался продуктивным: с поличным взяли двух глав районов, двух заместителей председателей комитетов и не только. «Фонтанка» вспоминает, как задерживали и судили петербургских чиновников.
Синюю иномарку на выезде из двора тормозят мужчины в костюмах коммунальщиков. Водителя вытаскивают из авто и кладут на асфальт, покрывшийся грязным снежным месивом. Так в конце декабря задерживали Мушега Карапетяна, знакомого и советника бывшего главы Красносельского района. В машине у него нашли деньги в коробке от виски, которые он должен был передать Олегу Фадеенко. Самого главу района задержали через несколько часов — деньги ему передавал Карапетян уже под присмотром оперативников. Он получил 3 млн рублей (часть из них были фальшивыми) за покровительство охранной компании, которой доставались госконтракты в районе.
Олег Фадеенко — уже третий глава района за последние пару лет, который вот так покидает должность. В конце 2022 года был уволен руководитель Василеостровской администрации Эдуард Ильин, ему тут же предъявили обвинения по нескольким делам, но он успел скрыться и год находился в бегах, пока не был задержан в Москве. Сейчас рассмотрение дела приостановлено из-за его намерения отправиться на СВО. Ранее Ильин так же, как и до этого Фадеенко, работал заместителем главы администрации во Фрунзенском районе.
В ноябре 2024 года был задержан и глава Адмиралтейского района Сергей Оверчук, ему вменили взятки на 8 млн, посредником следствие назвало его заместителя. Арестовывать его не стали, запретив ряд определенных действий. Cобеседники «Фонтанки» связывают это с признанием вины. У самого Оверчука, добавляют они, также непростые родственники.
Помимо районных администраций, выбивали людей из штата комитетов. Арестованы два заместителя председателя — коминвеста (Максим Шарипов) и комтранса (Ринат Ягудин).
Шарипова задерживали в кафе рядом с «Невской ратушей». Он утверждал, что пришёл попрощаться со старым приятелем Беловым, который собрался на фронт. Оперативники увидели другое — взятку за выделение городских земельных участков под бизнес. На видео, которое появилось позже, видно, что купюры Шарипов в руки не брал и даже не видел — пачка лежала под пальто, как только Белов его передвинул, и тут же его друга задержали. Самого Белова по этому делу отпустили под подписку.
Шарипов и Белов знакомы ещё со студенчества. Как писала «Фонтанка», к моменту задержания Шарипова у Белова уже было четыре уголовных дела и множество долгов. На заседании суда по одному из уголовных дел Белову разрешили уйти на СВО, служить он собирался в подразделении из Чечни.
В сентябре в СИЗО отправили Дмитрия Чернейко, на тот момент уже бывшего председателя комитета по труду, и его супругу Татьяну. По версии следствия, в ноябре 2019 года председатель комитета и его супруга во время проведения ярмарки вакансий «Труд и занятость» дали указание заключить договоры с подконтрольными коммерческими организациями. В результате этого, считает СК, по договору на сумму 473 тысячи рублей были оказаны услуги не в полном объеме. 300 тысяч рублей были переведены на счет Дмитрия Чернейко. Сам экс-чиновник вину не признал — в суде он сказал, что буквально в один миг, выйдя с совещания с губернатором, сменил служебный кабинет на камеру с тараканами, но так и не понял, в чем его вина.
В октябре в Петербурге задержали экс-директора Центра комплексного благоустройства Андрея Белоуса. Его обвиняют в получении взятки, а его заместителя Игоря Бея — в том, что он договаривался о ней и выступал посредником. Белоусу вменили получение взятки в 500 тысяч рублей в феврале этого года за покровительство компании, поставляющей дорожные ограждения.
Все это происходило на фоне волны кадровых перестановок (подробно — здесь). Комментируя их, губернатор Петербурга Александр Беглов подчеркивал: «Государственная служба — это служение общественному благу, а не своим личным интересам. Есть бывшие коллеги, которые не справились с искушением».
Одновременно с этим в судах Петербурга рассматривали дела против петербургских представителей власти и не только. В декабре в Калининском районном суде огласили приговоры чиновникам, которых ещё в 2020 году задержали по делу о взятках. Суд признал, что сотрудники администрации получали деньги за лояльность при заключении госконтрактов на строительные и ремонтные работы в учреждениях образования. Торги выигрывали компании предпринимателя Александра Фильчагина. Татьяна Светушкова, являясь начальником сектора контроля деятельности образовательных учреждений, получила не менее 6 млн рублей и взятку в виде IPhone и ремонтных работ в доме её родителей. После показаний Светушковой в 2020 году была задержана Елена Кочкина, замглавы районной администрации, отвечавшая за образование. Свою вину она единственная не признавала. Затем был задержан замглавы района Роман Сапижак. В материалах дела говорилось, что большую часть отката в 7,5 миллионов рублей получил именно он. Суд назначил наказание Светушковой — 5,5 лет в колонии общего режима, Кочкиной — 8,5 лет, предпринимателю Фильчагину — 10 лет в колонии строгого режима и штраф в размере 25 млн рублей. У Светушковой конфисковали 7 млн рублей, у Кочкиной — 2,6 млн рублей, полученных в результате преступлений. А Сапижак в связи с истечением сроков давности наказания избежал.
В это же время в Калининском районном суде начали слушать другое дело — против депутата Елены Раховой. С обысками к ней пришли ещё в 2023 году накануне отчёта губернатора Петербурга в Законодательном собрании. Помимо неё на скамье подсудимых — сотрудники 619-й школы. Троих сотрудников школы и Рахову (она до 2013 года была замглавы администрации района) следствие считает организованной группой, которая выводила деньги со счёта школы на карты людей, которые в ней фактически не работали, но по бумагам в штате числились. Происходило это с 2011 года до марта 2023 года. Рахова после ночного обыска вину сначала признала, но затем, поговорив с адвокатом, от признания отказалась.
Отвечая на вопрос, как так вышло, что только за последний год количество задержаний чиновников кратно увеличилось, собеседники «Фонтанки» отмечают, что сказалось несколько факторов. И один из них выборы — и президентские, и губернаторские. Во время крупных избирательных кампаний считается, что будоражить общество плохими новостями не стоит. Журналисты обращали внимание, что часть задержаний чиновников происходили ещё до их увольнения — указ о снятии с должности Беглов подписывал уже после того, как они оказывались в криминальных сводках. Однако собеседники «Фонтанки» не склонны видеть в этом больше, чем техническую необходимость для следствия.