Накануне один из редакторов «Фонтанки», обрадовавшись быстрой уборке моста Ломоносова после публикации на сайте, решил рискнуть и дойти до станции метро «Владимирская». Сам мост девушка перемахнула легко, а вот на одноименной улице стало туго. Уворачиваясь от многочисленных посетителей вечерних кафе, которых здесь в избытке, она в итоге едва не растянулась на льду. А дойдя до метро, задумалась: как было бы здорово, если бы все рестораторы и владельцы магазинов на таких улицах откололи лед у себя перед входом.
«Фонтанка» объясняет, что в этой идеальной картине мира обязательно и штрафуется, а что — по желанию.
Как устроена уборка в Петербурге
Лоскутное одеяло содержания территорий в Петербурге в последние годы пытаются унифицировать. Самый заметный шаг сделали в жилищном блоке, когда все дворы общего пользования, которые убирали кто во что горазд, передали районным жилищным агентствам. Как рассказывал «Фонтанке» вице-губернатор Евгений Разумишкин, в них трудятся порядка 4 тысяч дворников. Еще примерно столько же — в управляющих компаниях, которые убирают землю, закрепленную за собственниками жилья на праве общедомового имущества (если такая есть, ведь зачастую территорию дома определяют просто по обрезу здания). В прошлом сезоне жилагентствам ощутимо не хватало людей, нет полной комплектации и сейчас, но по крайней мере определена ответственность.
Она была и раньше, но оставалась распылена по разным учреждениям. Теоретически ничего бесхозного в городе нет. Еще два года назад комитет по благоустройству объяснял «Фонтанке», когда встала речь о позабытых всеми пустырях и газонах: «Территории, на которые не разграничена ответственность, в Санкт-Петербурге отсутствуют. За все территории, которые не отнесены к компетенции различных ИОГВ, муниципальных и федеральных органов, отвечают администрации районов».
Улично-дорожной сетью (то есть проезжей частью и тротуарами) занимается, как и раньше, комитет по благоустройству. Раньше он передавал уборку на коммерческие контракты постоянным подрядчикам, по большей части принадлежащим городу. После недавней реформы унитарные предприятия превратились в бюджетные учреждения, они получают задание на содержание дорог без конкурса и могут частично отдавать его на субподряд: либо целыми районами — дорожным акционерным обществам, которых реформа не коснулась, либо частично — например, тротуары в конкретном районе определенным небольшим фирмам. В идеальном мире они бы обходились без тротуарного аутсорсинга, но людей в штатах для этого не хватает: всего меньше пяти тысяч ручников на весь город. Так что от коммерческой лесенки никуда не уйти.
Городские и частные организации по умолчанию должны убирать территории, которые закреплены за ними на праве хозяйственного использования. То есть парковку бизнес-центра убирает администрация бизнес-центра, а территорию у станции метро — метрополитен.
Ларьки, автосервисы, бизнес-центры
Несколько лет назад Смольный внес изменения в городские правила благоустройства. Смысл был в том, чтобы обязать бизнес прибирать территорию вокруг своих отдельно стоящих зданий, даже если сами эти квадратные метры ему не принадлежат. Для этого требовалось определить, что такое прилегающая территория.
В нынешней редакции документа есть отдельная глава, которая устанавливает и эти границы, и степень участия собственников. Для зданий в государственной или муниципальной собственности никакой прилегающей территории нет, как и для многоквартирных домов. То есть они занимаются только тем, что и так уже на их балансе.
Для остальных дополнительная нагрузка выглядит так:
нежилые строения и сооружения, чей земельный участок совпадает с самим зданием, — полоса еще в 5 метров шириной;
отдельно стоящие некапитальные строения (например, ларьки) — 2 метра;
домовладения — 2 метра от границы земельного участка;промышленные объекты — 5 метров от границы земельного участка;
стройплощадки или производство благоустройства — 3 метра от границы земельного участка;
для остальных — 3 метра.
Есть ряд уточнений: если такие прилегающие территории у соседей друг на друга накладываются, они делят их пополам. Естественно, зона ответственности бизнеса заканчивается, как только его территория упирается в проезжую часть (там все-таки убирают дорожники), памятники, охраняемые зоны и т. д.
Собственник и арендаторы должны убирать прилегающую территорию в период работы между уборкой специализированными организациями, которые продолжают работать в зоне своей ответственности. А в зимний период убирать снег в рабочее время — каждые два часа после начала снегопада, если он интенсивный.
Следит за исполнением этих правил государственная административно-техническая инспекция. В ГАТИ «Фонтанке» сообщили, что при мониторинге смотрят на все в комплексе — и содержание частной территории, и прилегающей. «За 2024 год было объявлено более 400 предостережений различным ответственным за содержание за несоблюдение требований по уборке территорий», — добавили там.
Правила благоустройства, которые в одностороннем порядке и по умолчанию обязывают кого-то убирать прилегающую территорию, в свое время оспаривали, и успешно. Знаковый для этого вопроса процесс прошел еще 10 лет назад в Брянске, иск подавала компания «Тандер», которая не поняла, с чего бы ей все-таки убирать не свою землю. «Бремя безвозмездного содержания прилегающей территории может быть возложено на юридические лица, не являющиеся собственниками этих территорий, только на добровольной основе, — решил арбитраж. — Возложение обязанностей Правилами по благоустройству на юридические лица дополнительного бремени по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающей территории) противоречат требованиям федерального законодательства».
Дело прокатилось по всем инстанциям и успокоилось в Верховном суде, который подтвердил это решение, подчеркнув, что навешивать такое на бизнес может только федеральный центр. «Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления, — говорится в решении. — Данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства».
Однако в 2018 году вышла новая редакция федерального Градостроительного кодекса. И там уже в полный рост было понятие «прилегающая территория», а кроме того, закон позволил местным правилам благоустройства регулировать участие организаций в их содержании. То есть все передали на уровень региона, с тех пор оспорить обязанность по уборке лишних метров не получается.
Должны ли убирать тротуар магазины и кафе
Однако и сейчас многоквартирные дома — исключение в вопросе прилегающей территории. То есть в тех же самых правилах благоустройства Петербурга содержится только рекомендация «собственникам и (или) иным законным владельцам нежилых помещений в многоквартирных домах в периоды между уборкой специализированными организациями осуществлять устранение гололеда, скользкости и удаление снега с покрытий, расположенных на расстоянии 3 метров от границ указанного здания… по всей длине помещения по фасаду многоквартирного дома».
Чем рекомендация отличается от обязанности, объяснять не будем. Смольный регулярно рассказывает о том, что ответственный бизнес берет на себя бремя содержания тротуаров перед собственными дверями (тем более что это и в его интересах). Но какова доля таких организаций — не подсчитать. А нормативно тротуар как был в ведении дорожников, так и остается.
Единственное, что предписано магазинам, салонам связи, пунктам выдачи, кафе и другим обитателям нежилых помещениях в многоквартирных домах, — «осуществлять надлежащее и своевременное содержание элементов входных групп, включая уборку мусора, устранение гололеда и скользкости, удаление снега». Но конкретики нет.
При этом надо понимать, что по общему правилу условная парикмахерская на первом этаже, заключившая договор с управляющей компанией дома, ничем не отличается от жильца квартиры. И если перед дверью этой парикмахерской на общедомовой земле скользко, то жилинспекция предъявит претензии именно УК, как и в других случаях.
Главный бич петербургских тротуаров известен — это натеки от водосточных труб, которые, если вовремя их не убрать, застывают аж до весны, так как короткая оттепель их не берет. Плюс неубранные следы уборки крыш. Все опять упирается в полномочия: лед от домов (управляющие компании) покрывает асфальт (дорожные бюджетные учреждения и их подрядчики). Накануне глава жилкома Денис Удод в эфире телеканала «Санкт-Петербург» заявил: «Мы в нашем блоке не делим зоны ответственности — это твое, это мое. У нас есть единый координирующий центр в лице вице-губернатора Петербурга Евгения Николаевича Разумишкина, который возглавляет городской штаб по благоустройству. Вне зависимости от того, чья это территория, мы все вместе отвечаем за то, чтобы эта территория была чистой».
В аппарате вице-губернатора Разумишкина прокомментировали вопрос об обязанностях. Если коротко, то ситуация такая:
— если территория дома ограничена улицами, то уборку осуществляют дорожники;
— если территория относится к общему имуществу дома — то убирает УК. ГЖИ проводит проверки и контролирует качество выполненных работ. Если уборка выполнена некачественно — ГЖИ может выписать предостережение или привлечь к административной ответственности;
— магазины, кафе и прочие коммерческие обитатели первых этажей должны чистить только вход. Тротуар по-прежнему в ведении комблага, если он примыкает к улично-дорожной сети (дворовые проезды к ней не относятся), или УК — если не примыкает.