МВД максимально приблизилось к старту масштабной реформы теоретического экзамена на права. В скором времени ведомство заменит на новые часть вопросов, которые раньше содержали неточности и ошибки, а сама процедура в перспективе станет заточена на понимание правил дорожного движения, а не на механическое заучивание ответов. Об этом «Фонтанке» рассказал эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов, который также принял участие в рабочей группе МВД по разработке нового экзамена.
Модернизация может потребовать от автошкол дополнительных расходов на зарплаты преподавателям, что повысит цены на обучение и без того увеличившиеся в 2024 году до 60 тысяч рублей. Раскошеливаться и ломать голову над новыми вопросами придется не только людям, впервые получающим права, но и лишившимся их нарушителям.
Все это время нас учили неправильно
Министерство еще в 2021 году заявляло о планах изменить подход к теоретическому экзамену на знание ПДД, сместив акцент с заучивания к осознанному пониманию безопасных действий. В 2024 году работа над этим продолжилась в том числе в рамках рабочей группы при МВД, в которую вошло множество участников. Среди них — представители органов исполнительной власти разного уровня, а также сотрудники компании «Профтехнология» и ее преподаватель-методист Дмитрий Попов. Еще при подготовке к работе он вместе с коллегами провел аудит существующих вопросов к теоретическому экзамену. Оказалось, что принятые сейчас как правильные ответы на 157 из 800 вопросов в той или иной степени могут считаться ошибочными.
Порядка 50-60 наиболее проблемных из них содержат неправильное толкование ПДД или нормативно-правовых актов. То есть либо само задание изначально поставлено некорректно (а соответственно, ответ на него тоже неправильный), либо в качестве правильного ответа указывается неправильный. При этом в комментарии о том, почему это так, а не иначе, приводится вполне логичная база.
У типичного сегодняшнего ученика, который не проводит ночи в обнимку с книжкой ПДД, просто нет причин не доверять этой информации. Он вводится в заблуждение и продолжает в нем пребывать, пока ездит по дорогам.
Классический пример — «пресловутый» 6 вопрос 30 билета. По словам Попова, все автошколы страны знают, что там допущена ошибка, поэтому объясняют ученикам, что на экзамене нужно указывать так, а в жизни — действовать иначе.
Сейчас система на любом сайте или приложении для подготовки к экзамену принимает в качестве верного ответ «прямо и направо», исходя из положения регулировщика, сигналы которого «побеждают» требования разметки. «Но если ты поедешь так, как они говорят, как якобы правильно, ты погибнешь, — говорит Попов. — Потому что из соседней левой полосы водитель повернет направо и будет прав». То есть разметка все же должна учитываться, как и было до 2018 года, пока вопрос не изменили.
Добрая часть вопросов потеряет всякий смысл, если расставить на прикрепленных к ним изображениях дорожные знаки так, как того требуют правила и стандарты, отмечает автоэксперт.
«Например, ни в одном вопросе, где на дороге есть перекрёсток с несколькими пересечениями проезжих частей, нет знака 3.1, въезд запрещен (В народе „Кирпич“. — Прим.ред.), который положено устанавливать, как сказано в государственном стандарте, для каждого пересечения проезжих частей. Поскольку они не установлены, ровно из этого и рождается вопрос», — объясняет Попов. Пример — ниже.
Как будет теперь
Итогом работы «Профтехнологии» в составе рабочей группы в 2024 году стало составление более 100 новых вопросов для каждой из категорий А, В, М, С и D. По информации Попова, Госавтоинспекция взяла их в работу, и за счет этих заданий будут закрыты выявленные проблемные места. Это может произойти в конце января — начале февраля.
Окончательное решение, будут ли эти новые вопросы публиковаться в открытом доступе, пока не принято, поскольку ГИБДД, опять же, стремится к тому, чтобы ученики при сдаче экзамена опирались на понимание, а не на зазубривание правильных ответов из тестов. Для этого уже разработано программное обеспечение, которое позволяет случайным образом выдавать задания из базы каждому экзаменуемому. Более того, к каждому новому заданию представлено от 3 до 6 альтернативных картинок, чтобы человек не цеплялся за визуальные образы.
О том, насколько результат зависит от запоминания формулировок и картинок, отчасти могут говорить итоги Всероссийского диктанта по ПДД. Это открытый и бесплатный онлайн-тест с вопросами, приближенными к экзаменационным и одобренными Научным центром безопасности дорожного движения МВД России. Визуально изображения в нем похожи на те, что используются в экзамене, но содержат небольшие отличия. На сегодняшний день количество пользователей, сдавших тест, в 6,5 раза меньше, чем несдавших (8 926 против 58 203).
«У нас впереди стоит задача — сделать много сотен вопросов для того, чтобы создать запас для ротации в экзаменационных билетах», — говорит Попов о планах в рамках рабочей группы на 2025 год. Так, количество вариантов вопросов в базе будет расти. Уже к середине следующего года оно может исчисляться тысячами, а через время — десятками тысяч. Учитывая, что к каждому будет по 3-6 фото, даже умельцам с феноменальной зрительной памятью будет сложнее сдать экзамен без понимания ПДД и способности анализировать ситуацию.
Предлагаем читателям попробовать себя и решить два пробных вопроса.
Что ждет рынок автошкол и учеников
Привыкшим работать по-старому автошколам точно придется менять подход к преподаванию, чтобы сохранить бизнес и обеспечить должное качество услуг. «Приблизительно 90−95% автошкол не занимаются никакой преподавательской деятельностью. Они говорят: „Вот вам книжечка, учите билеты — это главное“. Сейчас надвигается момент, когда нужно не учить, а понимать, — говорит Дмитрий Попов. — Теперь им нужны будут квалифицированные педагоги. Не дядя Вася с улицы, а тот, кто хорошо и качественно знает суть вопроса».
На фоне общего дефицита кадров привлечь действительно профессионалов своего дела будет непросто. Самый популярный и действенный метод — поднять зарплаты, но ситуация осложняется тем, что из-за многолетней экономии на преподавателях их доходы и так сильно отстают от сегодняшних реалий. По оценке автоэксперта, как правило, педагогам в автошколах платят 15−20 тысяч рублей за группу, занятия у которой проводятся дважды в неделю в течение двух месяцев. Из расчета на час получается около 400 рублей в час.
«Им придется достать из закромов тех, кто хорошо преподает, и платить им нормальную зарплату», — резюмирует Попов.
В 2024 году рынок автошкол хорошенько встряхнули оперативники на предмет коррупции, а сами организации подняли цены на свои услуги в два с лишним раза. К их резкому росту ранее привлек внимание УФАС депутат ЗакСа и председатель парламентской комиссии по транспорту Алексей Цивилев, но управление не нашло достаточных оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Оно пришло к выводам, что повышение цен стало следствием значительного роста затрат всех участников рынка.
В ответе антимонопольного органа депутату сказано, что в зависимости от затрат и рентабельности организации в городе стоимость соответствующих услуг варьируется от 27 до 140 тыс. рублей. Интересно, что при этом рентабельность их бизнеса даже после повышения оценивается в 1,5%-8%. Рабочая группа ЗакСа при комиссии по транспорту готовит изменения в законодательство об автошколах.
«У нас в Петербурге сотни автошкол (170, по данным ГАИ. — Прим. ред). Реальных из них, в которых действительно учат, по словам экспертов, не более 15%. Поэтому, если действительно будет ужесточение теоретического экзамена и людей заставят учиться, эти автошколы должны, по идее, отпасть. Но может произойти вторая тенденция — просто увеличится какая-то негласная стоимость сдачи экзамена, чего бы не хотелось», — сказал «Фонтанке» Цивилев.
Cдавать по-новому придется не только вчерашним школьникам и студентам и прочим неофитам, но и тем, кого ранее лишали прав за серьезные нарушения. Потенциальным ученикам Попов советует проявлять требовательность по отношению к автошколе, проверять, что и как происходит на занятиях. Не идти туда, где дешево, поскольку это может быть признаком некачественных услуг, а взять на вооружение истину из кинофильма «Мимино»: «Хорошее всё дорого».
«Уже сейчас для себя нужно понять, что в ГАИ меняется вектор отношения к конечному продукту. Требуется не умение решать экзаменационные билеты, а знание и понимание правил дорожного движения, — объясняет он. — Кто-то говорит: „А я вот не могу учить правила, я их не понимаю, мне нужно запомнить билеты“. Если не понимаешь — значит, сиди дома или на пассажирском сиденье».
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»