В Петербурге продолжается строительство первых двух станций Красносельско-Калининской линии на юго-западе города. На изображениях можно увидеть их нынешнее состояние.
Видео с прогулками по подземной стройке выкладывает Андрей Маслов, который представляется как «циркач, шахтёр, высотник, метростроевец, эзотерик с богатым опытом». Сопровождает он их в том числе рассуждениями о мироустройстве, но «Фонтанке» интересна репортажная часть.
Например, вот так сейчас выглядит станция «Казаковская» (она же «Юго-Западная»), которая строится на 55-метровой глубине в пилонном исполнении — как три зала, отделенные друг от друга стенами.
Напомним, эта станция строится на пересечении улицы Маршала Казакова и проспекта Маршала Жукова. Сам вестибюль расположится на подземном этаже и двух надземных, однако здание будет еще выше, верхние этажи отдадут под инженерный корпус. Ранее «Фонтанка» показывала, как на шестигранное в плане здание монтировали стеклянный купол.
На видео заметна светлая отделка станции. Это «бьется» с проектными решениями, согласно которым в оформлении используют «мотивы северной природы ближайших окрестностей Санкт-Петербурга… выполнена в сдержанных формах и спокойных тонах», а в цветах должна быть заметна «холодная красота лесов, окружающих город и подходящих к нему в районе Красного Села». Для этого применяют светло-серый и серый гранит, а также полированный белый мрамор.
Пока сложно оценить заявленное на сайте «Метростроя Северной столицы»: «Деление арок напоминает ленту известных государственных военных наград — ордена Святого Георгия и Георгиевский крест, а цвет — оружейную сталь».
«Путиловская» радикально темнее — и в проекте, и в своем актуальном состоянии. Она залегает на глубине 58 метров и является станцией колонного типа.
Сам вестибюль «Путиловской» более приземистый, менее 10 метров. Он строится на пятне сквера у станции «Кировский завод», главный фасад ориентирован на улицу Васи Алексеева. В его составе предусмотрена галерея с колоннадой для коммерческих помещений.
Здесь проектировщики вдохновлялись уже не северной природой, а более технологичными заводскими мотивами: «машиностроительное, чугунное и художественно-литейное производства». Все это вкладывают в будущие панно — как «символ вечного двигателя».
«Путиловская» должна стать пересадочной станцией с коричневой линии на красную — на «Кировский завод». «Фонтанка» рассказывала, что именно этот переход оказался наиболее проблемным узлом стройки. По первому проекту его делали в торце платформы «Кировского завода», но со сменой проектировщика изменили и технологию, решили вывести переход в центр зала. По мере того как горели сроки, город вернулся к «торцевой» модели. Каждое такое изменение подразумевало повторное прохождение Главгосэкспертизы, а попытки искусственно ускорить процесс, не дожидаясь ее положительного заключения, привели только к уголовным делам.
Как выглядит переход на «Кировский завод» сейчас, метростроительный блогер тоже показывает.
Из-за всех перипетий планы открыть станции в 2024 году оказались несостоятельны, теперь они должны заработать в 2025-м. Общая стоимость строительства первого участка Красносельско-Калининской линии превышает 84 млрд рублей, часть денег дал федеральный центр в виде инфраструктурного бюджетного кредита. На конец 2024-го было освоено 52,5 млрд. На 2025-й в бюджете заложено лишь 11,8 млрд и 19,8 млрд — на 2026-й, к началу которого станции вообще-то должны функционировать вовсю.
Сам по себе первый участок коричневой линии облегчит разве что жизнь людям, живущим или работающим в окрестностях «Казаковской». Но линия должна поползти в обе стороны. В тестовом режиме проходка идет на северо-восток от «Путиловской» — через «Броневую», «Заставскую» и «Боровую» к «Каретной». Как они будут выглядеть внутри — можно посмотреть здесь. Недавно «Фонтанка» показывала и запланированный облик вестибюля «Броневой» на углу Благодатной и Новоизмайловского проспекта.
За «Каретной» начерчены станции «Лиговский проспект — 2» (подробнее о ней и о том, как она связана с ВСМ Москва — Петербург, читайте здесь), «Знаменская» и «Суворовская-1». Этот участок уже внесен в бюджет города со стоимостью более 100 млрд рублей и сроком сдачи в 2028 году.
Финальный участок за «Суворовской-1» состоит из станций «Смольный», «Полюстровский проспект», «Бестужевская», «Пискаревка» и «Ручьи». По ходу коричневая линия дважды пересечет будущую Кольцевую (на «Броневой» и «Полюстровском проспекте»), да и ряд других станций будут пересадочными.
С юго-западным направлением сложнее. Оно включает участок от «Казаковской» через
«Брестскую», «Улицу Доблести», «Петергофское шоссе» до «Сосновой Поляны». В районе «Брестской» недавно даже заметили какие-то работы, но на самом деле проектирование еще только идет, а из-за найденного плывуна в районе «Петергофского шоссе» и вопросов к трассировке, по данным «Фонтанки», в настоящий момент есть эскизы только «Брестской» и «Улицы Доблести». Вот они, ниже.
Основной и хоть как-то просматривающийся участок коричневой линии — от «Сосновой Поляны» на юго-западе до «Суворовской-1» на северо-востоке — включен в мегаконтракт города с «Метростроем Северной столицы». Так что именно он будет здесь генеральным подрядчиком. Но опыт депо «Красносельское», которое уже строится в рамках этой линии, показывает, что компания может целиком отдавать проектные и строительные работы на субподряд. Депо строит компания «БТС-Мост» Руслана Байсарова, которая уже выразила готовность участвовать и в других проектах. Может быть, это отчасти отвечает на вопрос, как Смольный собирается уложиться в им же самим поставленные сроки.