Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Стоят или медленно двигаются? «Фонтанка» провела ревизию крупных инвестпроектов

Стоят или медленно двигаются? «Фонтанка» провела ревизию крупных инвестпроектов

1 872

«Фонтанка» проверила, как за последний год продвинулись наиболее значимые и крупные инвестиционные проекты Петербурга, заявленные бизнесом и властями города. Некоторые из них стартовали еще при предыдущих губернаторах, но перспективы их реализации по-прежнему туманны. Другие двигаются пока только на бумаге, и уверенно прогнозировать сроки завершения рановато.

Источник:

Арт-кластер в «Крестах»

В начале декабря госкорпорация «Дом.РФ» выставила на торги комплекс зданий бывшего СИЗО № 1 «Кресты» на Арсенальной набережной. Единым лотом планируется продать более 20 зданий совокупной площадью 41,2 тыс. кв. м и 3,9 га земли. В Смольном считают, что объект можно приспособить под коворкинги или общественные пространства, а при желании — и под гостиницу.

А вот найдутся ли желающие — неочевидно. Сама ФСИН давно отчаялась найти инвестора. Покупатель же в некотором смысле приобретает кота в мешке. Здание находится в списке выявленных объектов культурного наследия. Экспертизу, которая должна подтвердить статус или его опровергнуть, должен будет заказывать новый собственник. Именно этот документ в итоге определит сложность будущих работ — отделит имеющее культурную ценность от того, что можно со спокойной совестью снести.

Парк «Тучков буян»

Парк «Тучков буян» петербуржцам пообещал в 2019 году Александр Беглов, который тогда еще был в статусе врио губернатора. Конкурс на концепцию провели в 2020-м, но в начале 2022 года выяснилось, что она более не актуальна: на это место возвращается судебный квартал, правда, только его деловая часть, а под парк отведут в лучшем случае 4–5 га вместо изначальных 9 га.

Летом 2024 года разрешение на строительство комплекса зданий Верховного суда на проспекте Добролюбова продлили на четыре года — до конца 2028-го. А в декабре выяснилось, что жилье для судей на Ватном острове тоже появится. Что в таком варианте останется от парка — пока загадка.

Общественное пространство на Думской

Не слишком продвинулся за последний год и проект по созданию общественного пространства на Думской улице и улице Ломоносова, о котором власти заявили после того, как Следственный комитет весной 2023 года опечатал три десятка заведений в барном кластере.

В августе 2024 года вышло распоряжение КГА о подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов. Также стало известно, что инвестором будущего пространства готов стать совладелец «Перинных рядов» Феликс Длин. Но дальше заказа на разработку эскизной концепции дело пока не сдвинулось. Тем временем прежние арендаторы понемногу возвращаются на улицу Ломоносова.

Реконструкция Морского вокзала

На ПМЭФ-2021 группа компаний «Севкабель» договорилась со Смольным, что совместно с сетью отелей «Азимут» займется обновлением Морского вокзала на Васильевском острове. За 3,1 миллиарда рублей планировалось переделать терминал под отель, вокруг создать общественное пространство с набережной.

Пока перспективы проекта туманны. В прошлом году из терминала съехал пункт пропуска, но власти Петербурга заявили, что пока планируют заниматься его ремонтом самостоятельно. В 2024 году Смольный разыграл конкурс на разработку проекта реконструкции здания. Но документ, который определит дальнейшую судьбу Морского вокзала, будет готов только к февралю 2027 года.

В «Севкабеле» считают, что ставить точку пока рано — переговоры все еще ведутся, но город пока не выбрал модель передачи здания Морского вокзала. Консорциум инвесторов готов на любой вариант — от ГЧП и аренды до выкупа.

Перезапуск автопрома

Задачу возрождения автокластера летом 2023 года поставил губернатор Петербурга Александр Беглов. Пока успехи выглядят довольно скромно — особенно на фоне прежних достижений. На конец 2024 года в Северной столице функционируют два предприятия. На бывшем Nissan работает «Автозавод Санкт-Петербург», который выпускает автомобили под маркой XCITE.

За год с конвейера сошло 20 тысяч машин, но продано было всего пять тысяч. Так что планы на следующий год могут оказаться сильно меньше. Бывший завод Hyundai, который теперь принадлежит компании АГР, пока выпускает автомобили из оставшихся после ухода корейцев машинокомплектов под брендом Solaris. За 10 месяцев с конвейера предприятия сошло 20 тысяч автомобилей, но к концу года темпы сборки притормозили. По данным Смольного, вскоре компания может наладить сборку машинокомплектов от восточного партнера, но конкретики по срокам и объемам пока нет.

А вот завод Toyota так и не заработал, хотя перезапустить его хотели до конца 2024 года. Консорциуму Aurus и «Газпрома» пока не удалось договориться с восточным партнером и Минпромторгом.

Новая Голландия

Сдвигаются сроки и у реставрации Новой Голландии. На инвестиционном портале Смольного срок завершения работ теперь указан как 2031 год, хотя ранее назывался 2028-й. Объем инвестиций — 14 млрд рублей.

Обновление Новой Голландии началось в 2010 году. Сейчас реализовано три этапа из пяти. Предполагалось, что завершающий этап охватит здания вокруг арки Валлен-Деламота, построенной в XVIII веке. Но летом 2022 года управляющая компания «Новая Голландия: культурная урбанизация» сообщила, что все реставрационные и строительные работы приостановлены. Пока они не возобновились. На сайте самой «Новой Голландии» дата для реализации 4-й и 6-й очередей пока указана как 2025 год. В марте 2024 года управляющую компанию покинула ее многолетний директор Роксана Шатуновская.

«Красный треугольник»

Не видно движения и в проекте реконструкции «Красного треугольника», о которой на ПМЭФ-2021 Смольный договорился с УК «БИО». Инвестиции оценивались в 60 млрд рублей, но работы тормозило отсутствие предмета охраны, без которого было непонятно, что нужно сохранять, а что можно снести. В 2023 году комплекс признали региональным памятником и утвердили предмет охраны. И снова ничего не произошло.

Весной 2024 года суд отказал КГИОП, который добивался от собственников помещений консервации и реставрации исторических корпусов.

Тем временем «Красный треугольник» стабильно продолжает оставаться героем сводок о пожарах и обрушениях.

Зоопарк

Осенью 2024 года в Петербурге вновь заговорили о строительстве нового зоопарка. На заседании правительства губернатор Александр Беглов поручил подчиненным начать его проектирование уже в следующем году, а вице-губернатор Николай Линченко заявил, что проект предварительно уже проработан, в том числе планируется дотянуть до нового зоопарка метро. Место названо не было, но с большой долей вероятности речь про Юнтолово: для зоопарка в Генплане это единственная предусмотренная локация.

Впервые идею создания нового зоопарка в 1992 году озвучил Иван Корнеев, на тот момент занимавший должность директора Ленинградского зоопарка. Более детально к вопросу вернулись в 2006 году. Впрочем, локация не вызывала восторга ни у самого зоопарка, ни у экологов.

Апраксин двор

В мае 2024 года власти Петербурга объявили о предстоящей реконструкции одного из корпусов Апраксина двора. Как стало известно, этим займется КЦ «Питер», с которым еще в 2018 году было заключено стратегическое соотношение о полной реконструкции рынка. Но проект забуксовал, поскольку передать без торгов принадлежащие городу здания не получалось.

С тех пор Смольный успел договориться с новым инвестором — GloraX, но в 2023 году тот успел охладеть к проекту.

В итоге решено было реставрировать комплекс по частям. Пока КЦ «Питер», который является крупнейшим собственником Апраксина двора, превратит два корпуса в торговый комплекс с атриумом под стеклянной крышей. Решение о предоставлении инвестору других зданий пока не принято.

Расширение Пулково

Вторая очередь аэропорта Пулково предусмотрена действующим концессионным соглашением. В начале 2023 года правительство Петербурга, оператор воздушной гавани ООО «Воздушные ворота Северной столицы» и АО «Аэропорт Пулково» подписали дополнительное соглашение о реконструкции воздушной гавани до 2060 года.

Приступить к расширению планируют в 2025 году. Но точных сроков пока нет.

Проект разделен на три этапа. Первая — фаза А — предполагает возведение новой посадочной галереи, расширение перрона для стоянок воздушных судов. Инвестиции оцениваются в 130 млрд рублей. Финансирования ждут от ВЭБ.РФ.

Также стало известно, что управляющая компания Пулково обсуждает со Смольным создание собственного грузового терминала.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях