Необычный концерт в рамках цикла musicAeterna Baroque пройдет 23–24 января в доме Беггровых — временном пристанище Дома Радио. Слушатели познакомятся с творчеством Саламоне Росси — композитора, чьи следы затерялись после захвата Мантуи в 1630 году австрийскими войсками, но музыка была вновь обретена 200 лет спустя и с тех пор вызывает большой интерес исследователей и исполнителей.
Солисты хора и оркестра musicAeterna под руководством одного из концертмейстеров оркестра Владислава Песина впервые представят петербургской публике сочинения этого итальянского композитора XVI–XVII веков, современника одного из «отцов» оперы Клаудио Монтеверди.
Программа проиллюстрирует карьеру Саламоне Росси при христианском мантуанском дворе у герцога Винченцо I Гонзага и попытку реформировать синагогальное пение в иудейской общине Мантуи. Светские инструментальные сочинения в ней прозвучат вместе с иудейскими псалмами.
О биографии Росси мы всё же кое-что знаем. Например, что указом правителей Мантуи он был освобожден от обязанности носить желтую нашивку иудея на одежде — но при этом связей со своей общиной не порвал и даже подписывался «еврей Саламоне Росси». Композитор писал в том числе для постановок мантуанского Еврейского театра, который давал представления как для членов общины, так и для горожан любых вероисповеданий. Знаем мы и о семье Росси: так, у него была сестра-певица по имени Европа, сопрано, которая представлялась как Мадам Европа, и ее сын также стал композитором.
Что же касается вклада в историю музыки, в Доме Радио рассказывают, что Росси «одним из первых применил принцип арии к инструментальной сфере», «создал редкие образцы виртуозного скрипичного письма» и «первым в истории опубликовал большой сборник „Песни Соломона“, в котором синагогальные песнопения на иврите написаны в новейшем „европейском“ полифоническом стиле для вокального ансамбля».
Начало в 20:00, 12+