Разработчики комплексной схемы организации дорожного движения Петербурга предлагают внести изменения в так называемый грузовой каркас города. Для этого придется ставить и убирать знаки.
В проекте документа (КСОДД), разработанного по заказу комтранса, грузовым каркасом называются автомобильные дороги регионального значения, на которых возможно движение грузовых машин с максимальной разрешенной массой выше 8 тонн. Авторы схемы насчитали 489 промышленных и транспортных объектов (заводы, автостоянки, автосервисы, транспортные компании), 262 склада, 341 торговый объект, 11 нефтебаз, 512 автозаправок, 35 железнодорожных станций, которые влияют на движение грузовиков.
Каркас состоит из четырех видов дорог и их участков:
движение для грузовиков разрешено;
движение для грузовиков разрешено с 23 часов до 7 часов;
движение для грузовиков разрешено в рабочие дни с 7 часов до 23 часов;
движение для грузовиков разрешено в выходные и праздничные дни, а также в рабочие дни с 23 часов до 7 часов.
Наглядно на карте города это выглядит так.
По данным разработчиков, больше всего грузовиков едет в так называемый межпиковый дневной период, почти половина. На утренний час пик приходятся 29 %, на вечерний — 22 % «Данная тенденция обуславливается тем, что грузовой транспорт осуществляет поездки с деловыми целями в рабочее время», — пишут авторы. Это, кстати, избавляет от необходимости разводить поток с личными автомобилями, которые едут в основном в пиковое время.
По большей части трафик создают легкие «Газели» (72 %), средние и тяжелые средства — это 12 % и 15 % соответственно. В целом же на грузовики приходится 11,4 % всего автопарка в городе (242 тысячи), 84 % — это, разумеется, легковые автомобили (1,789 млн). Однако прирастает грузовой транспорт быстрее.
Авторы стратегической схемы обратили внимание, что в Петербурге знаки, запрещающие или полностью или частично движение грузовиков, иногда противоречат постановлению правительства № 272, в котором содержится список из сотни «разрешенных» улиц (последнее приложение по этой ссылке). А иногда — противоречат и друг другу. В связи с этим предложено установить их корректно по ряду адресов. Насколько можно судить по схеме, больше всего работы предстоит на ул. Маршала Говорова, проспекте Маршала Жукова, Петергофском шоссе, Дальневосточном проспекте и проспекте Энгельса.
Кое-где знаки запрета, напротив, надо убирать, говорится в проекте КСОДД. Таких адресов меньше, по большей части речь опять же идет о том, что почему-то позабыли про 272-е постановление правительства.
Но бросается в глаза другое: авторы предлагают обеспечить доступ на Ивангородский проспект и Красносельское шоссе, для чего открыть для грузовиков движение по Таллинскому шоссе из города: «Данные участки имеют стратегическое значение при связях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе в сторону Красного Села и порта Усть-Луга».
По сути предлагается часть улиц включить в грузовой каркас (большинство), а часть исключить из него (судя по карте, Благодатную и Ропшинское шоссе). На выходе он будет выглядеть вот так.
Красным цветом на схеме обозначены КАД и ЗСД, на которые ложится основная нагрузка по обслуживанию транзитного грузового потока. В какой-то момент (говорят, к 2030 году) к ним присоединится Широтная магистраль скоростного движения. «Магистраль изменит транспортную ситуацию в Северной столице. Она обеспечит выезд на ЗСД грузового транзитного транспорта, выведет транзитные транспортные потоки с городских улиц на скоростные трассы — это порядка 70 тысяч машин в сутки», — говорил про нее губернатор Александр Беглов.
«Для потоков транзитного транспорта следует формировать сеть транзитных коридоров с формированием указателей маршрутного ориентирования, — пишут авторы КСОДД. — Причем поток грузовых и легковых автомобилей следует рассматривать отдельно (с учетом грузового каркаса Санкт Петербурга). Наилучшим решением было бы перенаправлять весь транзитный поток через обходы города Санкт-Петербург (например, через кольцевую автомобильную дорогу). Для снижения количества заездов транзитного транспорта в Санкт-Петербург на обходных трассах следует формировать сеть объектов придорожного сервиса, ориентированных на грузовой или легковой виды транспорта».
КСОДД — это стратегический документ, который увязывает задачи и программы различных комитетов Смольного применительно к организации движения. О том, какие предложения в нем содержатся относительно общественного транспорта, платной парковки и электросамокатов, — читайте на «Фонтанке».
Проект комплексной схемы организации дорожного движения в Петербурге до 2039 года подготовил по заказу комтранса Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры, контракт стоил 50 млн рублей. Пятилетний срок действия предыдущего варианта КСОДД истек, именно с этим связана разработка нового. Задача схемы — обобщить различные аналитические материалы и возможные решения для планирования мероприятий по улучшению дорожного движения.