Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество интервью «Мы все ждём чуда, но можем сделать его сами». Как певица из Мариинки меняет целый остров

«Мы все ждём чуда, но можем сделать его сами». Как певица из Мариинки меняет целый остров

11 171

Анна-Мария Матис — солистка Мариинского театра, меццо-сопрано. На сцене она творит красоту, а в жизни — чудеса. Посадить 500 розовых кустов? Запросто! Превратить город в сад? Пожалуйста! Самый крупный экокультурный проект певицы — «Остров роз» — уже хорошо известен в Петербурге, а в этом году она проводит фестиваль добрых дел «Тепло Рождественских дней». Наш с ней разговор — не столько о музыке, сколько о душе и о том, как делать мир лучше.

— Анна-Мария, расскажите, пожалуйста, как вы стали оперной певицей?

— Это была моя детская мечта. Я с детства хотела стать певицей. Однажды мой педагог в музыкальной школе спросила меня: «Как думаешь, кем ты будешь?» А я: «Буду певицей». И это было так странно, потому что на тот момент я даже не пела в хоре. Я играла на домре и вокалом не занималась. А на вопрос ответила, что буду именно певицей. И дальше я как-то сама пошла, сама записалась в хор, сама записалась в вокальную студию.

Потом проезжала мимо Мерзляковки (Академическое музыкальное училище при Московской консерватории. — Прим. ред.) и прошла там прослушивание. Это было осенью, уже закончился набор, но заведующий кафедрой взял меня, просто заставил меня остаться и учиться вокалу, родителей уговорил. У меня ни вещей, ничего не было, я же должна была переехать в общежитие — надо было разговаривать с родителями. Он, завкафедрой, в моей жизни сыграл большую роль, решил судьбу.

Я помню, пришла, меня вызвал директор и говорит: «Это вы как Фрося Бурлакова, что ли?» Запомнила, так это смешно было.

Потом я училась в консерватории в Ницце, в оперной студии академии Санта-Чечилия в Риме, стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской у Маквалы Касрашвили. Затем — Академия молодых оперных певцов Мариинского театра, меня взяла к себе Лариса Абисаловна Гергиева.

Всё это получалось как будто само. То есть если бы я была более организованной, наверное, в жизни все складывалось как-то более гладко. Я в основном, так сказать, человек, который течёт по течению. И в Ниццу я попала, можно сказать, случайно. Я приехала на мастер-классы, которые проводились в Петербурге в консерватории. Там была такая замечательная солистка Элизабет Видаль, колоратурное сопрано. Я пришла на ее мастер-класс — туда можно было записаться, спеть, — и она мне говорит: «А вот я преподаю в Ницце, поступай ко мне, я тебя возьму к себе в класс».

А дальше во Франции кто-то мне рассказал про Рим. Я села на поезд, приехала, спела прослушивание в академии и прошла отбор. Мы приезжали туда регулярно, и Рената Скотто, выдающееся сопрано, нам давала задания. Она такая… Вообще, значимые люди отличаются добротой души. Например, она приезжала судить на конкурс Чайковского и писала мне: «Я буду в Москве, приходи ко мне в отель, попьём кофе, расскажешь мне свои впечатления, а я тебе расскажу, кто как поёт».

Редкий профессор вот так с какой-то девочкой будет просто пить кофе. А она говорила: «Я хочу, чтобы ты для себя много вынесла, у тебя хороший голос. Я хочу, чтобы у тебя было правильное понимание».

— А как вы стали заниматься волонтёрской деятельностью?

— Можно сказать, что в той или иной мере я что-то такое делала всегда. Например, во время учебы я участвовала в программе «Старшие Братья Старшие Сестры». Мы брали ребёнка из детского дома на выходные, один день в неделю, ходили с ним в город. То есть помогали социализироваться: купить еду, оплатить какие-то платёжки. Просто обычно для ребёнка, который живёт в детском доме, еда как бы материализуется на тарелке.

У них очень плохая статистика: после того как они выходят из детского дома, до 30 лет доживает только 50 процентов. И был придуман этот проект, чтобы у детей, выходящих из детдома, был рядом кто-то относительно взрослый, к которому можно обратиться, кто поможет решить какие-то вопросы, проблемы.

Были ещё благотворительные акции, когда собирают подарки пожилым на Новый год. Я всегда старалась участвовать, всегда старалась сделать три хороших дела перед Новым годом, вне зависимости от того, какое было финансовое положение.

Почему я так стала жить? Я недавно вспоминала, что, когда мы учились, на уроке музлитературы мы знакомились с Верди и его творчеством. И я прочла одну фразу в его биографии, которая меня поразила. Он говорил, что самое важное, что он сделал в жизни, — это открыл дом престарелых для пожилых музыкантов. То есть его музыку знает весь мир, а сам композитор считает самым важным не оперы, которые он написал, а дом для пожилых музыкантов, у которых нет денег и которые без этого влачили бы жалкое существование.

Жизнь музыканта достаточно тяжела, и сейчас она такая же для многих. Вырываются единицы, а остальным приходится всю жизнь выживать.

Слова Верди, видимо, запали мне в душу, и я продолжаю двигаться в этом направлении и стараться делать что-то общественно полезное не только для себя. Вот ты поёшь и ещё параллельно делаешь что-то, связанное с обществом — чтобы его улучшать и помогать тем, кто нуждается. Вообще, я считаю, что это нормально, что это должен делать каждый, ничего выдающегося тут нет. Просто не все почему-то осознают, что мы должны менять мир вокруг себя своими руками, а не ждать, что кто-то это сделает.

— А сейчас вы занимаетесь личными проектами?

— В какой-то момент я, наверное, доросла до определенной черты и стала не только участвовать в других проектах, а делать их сама. Первым был именно «Остров роз». Он находится недалеко от Мариинского театра, на Матисовом острове. И у меня, так совпало, тоже фамилия Матис.

Матисов остров — в запущенном состоянии, много лет люди просили, чтобы там хотя бы поставили урны. А я считаю, что это оазис, который нужно возродить. У всех Пряжка ассоциируется с больницей, хотя она занимает совсем маленькую площадь на острове, ничем не мешает. А все остальное — это как раз для жителей района, но посидеть негде, стаканчик от кофе бросить некуда, даже не было кафе на острове. Хотя напротив жил Блок, они гуляли там вместе с Ахматовой.

Это такое историческое место, с ним связаны три стихотворения князя Константина Романова, которые легли в основу романсов Чайковского, там была картографическая фабрика. Берд отлил детали для множества мостов, Исаакия, Казанского. Здесь создавалось то, что мы ассоциируем с Петербургом, даже первый пароход — «Елизавета» — построили на Матисовом. Поэтому на Острове роз у нас есть аллея, где мы высадили розы в честь деятелей искусства, культуры, архитекторов, которые жили здесь.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Великий князь Константин Константинович — второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I, — замечательный поэт Серебряного века, печатавший свои стихи под криптонимом «К. Р.». На его глазах разворачивалась картина знакомства, дружбы, сватовства и рождения молодой семьи 19-летней Варвары Николаевны Философовой и владельца «Картографического предприятия Ильиных» Афиногена Алексеевича Ильина. Семь стихотворений Романова, посвященных «А. А. И-ну и В. Н. Ф-вой», объединены общим заголовком «Жениху и невесте». В конце 1880-х годов Петр Ильич Чайковский, высоко ценивший поэтический талант великого князя, создал три романса на стихи этого цикла.

Чарльз Берд — шотландский литейщик, основатель металлургического завода на Матисовом острове. Из металлов завода Берда построен первый чугунный мост Петербурга, а также изготовлен металл Исаакиевского собора и Александровской колонны.

— Как вы начали свой первый проект?

— В ковид, когда был перерыв в работе, я подумала, не начать ли такой проект — вместе с жителями высаживать на Матисовом острове розы. Я посоветовалась со специалистами, и мне сказали, что самые устойчивые цветы, которые там могут выжить, это розы. Они оказались правы. Мы уже четвертый год существуем, и некоторые розы выросли уже под два метра. Я надеюсь, мы превратим этот остров в цветущий оазис. У меня даже в «Фестивале добрых дел» есть песня, которую я посвятила розоводам — людям, которые сажают сады, большие и малые. Мы познакомились и с людьми из других городов, которые делают свои Острова роз, например в Перми, в Одинцово.

На следующий год мы провели благотворительный концерт. У нас прямо напротив жил Роман Шустров, многие знали его лично, учились в школе с его женой. И вот мне пришла мысль, как здорово было бы, чтобы его ангел прилетел к нам на лавочку. Мы провели большой концерт «Музыка ангелов», и на нём собрались средства. И вот в прошлом году, 17 ноября, мы установили ангела Острова роз. Денег оказалось так много, что мы ещё установили урны и лавочки. Все это я согласовала с городом, и чиновники всячески помогали.

СПРАВКА

Петербургский кукольник и скульптор Роман Шустров — автор знаменитого «Петербургского ангела», сидящего на скамейке в Измайловском саду. Ковид разрушил его семью: сам он скончался от коронавируса в мае 2020 года, вскоре после смерти старшего брата. Его жена, ученица, друг и верный соавтор Мария Касьяненко, не смогла пережить смерть любимого человека. Но память о них живёт. В их квартире теперь находится Музей петербургских ангелов, а на Матисовом острове в ноябре 2024 года установили маленького ангела работы Романа Шустрова.

— Анна-Мария, расскажите, пожалуйста, про фестиваль, который вы сейчас проводите. Чему он посвящён?

— После концерта «Музыка ангелов» многие люди писали: «Вспоминаем ваш концерт, было очень душевно, ждём ещё». И вообще, такое сообщество вокруг этих роз образовалось, люди тоже хотят что-то творческое, объединяющее. Мы стали думать, что можно организовать. И так случилось, я узнала, что у нас недалеко от театра живут несколько человек, которые нуждаются в помощи. Причём в помощи такой базовой, как еда.

Я подумала: конечно, прекрасно, что мы сажаем розы, но у проекта должно появляться какое-то внутреннее содержание, внутреннее глубокое наполнение, например помощь людям, которые вокруг нас.

Например, отель «Матисов домик» уже провел бесплатные обеды для пенсионеров 25 декабря. Это все развивается вокруг Острова роз. Сейчас обсуждаем с кафе «Пряшка», это добрососедское кафе у нас на острове, организацию питания для нуждающихся Коломны. Они открылись в этом году и тоже думают о том, чтобы открыть какое-то такое направление, например тёплые обеды. И мы бы приносили их некоторым бабушкам хотя бы два-три раза в неделю. Хотя бы тем, которые не могут прийти куда-то, даже в это же кафе.

Многие люди, которые нуждаются в такой помощи, уже не могут выходить из дома, к ним надо приносить. Или, например, у нас есть бабушка, ей 80 лет, у неё внучка с ДЦП 30-летняя. И когда люди увидели, как она у магазина просрочку забирает из помойки, поняли, что надо как-то вмешаться.

Для этого мы затеяли фестиваль, познакомились с ребятами из фондов. Мы даем ссылки на фонды, и деньги идут им напрямую. Мы точно знаем, что они делают дело. Например, «Чистые игры» участвовали вместе с нами в посадке роз и собрали 40 килограммов окурков. 40 килограммов, представляете? А сейчас они на Черном море очищают берег. С фондом «Дари еду» мы договорились, что, если фестиваль пройдет успешно, они возьмут на обеспечение людей, которые живут у нас возле острова.

В рамках этого фестиваля — фестиваль добрых дел «Тепло Рождественских дней» — мы проводим три мероприятия. Первое — мы записали с солистами Мариинского театра «Голубой огонек» и выпустили у меня на страничке 1 января. Между песнями мы рассказываем о проекте и призываем людей делать добрые дела, совершать небольшие пожертвования или оформлять подписку на эти фонды. И я смотрю, там уже много тысяч просмотров, так что людям, видимо, интересно.

7 января у нас будет стрим на платформе «Священник нашего времени». У них, наверное, полмиллиона подписчиков, и они часто делают добрые дела. Мы с ними договорились, что проведём стрим с победителем шоу «Голос. Дети» Василием Иголкиным. И мы записали несколько рождественских песен, сделали небольшой флешмоб и покажем его вместе с этой программой. А 12 января у нас пройдёт гала-концерт в усадьбе Державина, где мы подведем итоги всего этого мероприятия. И всех, кто донатит, мы приглашаем к участию в розыгрыше призов и подарков.

У нас есть замечательные художники, многие из них тоже знаковые, например Елизавета Соколова, которая очень много рисует именно Коломну. И вот художники подарили нам свои работы. Их мы будем разыгрывать и дарить всем тем, кто присоединился к фестивалю и сделал какое-то доброе дело.

— Что вы планируете делать дальше?

— Хочется создать такой красивый большой фестиваль, который бы проходил каждый год, расширялся, объединял разные направления искусства. Сейчас он был спонтанный. А в следующем году, я надеюсь, мы к нему уже подготовимся более серьёзно. И может быть, будут спонсоры и настоящий продакшн. Будем развиваться, главное — начать.

Новый год — это время для того, чтобы делать добрые дела. Мы все ждём чуда, да, но мы можем делать эти чудеса сами, мы сами можем становиться добрыми волшебниками. Иногда у нас уже все есть, у нас все хорошо в жизни, но даже мы продолжаем чего-то просить и загадывать. А ведь в эти дни, когда все хотят праздника, не у всех есть возможность его сделать. Особенно в рождественские дни. И нужно в эти дни обратить особое внимание на других людей.

Знаете, я ничего такого сверхъестественного не делаю. Скорее, я какой-то проводник. Меня как будто бы сверху заставляют это делать, или просто я не могу пройти мимо. Я считаю, что в этом и есть социальность общества. То есть мой проект не должен быть уникальным, это должно быть обычным делом для всех.

Беседовала Юлия Яковлева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE36
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях