Главный автозавод России рассказал, что изменится за пять лет — и в Тольятти, и у покупателей бренда LADA по всему миру. Только в этом году на развитие и разработку завод намерен потратить 45 млрд рублей — это примерно треть выручки. И столько же — ежегодно до 2030 года.
Прошедший год войдет в историю АвтоВАЗа как год рекордов и как год, «когда наша команда смогла уверенно вести вперед всю автомобильную отрасль страны и восстановить мобильный ряд, который был до СВО, в полном объеме и полной квалификации», — поделился на итоговой годовой пресс-конференции, которая прошла накануне в Москве, президент автоконцерна Максим Соколов.
Под конец года рынок в целом и повышение утильсбора, в частности, досадно отыгрались на продажах, обрушив их до минимума в ноябре, и чуть было не заставили пересмотреть производственные планы компании на 2025 год, установленные в 500 тыс. автомобилей.
Тем не менее автогигант намерен планку удержать. Более того, в развитие и разработку автомобилей и силовых агрегатов в этом году планируется инвестировать 45 млрд рублей, это примерно треть от выручки, которую компания получала буквально три года назад. Подробнее о планах компании на 2025 год и перспективах до 2030-го — в материале «Фонтанки».
«Преодолели психологически важный рубеж»
Тольяттинский автогигант по итогам 2024-го стал лидером отечественного автопрома: год к году производство выросло на 40%, завод преодолел «психологически важный рубеж» в 500 тыс. произведенных автомобилей.
— С конвейеров группы вышли 525 тысяч машин и машино-комплектов. И это, безусловно, рекорд за последние десятилетия, — сказал Максим Соколов.
Доля Granta в этом объеме 229 тыс. штук, 132,8 тыс. приходится на Vesta, еще 110 тыс. штук — на Niva Travel и Niva Legend, и 35,8 тыс. штук выпустили Largus.
На 30% выросли и продажи: купить LADA, по данным Автостата, предпочли 436 тыс. человек (годом ранее 324 тыс.). Нетрудно подсчитать, что на складах завода и дилеров остались почти 90 тыс. машин и их комплектов. Их судьбу руководство завода вчера публично обсуждать не стало.
Самой востребованной моделью стала Granta — по данным компании, она разошлась тиражом 205,6 тыс. штук (12,2% доли на рынке, Vesta перешагнула 100-тысячный рубеж с результатом в 123 тыс. продаж (7,3% рынка). Еще порядка 100 тыс. продаж пришлось на Niva Travel и Niva Legend (в соотношении 4:6, доля на рынке 3,1% и 2,9% соответственно), Largus купили 22 тыс. штук (доля 1,3%).
Судя по всему, с китайским автопромом в этом году АВТОВАЗу предстоит нешуточная борьба: на конец 2024 года совокупная доля «китайцев» на рынке РФ выросла до 48,15% (с 45,13% в 2023-м).
— Без сомнения, 2024 год можно записать в наш актив, мы уверенно держали лидерство на протяжении всего года, занимаем 28% рынка, — подчеркнул Соколов. При этом годом ранее позиции у LADA были крепче — 30,63%.
Перечисляя достижения за минувший год, руководство обратило внимание, что на АвтоВАЗе у основных производственных рабочих заметно выросла зарплата — как отметили в компании, за два года ее повысили почти вдвое, до 100 тыс. рублей в среднем.
В оснащении компании отечественной компонентной базой участие сейчас принимают 1,6 тыс. компаний, где заняты в общей сложности порядка 500 тыс. человек, их совокупный товарооборот достиг более 40 миллиардов рублей (+20% год к году). Удалось достичь и технологического суверенитета, отметили в компании. К сегодняшнему дню порядка 95% комплектующих производятся в России. Для сравнения: годом ранее импортных запчастей на Granta было порядка 80%, 25% у Vesta и около 45% у Largus.
Дилерских центров за год стало на 21 больше, сейчас их 338 по всей стране.
«„Ниву" будем развивать»
От идеи сокращения объема производства на текущий год, которую компания озвучила в декабре, отказались — с конвейера в 2025 году сойдут 500 тыс. автомобилей, как и было анонсировано в ноябре.
— Планка осталась прежней — 500 тысяч автомобилей. С учетом прогнозов рынка, конечно, очень важно будет удержать этот план. С точки зрения производства мы не видим проблем, но многое будет зависеть от управляемых нами макроэкономических факторов, — пояснил Максим Соколов.
В общей сложности в этом году запланирован вывод на рынок 15 новинок (разного масштаба), среди которых наиболее ожидаемые LADA на полностью локализованной платформе, новые версии и комплектации для всех существующих моделей и ближе к концу года старт продаж Niva Sport и Vesta Sport.
Кроме того, новый двигатель объемом 1,8 литра получит семейство Niva, в первую очередь версия Travel. Таким же модернизированным двигателем 1,8 EVO на 122 лошадиные силы в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач оснастят LADA Vesta (автомобиль обещали представить 27 января), а в июне на площадке ПМЭФ состоится презентация нового кроссовера на платформе Vesta в массовом сегменте В/В+.
Еще две новинки — концепты в сегменте легких коммерческих автомобилей и спорт-версии В-класса — будут представлены ближе к концу года. Есть план и до 2030 года — пополнить парк АВТОВАЗа 12 новыми моделями и модификациями. Только на этот год на разработку в том числе автомобилей и силовых агрегатов компания направит 45 млрд рублей.
Сборка принципиально новой модели LADA Iskra, которую автоконцерн презентовал на ПМЭФ-2024, должна стартовать уже в марте. Она займет нишу между Granta и Vesta. Напомним, версию с 1,6-литровым двигателем на 90 л. с. оснастят 5-ступенчатой механической коробкой передач, модификация с 106-сильным мотором выйдет в паре как с вариатором, так и с 6-ступенчатой механикой. Ее будущую цену на заводе не называли.
Большие планы у АВТОВАЗА и на Niva, «известный во всем мире бренд», подчеркнул вице-президент концерна по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин.
— Безусловно, мы его планируем дальше развивать, где-то, возможно, даже кардинально, но это в планах. В этом году начнем с двигателя 1,8, движение автомобиля будет совсем по-другому ощущаться, — поделился Костромин.
К слову, в октябрьском рейтинге онлайн-издания SlashGear «20 самых надежных внедорожников всех времен» Lada Niva заняла достойное третье место, уступив лишь Toyota Land Cruiser 70 и Toyota Land Cruiser 200, и опередила Toyota 4Runner.
Издание пишет, что еще совсем недавно Lada Niva была доступна на рынке Великобритании через специализированные дилерские центры, и сожалеет, что западные санкции приостановили поставки «Нив». В своем обзоре 2021 года, отмечает SlashGear, журнал Car Magazine назвал Lada Niva забавной смесью новых и старых компонентов, где кондиционер контрастирует с винтажными стойками.
Мощности «Чеченавто»
«Семья» АВТОВАЗа за минувший год выросла до 47 тыс. человек, из которых 37 тыс. работают на площадке в Тольятти, а остальные задействованы в Ижевске, Москве, Петербурге (инженерный центр АВТОВАЗ) и в партнерских проектах в Чечне.
Причем «Чеченавто», поделились в компании, занимает в производственных мощностях концерна достойное место.
— Мы благодарны нашим чеченским коллегам, что они сумели восстановить, возобновить свое производство с учетом поставляемых машин и комплектов в тяжелом 22-м году. Сейчас это кажется уже далекой историей, но тем не менее это было очень непросто сделать, и за эти годы наши чеченские коллеги последовательно увеличили объем производства. В 2024-м они выпустили порядка 7,5 тысячи автомобилей, на 2025 год в планах 8 тысяч автомобилей, — ответил на вопрос «Фонтанки» Максим Соколов.
ОАО «Чеченавто» было создано в 2008 году, первыми с конвейера сошли ВАЗ-21074, позже там собирали Lada Priora и Granta. В 2013-м компания заключила 10 госконтрактов на 5,4 млн рублей, в том числе на поставку автомобилей в мэрию города Аргуна, где было зарегистрировано, в 2017-м компания выручила рекордные 2,4 млрд рублей, а уже в 2020-м ее признали банкротом и открыли конкурсное производство.
Успешнее обстоят дела у ООО «Чеченавто», созданного в 2011 году (в обоих 100-процентные доли держало и держит Минимущество Чеченской Республики). По единственному госконтракту в прошлом году завод поставил Минпромторгу РФ 56 единиц спецтехники на базе «Садко» (ГАЗ-3308) и 300 штук — на базе «Соболь» (ГАЗ «Соболь») на общую сумму 1,5 млрд рублей. Единственный сертификат на «Транспортные средства (категории M1) LADA 210740 (LADA 2107) с двигателем ВАЗ-21067» с 2009 года ушел в архив. Выручка за 2023 год достигла 4,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 12,1 млн.
«С Францией бизнес-отношений не имеем»
Объем экспорта за прошедший год увеличился в 4 раза, в 20 стран уехали более 21 тыс. машин, в том числе в Азербайджан, где к тому же была запущена сборочная площадка. Кроме стран бывшего СНГ в перечне импортеров — Иран, Куба, ОАЭ, Вьетнам, Йемен, Ливан, Сербия, потоки LADA идут в Болгарию, Боснию, Грузию, Германию и Словакию. Входившие в группу фирмы вели деятельность в 17 государствах, а число дочерних и зависимых превышало 200.
Судя по данным официального сайта group.avtovaz.ru (о котором в компании, видимо, давно забыли, но вспомнили на конференции и закрыли некоторые сведения), чтобы приблизиться к географии времен «до СВО», компании предстоит увеличить экспортные рынки как минимум вдвое — тогда LADA импортировали в 46 стран. Правда, на ближайший год компания наметила добавить себе в экспортный портфель пока только еще пять государств-импортеров.
Сегодня, по данным СПАРК, АВТОВАЗ участвует в уставном капитале девяти обществ, а с «дочками» SDPM и Lada France SAS, которые занимались дистрибуцией автомобилей Lada и их сервисным обслуживанием на территории Франции, бизнес-отношения были разорваны, сообщили «Фонтанке» в компании.
Последний раз финансовую отчетность АВТОВАЗ публиковал в 2022 году, тогда выручка достигала, по данным СПАРК, 169,6 млрд рублей, чистая прибыль зафиксировалась на отметке чуть более 200 млн руб. Однако позднее, поделился год назад Максим Соколов, законодательство запретило публиковать цифры, и о масштабах финансовых результатов компании и об эффективности инвестиций пока остается только догадываться.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»