С переносом на один день от запланированной даты утром 16 января с терминала «Морской фасад» на Васильевском острове впервые с 2019 года отправится паром с пассажирами. Вместо Хельсинки, Таллина и Стокгольма теперь только Калининград. Зато пятилетняя блокада и бесконечные обманутые надежды наконец закончились, и из Петербурга вновь можно отправиться в морское путешествие.
В последний раз регулярный паром «Принцесса Анастасия» отправился из Петербурга в ноябре 2019 года. О намерении запустить вместо него альтернативные круизы заявляли в ОСК, Смольном и в частных компаниях. Из этого ничего так и не выходило до сих пор, и построенный на городские деньги «Морской фасад» простаивал без дела. Время от времени в него заходили грузовые паромы, но от былого величия не осталось и следа.
О том, что «Антей» рассматривается как основной транспорт для сообщения с Калининградом, стало известно в конце декабря 2024 года. Планировалось, что на начальном этапе он будет совершать один рейс в неделю в каждом направлении. Первый рейс сначала был запланирован на 15 января, но из-за погодных условий в порту Пионерский его перенесли на 16-е.
Паром был спущен на воду в 1988 году в Германии. Длина — 190 метров, дедвейт — 8 тыс. тонн. Он может одновременно перевозить 94 полноразмерные фуры и 156 пассажиров. Когда «Морской фасад» только строился, у градозащитников были большие претензии к планам принимать в нем грузопассажирские суда. Мол, выезжающие с них фуры забьют и без того узкие дороги на Васильевском острове. Сейчас этот вопрос не стоит.
Билеты на паром продаются на сайте оператора «Трансбизнесконсалтинг». Цена без транспортного средства варьируется от 6,8 тыс. рублей за место в 6-местной каюте до 12,7 тыс. рублей в двухместной повышенной комфортности. Если ехать со своей легковой машиной, придется доплатить 68 тыс. рублей. Это все в одну сторону. Дети до 7 лет едут бесплатно, с 7 до 14 лет — за полцены. При желании можно выкупить каюту целиком. В стоимость билета включено четырехразовое питание.
Впрочем, пассажирам, которые привыкли к круизам на пароме «Принцесса Анастасия», путешествие на «Антее» может показаться не слишком увлекательным. Как пояснили в операторе «Посейдон», каких-то развлечений в виде кинотеатра, бильярда и тем более казино, не борту не предусмотрено. Бар на пароме имеется, но представляет собой скорее буфет — алкоголя там не продадут. Зато организовано место для досуга детей — место на диване перед телевизором, а также столик с раскрасками. Постельное белье пассажирам предоставят, а вот шампуни, зубную пасту и тапочки придется брать с собой. «Упор идет на перевозку техники, каюты для размещения обычные», — отметили в «Посейдоне».
Отдельно оговаривается, что хотя вы едете из России в Россию, в связи с тем, что Калининградская область является особой экономической зоной, при вывозе на пароме товаров, техники и личных вещей необходимо пройти таможенное оформление.
При отправлении из Петербурга в 15:00 в среду время прибытия — 19:00 пятницы. Прибывает паром не в сам Калининград, а в город Пионерский в 30 км от столицы региона. До центра города можно добраться на автобусе примерно за час или на такси чуть быстрее примерно за 1200 рублей.
Этот же паром ранее работал на линии Усть-Луга — Балтийск. Были рейсы из Петербурга — с причалов Морского рыбного порта. Подавляющее большинство пассажиров были водителями фур, которые ехали с ними на пароме. Пока ситуация мало изменилась. В «Трансбизнесконсалтинге» «Фонтанке» сообщили, что пока на пилотный рейс продано два билета. Оба пассажира — водители, сопровождающие транспорт.
Кто владеет «Антеем»
«Антей» принадлежит ООО «Универсальная транспортная группа», которая с декабря 2023 года на 90% принадлежит предпринимательнице Анастасии Пурим. В отчетности этой компании говорится, что в том же году на ее балансе появилось транспортное средство стоимостью 140 млн рублей. Кроме того, «УТП» получило поручительство на 950 млн рублей от АО «Совфрахт» (выручка 8,7 млрд рублей), которое ранее было владельцем «Антея», — прошлогодние данные об этом сохранились в документах администрации порта Санкт-Петербурга.
Председатель совета директоров «Совфрахта» — Дмитрий Пурим; контрольный пакет акций компании — ООО «Транскапитал» — на 100% принадлежит Люции Пурим (согласно последнему отчету компании от 2024 года). Она же совладелец (25%) одной из крупнейших сетей АЗС в Крыму (TES, АО «Крым Ойл», выручка 5 млрд рублей), которая также работает в Запорожской и Херсонской областях.
Также Анастасии Пурим принадлежат контрольные пакеты в фирмах, владеющих заметными активами в портах Петербурга, Архангельска, Сабетты (Ямал), Белокаменки (Мурманск) и на Сахалине (ООО «Стивидоры Ямал»), а также объектами рекреационной отрасли в Крыму.
Оператором «Антея» выступает ООО «Посейдон», которое на 40% принадлежит Дмитрию и Кириллу Пурим. А совладелец «Универсальной транспортной группы» Андрей Степченков также является гендиректором компании «Нафтатранс» (выручка 3,8 млн руб.), 90% которой принадлежат Екатерине Пурим.
В работе новой линии, которая будет возить пассажиров с «Морского фасада», кроме семьи Пурим принимает участие также ООО «Оборонлогистика». Эта компания выполняет функции грузового агента «Антея» и продает билеты на перевозку накатной техники и пассажиров.
Пассажирское морское сообщение между Петербургом и Калининградом прервалось в 2010 году, когда между городами перестал ходить паром «Георг Отс», который мог перевозить около 400 пассажиров.
«Морской фасад» в последний раз принимал пассажирские суда осенью 2019 года. До пандемии к его причалам приставали до 800 судов в год с 800–900 тысячами пассажиров. Единственный на тот момент грузопассажирский паром «Принцесса Анастасия» отправлялся от терминала «Морской вокзал» (входит в состав «Морского фасада») и ходил по линии Петербург — Хельсинки — Таллин — Стокгольм. Его вместимость составляла 2,5 тысячи человек.
Денис Лебедев, Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»