Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Предписано облетать. Оставит ли европейский регулятор аэропорты Москвы и Петербурга без рейсов в Турцию и Китай

Предписано облетать. Оставит ли европейский регулятор аэропорты Москвы и Петербурга без рейсов в Турцию и Китай

9 312
Источник:

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) обновило рекомендации по полетам в российском воздушном пространстве. Как следует из документа, опубликованного 9 января, авиакомпаниям следует воздержаться от перелетов над территорией РФ к западу от 60-го меридиана восточной долготы, то есть по сути всей европейской частью страны. «Фонтанка» выяснила, что означают новые ограничения и как они отразятся на полетных программах в Петербург и Москву авиакомпаний третьих стран.

Почему ЕС вводит ограничения?

Официально цель новых рекомендаций — обеспечить максимальную безопасность полетов в условиях конфликта России и Украины, а именно снизить риски ошибочной идентификации гражданских самолетов и возможных недостатков в координации между гражданскими службами и вооруженными силами.

«В частности, активация российских систем ПВО, способных действовать на всех высотах, в ответ на запуски украинских ракет и беспилотников <…> может оказать прямое влияние на выполнение полетов в нескольких местах, включая крупные международные аэропорты», — говорится в документе. Кроме того, имеют место случаи глушения сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, особенно в районах вокруг зоны конфликта и в местах, являющихся целями запусков беспилотников.

В качестве примера приводится инцидент с рейсом «Азербайджанских авиалиний» 25 декабря 2024 года: самолет, летевший из Баку в Грозный, потерпел крушение в Казахстане. Ранее в Кремле сообщили, что борт пытался приземлиться в Чечне, когда регион атаковали украинские беспилотники, работали системы ПВО. В аэропорту Грозного в это время действовал план «Ковер», рассказывали в Росавиации. По версии азербайджанской стороны, самолет, скорее всего, потерял управление из-за средств радиоэлектронной борьбы и был поврежден огнем с земли. Расследование еще не закончено.

На какой срок вводится рекомендация?

Рекомендация действует до 31 июля 2025 года и может быть пересмотрена в зависимости от изменения ситуации.

Кого касается рекомендация?

В документе отмечается, что рекомендация касается как европейских авиакомпаний, так и перевозчиков из третьих стран, которые авторизованы EASA. Первые над территорией России и так не летают с 2022 года. «Но ряд перевозчиков из третьих стран продолжают это делать, несмотря на риски, связанные с [СВО]», — отмечает EASA. Так что по сути документ адресован именно таким операторам.

Обязательно ли соблюдение рекомендаций EASA?

Для перевозчиков из стран ЕС соблюдение таких рекомендаций практически обязательно, так как они регулируются национальными авиационными органами, которые полагаются на заключения EASA. Отказ от следования рекомендациям может привести к проверкам или ограничениям, отмечает телеграм-канал TravelRadar.

Для авиакомпаний из третьих стран рекомендация не носит обязательный характер. С другой стороны, EASA на своем сайте объясняет, почему им лучше придерживаться ее советов. Процесс допуска операторов из неевропейских стран в воздушное пространство ЕС централизован: выдачей разрешений на полеты занимается именно EASA. Чем ниже уверенность регулятора в показателях безопасности иностранного оператора, тем более полной является оценка рисков. Так что тех, кто не слишком придерживается рекомендаций регулятора, могут ждать более тщательные проверки.

Также невыполнение рекомендации может повлиять на стоимость страховки для самолетов, летающих над Россией, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Страховщики могут либо отказаться их страховать, либо повысить стоимость этой услуги, что приведет к росту цены авиабилетов за рубеж. Но с подобными сложностями авиаперевозчики, летающие в Россию, сталкиваются уже почти два года и решают их, если находят это выгодным для себя.

Будут ли иностранные перевозчики следовать рекомендациям EASA?

Ряд авиакомпаний приостановили или ограничили полеты в Россию, не дожидаясь рекомендаций. Azerbaijan Airlines поставила на паузу рейсы в 10 городов России сразу после крушения самолета в Актау, позднее к списку также добавилась Казань. Но в Москву и Петербург перевозчик по-прежнему летает.

Казахстанская Qazaq Air заявила, что пока не будет выполнять авиарейсы по маршруту Астана — Екатеринбург. Flydubai сообщила о продлении приостановки рейсов из Дубая в Минеральные Воды и Сочи до 22 января. На месяц с 30 декабря приостановила рейсы по маршруту Ашхабад — Москва — Ашхабад авиакомпания Turkmenistan Airlines. О временной отмене нескольких рейсов, включая маршруты в Россию, сообщил узбекистанский авиаперевозчик Qanot Sharq. До конца марта отказалась летать по маршруту Тель-Авив — Москва израильская авиакомпания El Al. Air Serbia с конца января не будет выполнять рейсы в Сочи и Казань, но рейсы в Москву и Петербург останутся.

Главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов считает полный отказ авиакомпаний от рейсов в европейскую часть России маловероятным, но в каждом случае перевозчики будут взвешивать свои риски — как касательно безопасности самих полетов, так и невыполнения рекомендаций EASA.

По мнению авиаэксперта, решение европейского регулятора носит в большей степени политический характер. Но это не первая попытка ЕС воздействовать на авиакомпании из третьих стран в отношении полетов в Россию, и предыдущие попытки эффекта не дали, добавляет Федор Борисов.

В АТОР считают главным адресатом послания именно китайские авиакомпании: возможность летать над территорией РФ делает их тарифы на перелеты между Европой и Азией на 5-35% процентов ниже, чем европейских перевозчиков, из-за которых последние несут убытки.

Федор Борисов считает, что китайские компании вряд ли откажутся от своего конкурентного преимущества. Если европейский регулятор начнет ужесточать проверки в адрес китайских или турецких авиакомпаний, власти этих стран могут предпринять ответные меры и начать более тщательно проверять европейских перевозчиков.

Но всегда есть риск, что случится «эффект снежного кома», когда один перевозчик решит выполнить рекомендации и все остальные последуют за ним, не исключает Федор Борисов.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE18
Смех
HAPPY12
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD9
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
63
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях