На днях стало известно, что серебряный призер Александра Трусова из-за беременности даже в теории не сможет выступить на Олимпиаде-2026. С одной стороны, это логично, с другой — это грустный конец истории легендарного трио суперфигуристок Щербакова — Трусова — Косторная.
Их история началась семь лет назад. Чуть раньше выстрелила Алена Косторная, как самая старшая из них. На чемпионате России-2018, который проходил в декабре 2017 года, она стала бронзовым призером в 14 лет. С самого начала ее выделял непростой характер. Она всегда держалась отдельно от всех и сама про себя говорила, что ее считают высокомерной, хотя она просто относится ко всем новым людям вокруг себя с осторожностью.
Потом стала греметь Трусова. 8 сентября 2018 года на этапе юниорского Гран-при в литовском Каунасе она впервые в истории женского фигурного катания исполнила самый сложный четверной прыжок — лутц в четыре оборота. На тех же соревнованиях Трусова сделала первый в истории каскад прыжков четверной тулуп — тройной тулуп.
Щербакова долгое время была в роли догоняющей. Если Трусова отличалась своими прыжками, Косторная — вдохновенным и качественным катанием, то у Щербаковой как будто и не было козырей. Как показало время, ее главной силой стал баланс: в ее арсенале не было столько квадов, как у Трусовой, но зато четверной лутц она делала идеально, а общее качество исполнения программы было всегда на высоте. Не зря она трижды побеждала на чемпионатах России, обходя и Трусову, и Косторную.
Противостояние этой троицы мировое фигурное катание запомнит надолго. У каждой был свой стиль, свои сильные стороны. Каждый их шаг освещался во всех СМИ и далеко за пределами узкого кружка любителей фигурного катания. Новости и тексты о Щербаковой, Трусовой и Косторной собирали больше, чем любые другие спортивные события в мире. Если противостояние Загитовой и Медведевой дало толчок к росту популярности фигурного катания в России, то это трио подняло рейтинги на такую высоту, от которой у многих в индустрии до сих пор кружится голова, хотя, конечно, пик уже пройден.
Детские секции ломились от потока маленьких девочек и их родителей, мечтающих о такой же славе, десятки ледовых шоу колесили по всей России друг за другом, и везде собирались аншлаги.
А пиком конечно были скандальные переходы Трусовой и Косторной от Тутберидзе к Плющенко и обратно в 2020–2021 годах. Тысячи новостей, комментариев, статей. В тот момент в мире не было более популярных 17–18-летних девочек.
При этом, конечно, все было не так однозначно. К тому моменту уже все раскусили метод Этери Тутберидзе: выжимать максимум из юных и стройных фигуристок, пока у них не началось половое созревание и не появилось собственное мнение. Именно из-за этого Международному союзу конькобежцев пришлось в итоге пойти на повышение возрастного ценза.
30 октября 2019 года на «Фонтанке» вышел материал под названием «Трусова, Щербакова и Косторная — главные неудачницы в истории фигурного катания». В нем мы рассуждали на тему того, что такой подход вряд ли даст этому легендарному трио хоть какие-то шансы на медали Олимпиады-2022, ведь к этому моменту должны вырасти новые суперюниорки. Жизнь показала, что мы были не так уж и далеки от истины.
Косторная, как самая старшая и как обладательница самого трудного характера, ушла из большого спорта первой. В декабре 2021 года стало известно, что чемпионка Европы пропустит чемпионат России, что автоматически лишило ее шансов отобраться на Игры. Официально — Алена не смогла выступить из-за травмы. Но даже если бы не это, вряд ли у нее был шанс войти в призовую тройку.
Были вопросы к Щербаковой. На этапе Гран-при в Гренобле ее программа была еще не до конца наработанной, на чемпионате Европы в Таллине Анна осталась без каскада, и только в Петербурге на чемпионате России было достаточно уверенное выступление. На контрольных прокатах блистала Александра Трусова с пятью четверными прыжками, но на соревнованиях она редко их выполняла чисто. Для нее это была игра ва-банк.
На этом фоне всех удивляла та самая новая суперюниорка Тутберидзе — Камила Валиева, которая идеально выполняла сложнейший контент в обеих программах. И если бы не трагедия с положительной допинг-пробой, вряд ли бы она уехала из Пекина без двух золотых медалей — в командном и личном соревнованиях. В итоге пять чистых четверных Трусовой смёл идеальный прокат Щербаковой.
«Я ненавижу этот спорт. Я никогда больше не выйду на лёд», — рыдала после объявления финальных оценок Трусова, ставшая лишь второй.
Реакцию Трусовой обсуждали едва ли не больше, чем итоги олимпийского турнира. Когда эмоции немного улеглись, все были уверены, что если кто-то и сможет пройти следующий четырехлетний цикл, то это будет именно она. У олимпийской чемпионки Щербаковой мотивации продолжать точно не было. Сначала она залечивала старые травмы, потом стала ведущей «Ледникового периода» и комментатором соревнований, а недавно была капитаном команды на Кубке Первого канала среди юниоров. Зачем при этом снова возвращаться к изнуряющим тренировкам до потери пульса и следить за каждым лишним граммом?
Косторная решила пойти другим путем. Алена перешла в парное фигурное катание, вышла замуж за партнера Георгия Куницу. Была надежда, что фигуристка сможет развиваться в этом направлении, но недавно она объявила, что берет паузу в карьере на два года. Добавим к этому лишь то, что и Алина Загитова, и Евгения Медведева, которые тоже после Олимпиады-2018 брали такую паузу, обратно уже не возвращались.
Так что вся надежда была на Трусову. Про нее говорили, что из всех троих она больше всего была про спорт и спортивный характер. В какой-то момент показалось, что она действительно настроена на более долгую карьеру по примеру Елизаветы Туктамышевой.
Перед стартом этого сезона Александра даже приехала на контрольные прокаты, но провалилась там. Зато вышла замуж за фигуриста Макара Игнатова, превратив в своих соцсетях свадьбу в настоящее шоу. А теперь на фоне слухов о беременности окончательно стало понятно, что ее эпоха, как и эпоха Щербаковой и Косторной, закончилась, а все попытки доказать, что кто-то из них все-таки сможет вернуться, — всего лишь самообман. Им всего по 20–21 году, а все их победы, похоже, уже позади.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»