Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Выходим, приехали. Метро до «Сосновой Поляны» сбрасывают с парохода современности

Выходим, приехали. Метро до «Сосновой Поляны» сбрасывают с парохода современности

12 624
Источник:

Смольный расторг едва ли не самый скандальный контракт на проектирование метро в Петербурге. Коричневая линия до «Сосновой Поляны» теперь не скоро выйдет на поверхность.

По данным «Фонтанки», уведомление о расторжении контракта на 990 млн рублей было направлено подрядчику — «Метрогипротрансу» — еще перед Новым годом. Основных аргументов три.

Первый — очевидный. Компания не выдержала формально установленный в контракте срок завершения работ — 31 августа 2024 года. Готовый и принятый проект, одобренный Главгосэкспертизой, есть? Нет.

Второй — банковская гарантия. Она была выдана «Метрогипротрансу» в сентябре 2023 года банком «Северный морской путь» на 128 млн рублей со сроком действия — до 1 октября 2024 года. Сам контракт действует по 31 декабря, а гарантия должна перекрывать его как минимум на месяц — то есть до 1 февраля 2025 года. Она перекрывает? Нет.

Третий — лицензия ФСБ для работы с гостайной. А к ней относят «сведения о горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны». Лицензия была выдана до 2026 года, но ее аннулировали в марте 2024-го. Значит, МГТ не соответствует условиям закупки? Получается, так.

Так что контракт расторгнут в одностороннем порядке с перспективой рассмотрения вопроса о включении «Метрогипротранса» в реестр недобросовестных поставщиков (то есть его изоляции от госзаказа). Это, что называется, формальная сторона дела.

Контракт

«Фонтанка» подробно рассказывала о борьбе за один из крупнейших контрактов по проектированию метро — особенно на фоне кризиса отрасли в Петербурге. Спорили два постоянных конкурента: петербургский «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) и московский (по прописке — подмосковный) «Метрогипротранс» (МГТ), которые с какого-то момента начали заходить на территорию друг друга. В итоге почти год шли переобъявления торгов и судебные разбирательства, так что лишь в 2021-м «Метрогипротранс» смог официально приступить к работе.

Участок, о котором идет речь, продолжает первый этап коричневой линии метро «Казаковская» — «Путиловская» (их «Метрогипротранс» перепроектировал как раз после ЛМГТ) на юго-запад. То есть от «Казаковской» линия идет до «Брестской», «Улицы Доблести», «Петергофского шоссе» и до «Сосновой Поляны».

В предпроекте рассматривалось несколько вариантов трассировки и расположения вестибюлей — если строить все 4 или только 2. «Брестскую» прописывали то в зеленой зоне квартала Брестский бульвар — Ленинский проспект — улица Десантников — улица Маршала Захарова, то на углу Маршала Захарова и Брестского бульвара, а в итоге — ближе к улице Маршала Казакова. «Улицу Доблести» размещали на углу одноименной улицы и Ленинского проспекта. «Петергофское шоссе» — то в зеленой зоне этой магистрали на пересечении с улицей Адмирала Трибуца, то под северной проезжей частью шоссе, то между «Жемчужной плазой» и «Балтийской жемчужиной». «Сосновую Поляну» ждали рядом с железнодорожной тезкой на углу проспекта Народного Ополчения и улицы Пограничника Гарькавого.

Общая протяженность участка должна составить 7,8 км. Перегоны между станциями составляют 2,2-2,5 км, разве что между «Брестской» и «Улицей Доблести» — лишь 1,3 км. Почти во всех вариациях речь идет о станциях глубокого заложения.

Глубокие воды

Контракт с «Метрогипротрансом» в 2019 году заключал еще комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Прошедшие с тех пор годы оказались очень насыщенными для отрасли в Петербурге, «раскоряка» сменилась «выводом из кризиса». По ходу было принято несколько важных управленческих решений, и одно из них — смена курирующего комитета и вице-губернатора. Сооружение подземки, как и всех дорог, передали в строительный блок, а заказчик по контракту на проектирование сменился: им стал подведомственный комстрою фонд капитального строительства и реконструкции.

Фонду и досталось тяжелое наследие сложившихся между МГТ и КРТИ отношений. «Фонтанка» подробно рассказывала, как еще в середине 2023 года подрядчик сообщил, что обнаружил на 70 метрах под землей палеодолину в районе будущей станции «Петергофское шоссе», то есть участок с неустойчивыми грунтами и большим количеством подземных вод, проще говоря — плывун. Строить метро в таких местах можно, но это требует особой технологии. «Метрогипротранс» убеждал в необходимости сменить трассировку, для чего надо откорректировать проект планировки территории. Без этого нести проект в экспертизу, даже если на понятийном уровне все договорились обходить палеодолину, бессмысленно. Но КРТИ отвечал, что «безусловное обоснование необходимости внесения изменений в ППТ на сегодняшний день отсутствует».

Предполагаемые границы палеодолины


Вся эта история развивалась параллельно с конфликтом по поводу миллиардного контракта на горный мониторинг при строительстве «Путиловской» и «Казаковской»: это был очередной треугольник МГТ — ЛМГТ — город, и «Ленметрогипротранс» вышел победителем. Причем тогда город точно так же в одностороннем порядке отказался от контракта с «Метрогипротрансом».

В итоге по участку до «Сосновой Поляны» все увязло во взаимной переписке, ППТ никто не скорректировал, и на данный момент, по данным «Фонтанки», эскизы выполнены только по «Брестской» и «Улице Доблести».

+6

Не сработались

Сейчас, если судить по карточке в госзакупках, контракт исполнен примерно на 40% — на 411 млн рублей. Позиция фонда капстроительства изложена в официальном уведомлении о расторжении контракта. В «Метрогипротрансе», куда обратилась «Фонтанка», не стали комментировать ситуацию.

Из того, что содержится в контракте, видно, что проектирование разделено на два этапа: «Брестская» с «Улицей Доблести» и «Петергофское шоссе» с «Сосновой Поляной». Но инженерная подготовка идет одним куском. Когда встал вопрос о палеодолине и переносе станции «Петергофское шоссе», как писала «Фонтанка», подрядчик обращался в КРТИ: предлагал ввести этапность и для инженерной подготовки, согласовать смену трассировки и, соответственно, сроков. Идея такая: бог с ним, с «Петергофским шоссе», давайте для начала полностью запроектируем участок до «Улицы Доблести» и можно начинать строить, а параллельно продлим контракт и решим судьбу второго участка до «Сосновой Поляны».

Собеседники издания в строительном блоке говорят: уже в 2024-м, со сменой заказчика, появилось ощущение, что стороны пришли к согласию. Однако в итоге никаких допсоглашений к контракту не заключили, ничего не разделили, а невозможность сдать работы по «Петергофскому шоссе» не позволяет сдать и другие этапы.

«Фонтанка» направила запрос комитету по строительству по поводу того, намерен ли он принять какую-то часть работ по контракту и какова его позиция насчет трассировки.

Сроки

В случае с предполагаемыми сроками ввода станций — если они не подтверждены уже хотя бы выделенным на стройку финансированием — легко уйти в сферу непознанного.

Даже если не вспоминать древние планы открыть «Сосновую Поляну» в начале 2020-х годов, можно обратить внимание на следующий разброс. Год назад этот участок на совещании с президентом вписывали в 2030 год. А ближе к концу года, тоже на обсуждении федерального статуса, показали другую схему: в 2030 году — открыть только «Улицу Доблести» и запустить «Брестскую» на прогон без выхода на поверхность аж до 2033-го (жители Коломны, коротающие время в ожидании «Театральной», будут не одиноки); в 2032 году — открыть «Сосновую Поляну» с «Петергофским шоссе» на прогон до 2035 года.

Бюджет в Петербурге формируют на три года. В адресной инвестиционной программе, которая является его частью, участок до «Сосновой Поляны» вписан в период до 2030 года с началом финансирования в 2026-м (1,9 млрд) и продолжением в 2027-м (3,4 млрд). Чтобы понять, насколько реально при таком разгоне уложиться в заявленные сроки, назовем общую оценочную стоимость — 233,8 млрд рублей.

Собственно, в самом предпроекте есть недвусмысленная подсказка: продолжительность строительства для варианта трассировки со всеми четырьмя новыми станциями составит 7 лет и 10 месяцев.

Осталось понять, с какого момента начнется отсчет. Проекта нет, контракт расторгнут на полпути. Многое будет зависеть от того, как быстро заказчик сформирует новое техзадание для нового конкурса. «Фонтанка» направила запрос комстрою относительно сроков новых торгов.

«Метрогипротранс» является проектировщиком по другому участку коричневой линии — от «Путиловской» до «Каретной», «Фонтанка» рассказывала о специфике контракта. Сейчас там уже в тестовом режиме работают проходческие щиты и, очевидно, он более приоритетный для города, как и следующая за ним станция «Лиговский проспект-2», связанная с ВСМ. Как будет выглядеть участок до «Каретной», можно посмотреть на «Фонтанке».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY10
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY28
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
60
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях