Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Это неоклассика. Как на синей линии метро закроют уже третью станцию

Это неоклассика. Как на синей линии метро закроют уже третью станцию

25 705

На синей линии метро, вытянувшейся вдоль Московского проспекта, закрывают уже вторую станцию, и надолго. С наибольшим интересом этого ждут хоккейные болельщики.

О том, что «Парк Победы» уйдет на реконструкцию (а по сути, будет снесен и построен заново), стало известно в декабре, когда метрополитен объявил конкурс на 3,3 млрд рублей. Итоги собираются подвести в конце января, и если все пойдет по плану, то дальше будут воплощать приложенный к техзаданию график. Согласно ему, со дня подписания контракта до 14 июня надо разработать проект производства работ, оформить пропуски и другие необходимые документы. И уже с 15 июня 2025 года начнется освоение стройплощадки, создание временных сооружений, а еще через месяц — демонтаж инженерных сетей. Сам вестибюль должны начать разбирать с 1 августа (кровля, двери, стены), эскалаторы демонтируют в промежутке с 11 ноября до конца года. В машинном зале и наклонном ходе (это последнее в очереди) демонтаж завершат к марту 2026 года.

Стройка, если верить этому графику, начнется в 2026-м. Машинный зал, фундаменты, стены должны закончить к 1 июля, колонны и свод — к 1 ноября, здание пристройки — к 31 декабря. Параллельно — полы, отделка, наклонный ход. Монтировать новые эскалаторы должны с 1 января 2027 года, испытать и обкатать их — в апреле. Завершающая пусконаладка сетей связи и вентиляции намечена на период 15 мая — 16 августа 2027 года. Собственно, на этом, по графику, все. Исходя из этого, примерно полмиллиарда рублей заложены на 2025 год, около миллиарда — на 2026-й, остальное — на 2027-й.

«Фонтанка» рассказывала и показывала, как будет выглядеть новый вестибюль станции «Парк Победы»: невысокое, 11-метровое в высоту, двухэтажное здание (не считая еще двух подземных этажей) с куполом, витражом, мозаичным изображением Георгия Победоносца и Нарвских ворот. В процессе создания проекта предлагались различные формы и различная организация входа-выхода: в частности, был вариант c ориентацией на Благодатную, но в итоге определили, что основной поток пассажиров идет от остановок на Бассейной. Выбирали также стиль экстерьера: близкий к оригинальному из 1960-х со светлым доломитом в отделке или сталинский ампир Московского проспекта в светлой штукатурке. Градсовет в свое время голосовал преимущественно за первое, а в актуальном описании проекта значится: «Архитектура нового вестибюля метро „Парк Победы“ представляет собой по стилю сталинский неоклассицизм, фасады решены рустованной штукатуркой с элементами светлого натурального мрамора».

При разработке проекта состояние вестибюля исследовали, обнаружили трещины, коррозию (в наклонном ходе — повсеместную), снижение прочности бетона, протечки, разрушение швов, «произрастание мха». «Дефектов и повреждений категории А, имеющихся в особо ответственных элементах и соединениях и представляющих опасность разрушения, выявлено не было, — говорится в обследовании. — Текущее техническое состояние строительных конструкций здания вестибюля станции „Парк Победы“ в целом можно охарактеризовать как ограниченно работоспособное».

1 из 11
Источник:

О реконструкции станций «Парк Победы» и «Электросила» говорили давно, несколько лет разрабатывали проекты, проводили их через градсовет, пытались получить на замену эскалаторов федеральное софинансирование. Традиционно эту пару дополняли до триады за счет «Фрунзенской», благо все они построены по типовому проекту в 1961 году (по нему же строилась старая «Горьковская», авторы — А. С. Гецкин, В. П. Шувалова и инженер-конструктор Г. А. Скобенников). В итоге именно «Фрунзенская» ушла на реконструкцию раньше всех и серьезнее всех: ее уже снесли, на месте строят многоэтажное здание станции и единого диспетчерского центра метро.

Спасать станции от демонтажа активисты тоже пытались синхронно, подавая заявки на их включение в перечень выявленных объектов культурного наследия. КГИОП, как и положено, на некоторое время заносил их в список строений с признаками ОКН, проводил обследование и уже окончательно отказывал им в защите. На примере «Фрунзенской» можно увидеть аргументацию: здание и подземный зал решены в «предельно простом» виде, а вестибюль — типовая застройка, в отличие, к примеру, от московской станции «Красные ворота», которую назвали выдающимся образцом модернизма. Так что в итоге в проекте отдельная часть посвящена тому, как не повредить при реконструкции станции другой памятник — собственно, сам парк Победы. «Новый вестибюль метро, учитывая соседство и расположение в так называемом „ансамбле сталинского ампира, переходящего в неоклассицизм 80-х годов постсоветской архитектуры“, удачно впишется своей архитектурой в данную местность, плавно соединяя эти стили с парковой архитектурой павильонов, малых архитектурных форм, скульптур и памятников», — говорится там.

С 1961-го до 1969 года, пока не построили «Московскую», «Парк Победы» был конечной станцией на Московско-Петроградской линии метро. Сейчас на этой линии уже закрыты две станции — «Фрунзенская», куда пассажиров начнут пускать тоже в 2027 году, и «Удельная», которая должна выйти с ремонта в 2025-м. В планах метрополитена, как уже говорилось выше, реконструкция еще и «Электросилы», не за горами и закрытие «Озерков». Так что именно пассажирам синей линии предстоит осваивать новые компенсирующие маршруты наземного транспорта или пересаживаться на существующие.

На Московском проспекте, насколько можно судить, это менее фатально: на период закрытия «Фрунзенской» особенно придумывать ничего не стали, усилив ряд автобусных и троллейбусных направлений и снизив совокупный интервал движения по проспекту до 2–3 минут. В комитете по транспорту «Фонтанке» подтвердили, что масштабных изменений не будет. «В данный момент закрыта станция метро „Фрунзенская“, усилен автобусный маршрут № 50, который также проходит через станцию метро „Парк Победы“, — сообщили там. — На время закрытия „Парка Победы“ усиление сохранится. По расчетам Центра транспортного планирования, организация новых маршрутов на время закрытия „Парка Победы“ не требуется, только незначительное усиление действующих маршрутов. Загрузка наземного транспорта в период закрытия станции не будет превышать 85 %».

Другое дело, что «Парк Победы» с недавних пор — спортивная станция. Неподалеку в конце 2023 года ввели в эксплуатацию самый большой в мире ледовый дворец «СКА Арена» вместимостью 23 тысячи человек. После нескольких пробных матчей и неприятного пожара главный клуб города — СКА — съехал оттуда в Ледовый, однако в конце 2024-го вернулся и теперь проводит матчи именно на новой арене. Как бьется завершение этой 80-миллиардной эпопеи со скорым закрытием станции, от которой до ледового комплекса можно дойти за 15 минут, не совсем понятно.

Пассажиропоток «Парка Победы», кстати, в проекте тоже высчитывают. Но отталкиваются, как водится, от показателей 2019 года. Причем считают не только сам «Парк Победы», но и «Парк Победы-2» (если кто забыл, она должна стать пересадочной для гипотетической кольцевой линии). Смотреть на эти расчеты сейчас может быть больно, так как к ним приложены еще недавние планы по открытию новых станций метро: на 2025-й в них назначены «Театральная», «Кудрово», «Каменка», «Шуваловский проспект».

Согласно доковидным результатам, синяя линия метро была на втором месте по загруженности после красной (236,4 млн против 250 млн). Часть ее станций вошли в топ-10 самых востребованных, который выглядел так: «Площадь Восстания» (181 тыс. пасс. в сутки), «Девяткино» (170 тыс.), «Московская» (143 тыс.), «Проспект Ветеранов» (142 тыс.) «Проспект Просвещения» (131 тыс.), «Улица Дыбенко» и «Петроградская» (по 129 тыс.), «Василеостровская» (128 тыс.), «Пионерская» (125 тыс.) и «Ладожская» (122 тыс). «Парк Победы» (66,1 тыс.), «Электросила» (59,3 тыс.) и «Фрунзенская» (41,8 тыс.) занимали 36-е, 43-е и 56-е места, соответственно, из 72.

+1


В итоге проектировщики посчитали, что в 2019 году в «Парк Победы» заходили утром 4,3 тысячи человек в час, выходили 3 тысячи (вечером 3 и 4 тысячи соответственно). В ближайшие 10 лет изменений особенно не ждут, потом предполагают всплеск (например, утренний поток на вход должен вырасти до 5,6 тысячи в час) — и это без всякой «СКА Арены», просто за счет среднего увеличения из-за редевелопмента производственных территорий севернее Кузнецовской улицы, а также реновации жилой застройки западнее Новоизмайловского проспекта. Ну а потом построят кольцевую, пишут в расчетах, и «Парк Победы-2» образует со старой станцией пересадочный узел, так что ее вестибюль разгрузится. Осталось дождаться.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE27
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY45
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
57
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях