Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Прогноз 12 научных открытий и трендов на 2025 год

Прогноз 12 научных открытий и трендов на 2025 год

8 794
Источник:

Каким будет развитие науки и технологий в ближайший год? Каких открытий ждать? «Фонтанка» расспросила об этом исследователей и просветителей в области искусственного интеллекта, физики, биологии и экономики.

Александр Панчин, популяризатор науки, кандидат биологических наук, автор книг «Сумма биотехнологии» и «Защита от темных искусств»:

«Первое, самое ожидаемое для меня в следующем году, — это продолжение истории с созданием органов, которые можно было бы пересаживать человеку от свиней. Уже пробовали пересаживать такие органы тяжёлым пациентам: дважды свиное сердце, один раз почку.

Речь не о простых свиньях, животных генетически модифицируют: некоторые гены удаляют, гены человека добавляют, чтобы в будущем орган не отторгался при пересадке, избыточно не рос, чтобы в нем не было спящих вирусов, и в целом чтобы клетки лучше выживали, лучше прорастали кровеносные сосуды.

Пока люди, к сожалению, долго не жили после пересадки таких органов, они уже были серьезно больны. Максимум — два месяца. Другие приматы, обезьяны, уже больше года жили с пересаженным органом.

Я думаю, что в следующем году будет громкий прорыв, связанный с этим. Завершат разработку технологии, благодаря которой пациент сможет прожить значительно дольше.

Вторая тема — онкология. У нас много подходов, которые сейчас очень активно развиваются: современных, перспективных, отличающихся от классической химио-радиотерапии. Всё это связано с иммунотерапией рака, ингибиторами чекпоинтов (точек иммунного контроля). В декабре многих впечатлила новость про эффективное лечение рака прямой кишки ингибитором чекпоинтов на основе моноклональных антител. FDA одобрило новый препарат, признав лечение им прорывной терапией, чтобы облегчить бюрократические процессы и ускорить выход на рынок.

Вот таких прорывов я ожидаю очень много в следующем году. Лечение рака и новые органы для людей. Это может очень сильно помочь людям жить дольше. И не умирать».


Юлия Вымятнина, профессор, директор программ по направлению «Экономика» Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Среди трендов на ближайшее будущее — безусловно, искусственный интеллект, в том числе анализ его влияния на экономику, рынок и общество, использование его в научных исследованиях.

Важным направлением будет оставаться исследование инфляции и всего, что с ней связано. Рост цен, наблюдаемый с начала пандемии во многих странах, оказался более инерционным, чем предполагалось изначально, что ставит под вопрос наши представления о трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики.

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики — это последовательность связей в экономике, через которые экономическая политика влияет на спрос и инфляцию. Основа этого механизма — ставки и доходности на главных сегментах рынка.

В дополнение к этому будут развиваться исследования деглобализации (ослабление международного сотрудничества, которое сопровождается санкционной политикой, приоритетом местных производителей, конфронтацией с другими странами. — Прим. ред.) — как с точки зрения торговых, так и финансовых потоков и платежей.

С точки зрения методов самым важным направлением развития останется развитие методов, позволяющих надёжно выявлять причинно-следственные связи, в том числе с использованием возможностей ИИ».

Дмитрий Глазов, ведущий научный сотрудник Нового физтеха ИТМО, кандидат физико-математических наук, эксперт в области атомной физики:

«Самое главное, чего мы ждем, — это прорыв в квантовых вычислениях. Это одно из важнейших направлений, в которое вложены огромные силы и ресурсы. Теория хорошо развита, дело за практической реализацией. И вот-вот там должен произойти значительный прогресс в технологиях.

Квантовые вычисления должны превзойти по мощности и скорости вычислений любой известный нам классический компьютер. Это качественное изменение. Соревноваться с устройством, работающим на квантовых вычислениях, привычному для нас компьютеру будет невозможно.

Речь о скорости обработки информации. Расширение возможностей в этом направлении повлияет на развитие искусственного интеллекта и многих других компьютерных технологий».

Екатерина Скорб, директор научно-образовательного центра инфохимии ИТМО, профессор, доктор химических наук:

«Мы видим безусловный тренд на использование различных IT-инструментов в науках о жизни. Open AI анонсировали на конец 2025 года ChatGPT нового поколения, который будет исследователем с „интеллектом уровня доктора наук“, как утверждается. Такой инструмент позволит нам быстрее двигаться в исследованиях, понимать сложные системы, предсказывать, как собирать сложные системы со сложным поведением. Это революционно для науки, в том числе для инфохимии.

И точно это тренд на быстрое тестирование новых программ открытого кода, на сбор баз данных. Это то, что уже происходит и в следующем году продолжится.

Конечно, внедрение больших языковых моделей, цифровых двойников, в том числе исследователей, — на это в науке смотрят с большой надеждой, мы в том числе».

Антон Кузнецов, директор института прикладных компьютерных наук ИТМО:

«Самое ожидаемое — это выход новой модели искусственного интеллекта о3 от OpenAI. Уже по имеющимся оценкам она превосходит в большинстве тестов человеческие возможности при решении стандартных задач. Компания обсуждает выход и следующей модели, которая должна побить человеческие возможности во всех существующих на текущий момент тестах. За этим вынужденно последует глобальное переосмысление того, что глобально должен делать человек, а что должен делать компьютер.

В декабре Open AI анонсировала модель о3 и презентовала ее младшую версию о3-mini. Нейросеть о3 показала результат, близкий к максимальному, на экзамене по математике для профильных старших классов (96,7 балла из 100), а также экспертный результат в тесте GPQA Diamond — 87,7% (это тест, защищенный от Google, на который эксперты в своих областях отвечают со средним успехом в 81%, а высококвалифицированные неспециалисты — 22%)

Сейчас есть глобальная проблема, связанная с развитием искусственного интеллекта. Один из ранее привычных путей прогресса — это обучение систем на всё большем объеме данных. Здесь большинство экспертов сходится на том, что данные в интернете для обучения моделей уже практически закончились. Второе направление — это совершенствование того, как устроена сама модель. И о3 как раз представляет собой такой качественный рост. Она не просто выдает ответ, а можно сказать, думает: критически анализирует собственное решение. И чем больше у нее времени, тем лучший ответ она способна выдать. Это принципиально новое поведение.

Тренд, развитие которого мы ожидаем в 2025 году, — это интеграция ИИ в те сферы, где его еще активно не применяли. Различные интеллектуальные помощники, советчики, ассистенты. Внедрение в критически важные сферы. Например, медицина. Известно, что модели умеют с гораздо большей точностью обрабатывать результаты анализов, МРТ-снимки и тому подобное. Точность настолько возрастала, что если несколько лет назад нейросети могли определить болезнь на основе данных с точностью порядка 70%, то сейчас она достигает 95%. Люди диагностировали с точностью 60% — на том же уровне этот показатель и остался. Поэтому привлечение экспертного мнения ИИ в таких областях будет больше.

Похожая ситуация с анализом данных в банковской сфере, строительстве, технологиях. Недавно с помощью ИИ был спроектирован за 10 дней новый реактивный двигатель, его собрали, он работает. Подобного будет больше.

Есть попытки проверить, как ИИ работал бы в судебной системе, мог бы он помогать в принятии решений. В частности, мы занимались решением подобных задач. В отдельных сферах это работает, когда результат легко просчитать по объективным обстоятельствам: например, когда речь о мошенничестве, нарушениях или преступлениях, связанных с кадастровым учетом недвижимости. Я знаю по общению с адвокатскими конторами, что они уже пользуются аналитическими системами с ИИ, которые дают оценку вероятности того или иного решения суда. Но всё-таки в судебной системе человеческий фактор до сих пор оказывает большое влияние, и в большинстве случаев искусственный интеллект не способен принимать решения такие же, как судьи.

Положительные стороны внедрения ИИ во все сферы жизни понятны: мы получаем быстрые и точные ответы. Издержки в том, что они бывают неточные, их необходимо проверять, контролировать и осмыслять».

Олег Лашманов, научный руководитель и исполнительный директор Лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Прогнозы — тема неблагодарная, но я попробую. Могу с уверенностью сказать, что сильный искусственный интеллект в 2025 году не изобретут. В философии искусственного интеллекта это такая нейросеть, которая могла бы сама ориентироваться в меняющихся условиях, моделировать и прогнозировать развитие ситуации. Если ситуация выходит за стандартные алгоритмы, сильный ИИ должен самостоятельно найти ее решение.

В 2025 году станет значительно лучше компьютерная графика в играх — за счет внедрения «нейроматериалов» и умной трассировки лучей. Это позволяет делать изображение более реалистичным и естественным.

Следующий год — год агентного подхода и reinforcement learning (обучения с подкреплением. — Прим. ред.), всё большую популярность набирает активный инференс. Думаю, в этом направлении будет много хороших работ.

Агент на основе искусственного интеллекта — это программа, которая может действовать самостоятельно, собирая данные и взаимодействуя с окружающей средой, в соответствии с поставленными для нее целями. Обучение ИИ с подкреплением — это система самообучения, методом проб и ошибок. Инференс — этап применения ИИ, когда уже обученная модель обрабатывает данные и может предсказывать результат. Автоматическое распознавание человека на фотографиях — это пример инференса.

Бизнес поверил в рекомендательные системы, и в следующем году нам будут рекомендовать с помощью ИИ буквально всё».

Ранее «Фонтанка» рассказывала о 10 ключевых научных событиях 2024 года.

Анна Мотовилова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях