Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Температура вспышки. В 2025 году мы с ностальгией будем вспоминать о нынешних ценах на бензин

Температура вспышки. В 2025 году мы с ностальгией будем вспоминать о нынешних ценах на бензин

28 356
Источник:

В 2025 году появится множество причин, почему бензин должен сильно подорожать, и почти ни одной, почему этого не произойдет. За минувшие 12 месяцев цены на него подскочили так сильно, как никогда за многие годы. И как некогда аналитики спорили, когда же доллар будет стоить 100 рублей и что случится тогда, теперь в самый раз начать рассуждать, когда мы начнем платить за литр $1.

Уже с 1 января рынок нефтепродуктов ждет сразу несколько ударов, которые просто не могут не поднять цены на бензин. Единственная альтернатива для переработчиков и торговцев будет торговать в минус. Так уже бывало, однако те периоды были кратковременными, и за ними всегда приходили времена сверхмаржи для АЗС. Сейчас такой перспективы на горизонте не видно.

Во-первых, с 1 января повышается акциз на бензин и дизтопливо. Его, согласно Налоговому кодексу, как бы платят производители, то есть нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Но на кого в реальности ложатся эти выплаты, объяснять нет смысла.

Арифметика очень простая. Сейчас акциз на бензины 5-го класса (а других на наших АЗС почти нет) составляет 15 048 рублей за тонну. Если переводить в литры АИ-92, это 11,37 рубля за литр; если АИ-95, то 11,21 рубля. Повышение акциза до 17 088, запланированное правительством, автоматически увеличивает эту цифру примерно на 1,5 рубля. Да, есть рынок, есть конкуренция за клиента, есть маркетинговые акции и скидки, но чудес не бывает. Эти полтора рубля надо будет кому-то вынуть и положить.

В 2023 году, когда ставки были 14,3 и 9,9 тыс. рублей за тонну, акцизы на бензин и дизтопливо принесли бюджету почти триллион рублей. Нетрудно посчитать, что в следующем году все, кто пользуется автомобилями, должны будут отдать государству еще под 200 миллиардов сверху.

Следующий удар — повышение налога на прибыль для НПЗ с 20% до 25%. Тоже с 1 января. Посчитать до копейки долю прибыли нефтеперерабатывающих заводов в литре бензина — невозможно. Но можно прикинуть. В прошлом году ООО «КИНЕФ», Киришский НПЗ, заплатил налога на прибыль 1,5 млрд рублей. Если бы завод заработал в прошлом году 5 млрд рублей прибыли до налогообложения только на бензине и дизтопливе (а это не так), которых он делает около 2,5 и 5,8 млн тонн в год соответственно, вышло бы где-то по 14 копеек на литр. Эта цифра очень неправильная, но дает представление о порядке чисел. Увеличение этой суммы на четверть формально увеличит долю налога на прибыль в литре конкретно киришского бензина лишь на 3,5 копейки. Однако существуют опасения, что нефтепереработчики захотят переложить рост своего налогового бремени на автомобилистов в большем объеме.

Далее неприятных сюрпризов отрасли добавит коллизия вокруг «Транснефти», российского монополиста трубопроводного бизнеса. Одной рукой государство с 1 января повышает ей налог на прибыль сразу до 40%, а другой — повышает тарифы на прокачку по ее трубам на 9,9%. К слову, железнодорожные тарифы на перевозку нефти вырастают сразу на 13,8%, так что, как ни крути, расходы нефтяников будут расти пропорционально. В обоих случаях речь идет о десятках и даже сотнях миллиардов дополнительных рублей, которые нефтекомпании отдадут «Транснефти» и государству и захотят как-то их компенсировать.

Еще одно: эмбарго на экспорт бензина, действовавшее в последнее время, с этого месяца закончилось, и НПЗ снова могут отправлять бензин на экспорт, то есть по более высокой цене, чем на внутреннем рынке. В целом объемы экспорта собственно бензина никогда не были особенно высокими, около 5–7 млн тонн в год. Однако цены на внутреннем рынке они всегда подталкивали вверх.

Следующий фактор, который будет влиять на экономику нефтекомпаний, а значит, и на цены на бензин, — механизм демпфера. По нему в случае изменения разницы между внутренними ценами и мировыми государство либо берет с бизнеса больше денег, либо, наоборот, отдает. О том, что этот механизм требует переосмысления «в свете последних событий», активно говорят по обе стороны нефтяной скважины. Каков будет итог этого торга и в какую сторону он качнет цены на бензин, мы узнаем уже в следующем году.

Ну и наконец, главный для нефтяной отрасли налог — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — в следующем году опять растет. Его долю в стоимости литра бензина эксперты оценивают больше всего — около трети. Пока что государство его не повышает, хотя и меняет методику расчета, в бóльшую, разумеется сторону. Но каковы будут дальнейшие шаги чиновников в 2025 году по пополнению бюджета, загадывать нет смысла.

Кстати, еще одна немаловажная тема, которую как-то прогнозировать совершенно невозможно, — это то, что принято политкорректно называть внеплановые ремонты на НПЗ. Многие из них по не зависящим от себя причинам за последние месяцы действительно срочно потребовали ремонта, и это также не может не сказываться на объемах поставок на рынок и, соответственно, на удовлетворении спроса.

Таким образом, еще недавняя шутка о том, что литр бензина в России надо приравнять к доллару, стремительно обретает форму не шутки. Например, АИ-98, который за прошлый год подскочил в цене на 22,6% до уровня доллара осталось подорожать всего на 17–18%.

Дизтопливу и самым распространенным сортам бензина до 100 рублей за литр еще далеко (примерно 40, 60 и 80 процентов каждому), и вряд ли стоит ожидать их цены в $1 в следующем году или даже в 2026-м. Тем не менее в том, что они будут расти, и очень сильно, никаких сомнений нет. Например, в способность АИ-95 подорожать за год до 70 рублей (+16%), а дизтоплива — до 80 (+14%) вполне можно поверить.

Единственное, что будет удерживать рост на автомобильное топливо, — неэкономические факторы. Речь о так называемом «джентльменском соглашении» между властями и нефтяниками, по которому розничные цены на бензин не могут за год вырасти больше, чем на размер инфляции.

В этом году власти полностью закрыли глаза на АИ-98, что можно рассматривать как скрытую форму аналога налога на роскошь, зато народные АИ-92 и АИ-95 в масштабах страны строго выдержали порог 10% официальной инфляции, которые, видимо, покажет по итогам года Центробанк. А стратегический дизель даже удивил своей сдержанностью.

Перед чиновниками будет стоять выбор из двух вариантов один другого хуже. Первое — продолжать сдерживать аппетиты нефтяников насчет цен на бензин. Это будет ограничивать их прибыль, а значит, налоги и дивиденды. Второе — в качестве компенсации за дополнительные сборы все же дать им возможность поправить дела на розничном рынке. Но тогда придется вспомнить, что бензин — системообразующий продукт, который очень явно влияет на инфляцию. А ее выход даже в двузначную зону по итогам 2025 года (то есть больше 10%) будет сильно бить по репутации ответственных за инфляцию руководителей, обладающих пока что слишком большим авторитетом при принятии решений.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY75
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
173
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях